Выполнила: И.Г.Габарвева
учитель математики I категории
МОУ СОШ № 46 г. Хабаровска
Урок алгебры в 8-м классе. Тема: » Социальное неравенство.
Числовые неравенства.»
Цель урока: Развить математическое мышление и умения воспроизводить мысли устной и письменной речью.
Задачи:
Дидактические: 1) вывести определение числового неравенства; 2) сформулировать правила числовых неравенств.
Психологические: Развивать способность к творчеству.
Воспитательные: Усилить способность к самоуправлению.
План урока:
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Деятельность ученика в группе (выполненные задания, ожидаемые результаты и выводы) | |
Первая часть нашей темы – неравенство. О чём вы думаете, когда слышите это слово? Учитель старается подвести уч-ся к понятию «социального неравенства». | Учащиеся включены в деятельность, высказывают свои мысли. |
В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности.
Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные люди находятся на разных ступенях вертикальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Т.е. неравенство это когда нет равенства.
Тогда перейдём к математике
Деятельность ученика в группе (выполненные задания, ожидаемые результаты и выводы) | |
I. Ориентировочно-мотивационный этап. |
|
На доске записаны пары чисел. Сравнить эти числа. Объяснить, как сравнивали. а) 36,581 и 36,573; б) 13/18 и 17/18; в) -6 и -10; г) -5,5 и 4,99 | 1)Выравнивание знаний. а) 36,581> 36,573; б) 13/18 < 17/18; в) -6 > -10; г) -5,5 < 4,99 |
Какой общий способ применим для сравнения чисел? | С помощью координатной прямой. |
Постановка учебной задачи Что получили в результате сравнения чисел? Учитель подводит к ответу: Числовые неравенства Дать определение понятия “числовое неравенство”. | Обсуждение в группах. Числовые неравенства. Запись отношений двух неравных чисел с помощью знаков > или < называется числовым неравенством.
|
II. Операционально-исполнительский этап.
Решение учебной задачи (задание 1-5).
| |
Решение учебной задачи. Задание 1. Разделить данные неравенства на три группы. 3,5>2,4 -8< -5 6,4=6 9,45<10,53 -11= -11,000 -5>-5,03 Записать данные неравенства, обозначив левые числа буквой “а”, а правые – буквой “в”. Связь с соц. неравенством (положение на иерархической лестнице) | Обсуждение в группах. Распределение по группам, запись с помощью а и в. 1гр. 2гр. 3гр. а>в а<в а=в Проговаривание. Правило 1 Для любых чисел а и в имеет место только одно из соотношений: а=в, а>в, а<в |
Задание 2. Известно, что 3,56 <3,67. Существует ли число большее чем 3,56,но меньшее 3,67? Записать в виде двойного неравенства с числами и в общем виде. Связь с соц. неравенством (положение на иерархической лестнице) | Обсуждение в группах. Да, например 3,58; 3,66669 и т.д. 3,56<3,58<3,67 а<с<в Проговаривание. Правило 2 Для любых чисел а и в: а<в, найдётся число с, такое что а<с<в
|
Задание 3. Какой вывод можно сделать, если: 2,98<4,3 и 4,3<4,59? Сделаем вывод в общем виде: Если а<в и в<с, то… Связь с соц. неравенством (положение на иерархической лестнице) | Обсуждение в группах. 2,98<4,59 а<с Проговаривание. Правило 3 Для любых чисел а, в, с из неравенств а<в и в<с следует, что а<с. |
Задание 4. На одной чаше весов лежит яблоко, а на другой – вишня. И к яблоку, и к вишне добавили по одной сливе (сливы абсолютно одинаковы). Определить положение чаш весов. Можно ли прибавить к обеим частям верного числового неравенства одно и то же число? Записать без слов на математическом языке. Связь с соц. неравенством (положение на иерархической лестнице) | Обсуждение в группах. Чаша с яблоком перевесит. Да, например 5>2, то 5+11>2+11 Если а>в и с – любое число, то а+с>в+с. (К обеим частям неравенства можно прибавить одно и то же число). Проговаривание. Правило 4 Для любых чисел а, в и с, если а>в, то а+с>в+с |
Задание 5. Можно ли умножить верное числовое равенство 8>4 на любое число? Изменится ли при этом знак неравенства? Сделайте вывод. | Обсуждение в группах Умножим на 5: 40>20 верно, знак не поменялся. Умножим на -7: -56<-14, знак поменялся. Если а <в, с-положительное число, то ас<вс (а/с<в/с). Обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же положительное число, оставив знак без изменения Проговаривание. Правило 5 Для любых чисел а, в и положительного числа с из неравенства а>в следует ас>вс |
III. Рефлексивно-оценочный этап.
-
Обобщение результата урока (задание 6).
-
Самооценка.
-
Домашнее задание (задание 8).
Работа в группах, учащиеся заполняют заготовленные учителем заранее листы А3, затем у доски рассматриваются модели всех групп.
| |
Задание 7 Проведите самооценку в группах Задание 8 Записать домашнее задание, выбрав понравившийся вариант. 1.№.3,4,5,6,7(а, в, д) | Общая самооценка. |