Тема урока. Решение задач на составления систем уравнений. Алгебра 7 класс.
Основополагающий вопрос?
Зачем нужны системы уравнений при решении задач. Проблемы самостоятельных исследований.
1 История введения в математику систем уравнений.
-
Нахождение наиболее рационального способа решения задач.
-
Составление алгоритма решения сложных систем.
Дидактические цели:
Формирования компетентности в сфере изучения данной темы; навыка
самостоятельной обработки информации; формирования математической грамотности,
интереса к предмету; воспитание ответственности за начатое дело; чувство
коллективизма.
Методические задачи:
Научить учащихся решать задачи с помощью системы уравнений; составить алгоритм
решения задач с помощью системы уравнений; формировать личностный подход к изучаемой теме.
Учитель: Умение решать системы линейных уравнений с двумя неизвестными позволяет решать задачи методом введения двух неизвестных. При анализе условие задачи разбивается на две части, в каждой из которых устанавливается зависимость между введенными двумя неизвестными.
Задача 1. В двух школах 1900 учеников. В тур. Поездку отправились 5% уч. Одной школы и 8% другой школы, что вместе составило 125 учащихся. Сколько учеников было в каждой школе?
Анализ
Из условия задачи следует выделить две ситуации:
-
Количество учащихся в каждой школе и их общее число.
-
Количество учащихся, отправившихся в тур поездку и их общее число.
Решение:
Пусть х учеников училось в 1 школе, а у учеников училось во 2 школе. Вместе их было 1900, те х+у=1900. Из X школы отправилось в тур поездку 0,05х учеников, а из ff школы 0,08у учеников. Вместе это составляет 125 учеников, те 0,05х+0,08у=125. Так как входящие в уравнения переменные х и у выражают одни и те же величины, то можно составить систему:
Решим систему уравнений:
1 школа | 2 школа | В двух школах | |
Обучалось | x | y | x+y=1900 |
Отправилось в тур поездку | 0.05x | 0.08y | 0.05x+0.08y-125 |
Решив систему, получим х=900, у=1000. 900 учеников обучалось в Т школе ,1000 учеников во второй школе. Ответ: 900 и 1000 учеников.
Оформление задачи в виде таблицы
Задача 2. Периметр прямоугольника равен 60 см, а разность неравных сторон равна 20 см. Найдите стороны прямоугольника.
Анализ.
Условие задачи позволяет установить связь между сторонами прямоугольника и его
периметром; между большей и меньшей сторонами прямоугольника.
Решение:
Пусть большая сторона прямоугольника равна х см, а меньшая сторона равна у см. Из условия, что периметр равен 60 см, получим 2х+2у=60 или х+у=30. Т.к. разность сторон равна 20 см, то х-у =20 Составим систему уравнений и решим
Стороны прямоугольника равны 25 и 5 см. Ответ: 25 и 5 см.
Задача 3.
Сплав меди и цинка содержал 82% меди. После добавления в сплав 18 кг цинка, содержание меди в сплаве понизилось до 70%. Сколько меди и цинка было в сплаве первоначально?
Примечание:
Процентное содержание- это выраженное в процентах отношение массы вещества к массе сплава.
Запишем 82% в виде дроби 0.82, а 70%- 0.7
Оформим условие данной задачи в виде таблицы
Первоначальное содержание, кг | Содержание после добавления, кг | |
медь | X | X |
цинк | У | У+18 |
сплав | Х+У | Х+У+18 |
Содержание меди в сплаве, % | 82% или Х/(Х+У) | 70% или х/(х+у+18) |
Составим систему уравнений:
И решим её
Меди в сплаве было 86.1 кг, цинка 18.9 кг. Ответ: 86.1 кг и 18.9 кг.
Задача 4
Расстояние между двумя пристанями равно 90 км. Это расстояние по течению реки катер проходит за 3 часа, против течения реки за 4.5 часа. Найти скорость катера и течения реки. Путь по течению
Скорость течения реки, км/ч | Скорость катера по течению, км/ч | Время, Ч | Расстояние, км | Уравнение | |
X | У | Х+У | 3 | 90 | 3(Х+У)=90 |
Путь против течения
Скорость течения реки, км/ч | Скорость катера против течения, км/ч | Время, Ч | Расстояние, км | Уравнение | |
X | У | Х-У | 4.5 | 90 | 4.5(Х-У)=90 |
Составим систему уравнений:
Решим систему уравнений:
25 км/ч собственная скорость катера, 5 км/ч скорость течения реки. Ответ: 25 км/ч и 5 км/ч.
Ученики должны уметь:
Выделить две ситуации в тексте задачи, вводить неизвестные, находить зависимость
между данными задачи и неизвестными.
Схема решения задач
-
Анализ условия
-
Выделения двух ситуаций
-
Введение неизвестных
-
Установление зависимости между данными задачи и неизвестными
-
Составление уравнений
-
Решение системы уравнений
-
Запись ответа
Ученики должны владеть понятием процента; уметь находить значение выражений, которое больше на %, меньше на %; использовать значение при решении задач составление системы уравнений.
Задача из рассказа А.П. Чехова «Репетитор» Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля.
Пусть купили х аршин синего сукна и у аршин черного. Так как всего купили 138 аршин, то х+у=138. Теперь составим второе уравнение: за синее сукно заплатили 5х руб., а за черное — Зу руб., всего заплатили 540 рублей, поэтому 5x—t Зу*~540 Имеем систему уравнений:
Купили 63 аршина синего сукна и 75 аршин черного Ответ: 63 аршина и 75 аршин.