5 класс. Среднее арифметическое (п. 38).
Цели: сформировать понятие средней скорости движения и научить находить среднюю скорость движения;закрепить ЗУН-и учащихся;развитие логического мышления.
Оборудование: плакат для устных упражнений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Консультанты докладывают о результатах выполнения домашнего задания.
2. Соседи по парте обмениваются тетрадями и сверяют решение № 1524 (а) и 1534 (а) с доской.
II. Устные упражнения.
1. Вычислите:
3,18 – 1,08 2,06 + 1,04 5,4 0,1 4,08 : 4.
2. Выполните деление: 40 : 0,4 0,8 : 0,2 100 : 0,1
3. Найдите сумму результатов вычислений:
5,77 + 0,23 2,85 – 1,85 0,8 0,5 0,5 2.
4. Может ли произведение двух чисел оказаться меньше одного из множителей? Меньше обоих множителей? Примеры. Может ли частное оказаться больше делимого? Приведите примеры.
III. Изучение нового материала.
Работа с текстом по плану:
1. Прочитайте условие задачи № 2. О каких величинах в задаче идет речь?
2. Внимательно прочитайте решение задачи № 2. Что обозначают произведения 4,6 2; 5,1 3? Что обозначает выражение
4,6 2 + 5,1 3?
Что обозначает частное 24,5 : 5? Как по-другому называют эту скорость?
3. Каким еще способом можно вычислить среднюю скорость движения?
4. Придумайте задачу, в которой нужно вычислить среднюю скорость движения.
5. Какие ещё средние величины можно вычислить таким же способом?
6. Прочитайте задачи и скажите, как будете отвечать на поставленные в них вопросы.
Задача № 1
За первый час лыжник прошел 10,8 км, за второй 9,4 км и за третий 9,1 км. Сколько километров в среднем проходил лыжник за час?
Задача № 2
Токарь точил три одинаковые детали. Первую деталь он обточил за 1 мин, вторую за 56 с и третью за 1 мин 1 с. Какое время в среднем он затратил на обработку одной детали?
Задача № 3
Взвешиванием установили массы пяти овец: 28,5 кг, 32,6 кг, 35,1 кг, 30,3 кг и 27 кг. Вычислить среднюю массу овец.
III. Работа по теме урока.
1. № 1495 (а); 1499.
2. Задача. Велосипедист ехал 3 ч со скоростью 14 км/ч и 2 ч со скоростью 18 км/ч. Найдите среднюю скорость велосипедиста за все время движения.
3. № 1503.
4. На повторение № 1516 (в, д), 1517 (а).
IV. Итог урока.
Решите задачу (комментирование с места).
1. Мотоциклист проехал 100 км со скоростью 50 км/ч и ещё 120 км со скоростью 40 км/ч. Найдите среднюю скорость мотоциклиста на всем пути.
2. Найдите среднее арифметическое чисел: 4,27; 4,05; 3,22; 3,76; 4 и 4,16.
3. Сценка.
1-й ученик: Из парикмахерской я вышел остриженным наголо. Лето, жарко. Иду и радуюсь. Навстречу мне приятель, очень любознательный и хитроумный парень.
2-й ученик: Привет. Что же это ты столько волос оставил на голове?
1-й ученик делает удивленное лицо, пожимает плечами, разводит руки в стороны.
2-й ученик: Сколько, по-твоему, метров волос осталось у тебя на голове?
1-й ученик: Метр-два, может быть, и будет, если собрать все остатки.
2-й ученик рассмеялся: «Ошибся. И во много раз. Подумай как следует, прежде чем ответить на этот простой с первого взгляда вопрос».
Пауза.
2-й ученик: Считая, что после стрижки остаются волосы длиной в 0,1 см, а число их на голове человека в среднем равно 200 000, можно получить удивительный итог: после стрижки «наголо» на голове остается около 200 м волос.
V. Домашнее задание: п. 38; № 1486 (б), 1524, 1526, 1534 (а).