Тема урока: «Среднее арифметическое. Размах. Мода»
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель:
обучающая —
-
Повторить определение линейного уравнения с одним неизвестным.
-
Воспроизвести алгоритм решения линейного уравнения.
-
Формирование представления о простейших статистических характеристиках и их использовании при анализе данных, полученных в результате исследования;
-
Повторить нахождение среднего арифметического значения величин
-
Повторить с учащимися новые понятия — мода и размах
развивающая —
-
Знакомство с разделом математики: «статистика и теория вероятностей» и его местом в системе научного познания мира;
воспитательная —
-
Подготовка учащихся к проблемам современной жизни (понимание и интерпретация результатов статистических исследований).
Задачи:
1. Отбирать и систематизировать информацию.
2. Составлять на основе данных таблицы и использовать их для подсчета результатов различных статистических наблюдений.
3. Находить среднее арифметическое, размах и моду.
Оборудование: проектор.
Характеристика темы.
Преподавание ведется по учебнику “Алгебра 7 класс” авторов Макарычев Ю.Н.. и др. На тему “Статистические характеристики” отводится 2 часа. Данный урок является первым в изучаемой теме.
Структура урока:
-
Организационный этап;
-
Проверка домашнего задания;
-
Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности;
-
Актуализация знаний
-
Ознакомление с новым материалом;
-
Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала;
-
Закрепление изученного материала;
-
Самостоятельная работа;
-
Подведение итогов урока, рефлексия;
-
Домашнее задание.
Формы организации учебной деятельности.
-
Индивидуальная
-
Общеклассная.
Методы контроля:
-
Самоконтроль
-
Контроль со стороны учителя.
Содержание урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (слайды № 4-11)
«Х- тест»
а. Какая величина в математике обозначается буквой Х?
б.Что такое уравнение?
в. Решить уравнение -это значит…
III. Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности
Слышали ли вы когда-нибудь такую песню: «Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят»? Как вы думаете, что это значит?
Сегодня мы познакомимся с новой наукой – статистикой. Узнаем, что она изучает и как можно применить те знания, которые вы сейчас получите.
IV. Актуализация знаний
— Какое число называют средним арифметическим нескольких чисел?
(Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых).
Задача: дан ряд чисел 5, 6, 8, 12, 15, 4, 17, 8, 10, 15.
1. Найдите среднее арифметическое ряда чисел.
2. Найдите наибольшее и наименьшее значение ряда чисел, вычислите их разность.
V. Ознакомление с новым материалом
— Ребята, вы начинаете изучать новый предмет: «Элементы статистики и теории вероятностей».
— Где в реальной повседневной жизни мы сталкиваемся с этими науками?
— Вы что-нибудь слышали об этом разделе математики?
— А разве вам не приходилось подсчитывать среднюю скорость движения, средний бал ученика, класса. Подготовку человека к таким проблемам во всем мире осуществляет школьный курс математики, и в частности ее раздел «Математическая статистика».
Статистика – наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе. Слово «статистика» происходит от латинского слова status, которое означает «состояние, положение вещей». Статистика изучает численность отдельных групп населения страны и ее регионов, производство и потребление разнообразных видов продукции, перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта, природные ресурсы и многое другое. Результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов. Вам было дано задание: измерить время, затраченное на выполнение домашнего задания по алгебре.
Мы получили следующие результаты: 27, 25, 26, 25, 40, 38, 38, 25 и т.д.
Имея этот ряд данных, можно определить, сколько минут в среднем затратили учащиеся на выполнение домашнего задания.
— Что для этого нужно сделать? (сложить все числа и разделить полученную сумму на их количество).
Число 28, полученное в результате, называют средним арифметическим рассматриваемого ряда. Обозначение: .
Мы вычислили, что на выполнение домашнего задания по алгебре учащиеся затратили в среднем 28 минут. Проводя аналогичные наблюдения, можно проследить, какова была средняя затрата времени на выполнение в какой-либо день домашнего задания по алгебре и русскому языку.
Заметим, что иногда вычисление среднего арифметического не дает полезной информации, так как время, затраченное некоторыми учащимися, значительно отличается от среднего арифметического.
Наибольший расход времени равен 40 минут, а наименьший расход времени равен 18 минут. Разность между наибольшим и наименьшим значением называется размахом ряда.
Размах ряда находят тогда, когда хотят определить, как велик разброс данных в ряду.
-Ребята, нас могут интересовать не только среднее арифметическое и размах, но и другие показатели.
Например, интересно знать, какое число встречается в ряду данных чаще всего.
Таким числом является число 25. Число, наиболее часто встречающееся в данном ряду, называется модой чисел.
Ряд может иметь две моды, а может не иметь моды. Например, 47, 46, 50, 52, 47, 49, 52, 55 — имеет две моды: 47 и 52.
69, 68, 66, 70, 67, 71, 74, 63, 73, 72 — этот ряд не имеет моды.
— Ребята, где еще можно встретить понятие моды ряда чисел?
— Данные о размерах мужских сорочек, проданных в определенный день в универмаге. Здесь мода — размер пользующихся спросом, мода — цены на товар распространенный на рынке и т.п.
VI. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала
Решим задачи
Задача 1.
12 семиклассников затратили на выполнение домашнего задания по алгебре время (мин.), показанное в таблице:
18 | 25 | 20 | 25 | 25 | 32 | 37 | 34 | 26 | 34 | 25 |
Найдите среднее арифметическое записанных чисел.
Задача 2.
Ученик 7 класса следил за своими отметками и точно знает, что в этой четверти получил
5, 5, 4, 5, 4, 5, 4, 5, 5, 4, 5.
Он знает, что его четвертная отметка
5
так как число 5 встречается чаще, чем число 4.
Задача 3.
По данным таблицы вычислите моду
Количество человек | |
Алексей | 4 |
Александр | 2 |
Сергей | 3 |
Дима | 4 |
Никита | 4 |
Денис | 2 |
Задача 4.
Известно, что на планете Меркурий средняя температура + 15 0 Можно предположить, что при таком статистическом показателе, возможна жизнь человека на этой планете.
Но на самом деле температура на Меркурии колеблется
от – 150 0 до + 350 0.
Найдите разность между наибольшим и наименьшим значениями температур.
Задача 5
По данным таблицы вычислите размах.
Русские | 540 717 |
Мордва | 283 861 |
Татары | 46 261 |
Другие | 17 927 |
Задача 6
Найдите среднее арифметическое, размах и моду.
На соревнованиях по фигурному катанию выступление было оценено баллами, представленными в таблице. Для этого ряда найдите среднее арифметическое, размах и моду.
5,4 | 5,5 | 5,4 | 5,1 | 5,1 | 5,4 | 5,5 | 5,3 |
VII. Закрепление изученного материала
При выставлении оценок учитель также вычисляет среднее арифметическое ваших текущих оценок.
Сейчас вы получите выписку ваших оценок по алгебре за I четверть.
Вы должны вычислить среднее арифметическое, моду и размах.
VIII. Самостоятельная работа.
1) Найдите среднее арифметическое ряда чисел:
4, 7, 6, 1, 2, 8, 9, 11
а) 11; б) 8; в) 50; г) 6.
2) Найдите моду ряда чисел:
12, 13, 13, 15, 19, 13, 12, 14, 12, 14, 13.
а) 14; б) 13; в) 19; г) 12
3) Найдите размах ряда чисел:
293, 812, 90, 2, 373, 28, 28.
а) 810; б) 812; в) 2; г) 28.
4) В течение четверти ученица получила следующие отметки по алгебре:
2, 2, 2, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 5.
Какую статистическую характеристику ученица предпочла бы при выставлении четвертной отметки:
а) среднее арифметическое; б) мода; в) размах.
IХ. Подведение итогов урока, рефлексия.
Выставление оценок за работу на уроке.
«В среднем в день ребёнок улыбается 400 раз, взрослый — 17. Теперь все улыбнулись, чтобы испортить статистику»
Раздать карточки для рефлексии.
Х. Домашнее задание.
П.9, №174, № 177, № 181, № 183)