Конспект урока по алгебре в 10 классе
Автор: Березовская Дарья Ивановна
учитель математики МБОУ «Сухинская СОШ»
Тема: Тригонометрические уравнения
Цели урока:
-
образовательные – закрепить и систематизировать виды и методы решения тригонометрических уравнений;
-
развивающие – уметь применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного; развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти;
-
воспитательные – формирование коммуникативных способностей у учащихся.
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний и умений учащихся.
Методы обучения: частично – поисковый, эвристическая беседа, работа по опорным схемам, решение познавательных обобщающих задач, самопроверка.
Формы организации урока: фронтальная, групповая, индивидуальная формы
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, «кубик – экзаменатор»
Структура урока:
I Организационный момент (1 мин)
II Математический диктант (7 мин)
III Историческая справка (4 мин)
IV Систематизация теоретического материала (определение видов, типов тригонометрических уравнений и методов их решения) (7 мин)
V Обсуждение идей решения уравнений (10 мин)
VI Дифференцированная самостоятельная работа (10 мин)
VII Домашнее задание (2 мин)
VIII Итог урока (4 мин)
Ход урока.
I Организационный момент. Объявление темы, цели урока.
II Математический диктант. (через копирку)
Цель: контроль знаний, приведение в систему знаний по простейшим тригонометрическим уравнениям.
I вариант
-
Чему равен arcsin(-a)?
-
Чему равен arcctg(-a)?
-
Каково будет решение уравнения sin x = a при IaI большем 1?
-
Какой формулой выражается решение уравнения sin x = а при IaI≤ 1 ?
-
Какой формулой выражается решение уравнения ctg х = а?
-
Каким будет решение уравнения cos x =1?
-
Каким будет решение уравнения cos x =-1?
-
Каким будет решение уравнения cos x =0?
II вариант
-
Чему равен arccos(-a) ?
-
Чему равен arctg(-a) ?
-
Каково будет решение уравнения cos x = a при IaI большем 1?
-
Какой формулой выражается решение уравнения cos x = a при IaI≤ 1?
-
Какой формулой выражается решение уравнения tgх= а?
-
Каким будет решение уравнения sin x =1 ?
-
Каким будет решение уравнения sin x = -1?
-
Каким будет решение уравнения sin x =0?
После окончания математического диктанта собираются листочки – оригиналы (верхние), копии (нижние листы) остаются у детей. Учитель открывает правильные ответы на экране, идет самопроверка, самооценка.
Итоги математического диктанта. Выводы. (Учитель спрашивает у кого все верно, у кого 1 ошибка и т.д.)
III Историческая справка
Выступают 2 учащихся, которые подготовили сообщения о развитии тригонометрических уравнений.
Цель: развитие математического кругозора, воспитание интереса к математике.
IV Систематизация теоретического материала (определение видов, типов тригонометрических уравнений и методов их решения)
Цель: Обобщение, систематизация знаний по видам, типам тригонометрических уравнений и методам их решений.
Фронтальная работа. На доске написаны уравнения:
-
sin 3x = 1
-
cos2 x – 9 cos x + 8 = 0
-
2 cos2 x + 3 sin x = 0
-
sin 2x =-
-
tg x + 3ctg x = 4
-
sin x— cos x = 0
-
2 cos 3x + 4 sin x = 7
-
(ctg x – 1)(2sin + 1) = 0
-
6 sin 2х + 4 sin x cos x = 1
-
sin 2x – sin x = 0
11) cos x + sin x = 2
Учитель: Ответы учащихся (примерные)
— Назовите те уравнения, которые простейшие. (1, 4, 6)
— Как они решаются? (по известным формулам)
— Назовите одноименные уравнения и сводящиеся к ним. (2, 3, 5, 7, 10)
— Какие уравнения из них однородные и сводящиеся к ним? (7, 10)
— Каков общий вид однородных уравнений? (аcos x + вsin x = 0; аcos2 x + вsin 2x = 0 ит.д.)
— Как их решаем? (делим обе части на cos x ; cos2 x и т.д.)
— Почему имеем право делить на них? (cos x и sin x одновременно равняться нулю не могут)
— Назовите те уравнения, которые можно решить методом замены переменной. (2, 3, 5, 10)
— Какие из этих уравнений можно решить методом разложения на множители? (9, 11)
— Как решить уравнение № 8 ? (методом оценки левой и правой частей)
— Каким методом решить уравнение № 11 ? (методом введения вспомогательного аргумента)
Работа в парах. Задания на карточках: Для данных уравнений выберите соответствующий прием решения и нужную формулу, укажите их стрелкой:
Уравнения Приемы, методы решения Формулы
2sin2 х + cos x – 1 = 0 разложение на множители 2cos2α = 1 + cos 2α
3sin 2x – sin 2x = 0 понижение степени уравнения sin2 α + cos2α= 1
4 cos2 x + cos 2x = 5 преобразование суммы sin 2α = 2 sinα cosα
в произведение
sin 7x + sinx = cos 3x замена переменной
Проверка через проектор на экране.
— Сделайте выводы.
Выводы: При решении тригонометрических уравнений нет единого метода, следуя которому удалось бы решить такие уравнения. Но общая цель состоит в преобразовании входящих в уравнение выражений таким образом, чтобы рассматриваемое уравнение привелось к простейшему или распалось на несколько простейших. Ведущий принцип – не терять корни!
— На изображенных на схемах множествах точек выберите те, координаты каждого из которых удовлетворяют заданному условию:
1) сos8х + sin8х = 1
2) cos8х + sin7х = 1
3) cos7х+ sin7х = — 1
схема а) схема б) схема в)
— Вопрос: Найдите соответствующую схему для уравнения cos8х+ sin9х = 1
— Сколько таких уравнений можно составить?
Ответ: Схема а). Таких уравнений можно составить бесконечно много.
V Обсуждение и раскрытие идей решения уравнений (Групповая работа)
На доске записаны 6 уравнений, каждая из 6 групп выбирает 1 уравнение, обсуждает, решает в группе.
-
cos2 x — 2 cosx = 0
-
2 sin x cos x = 1
-
сos( x) + 3 sin x = 0
-
(2 cos x – 1) (tg x — ) = 0
-
sin x — cosx = 0
-
sin2 х — 5 cosx – 5 = 0
После истечения времени представители групп выходят к доске, показывают и объясняют ход решения. Остальные группы задают вопросы и записывают решения в тетрадь.
VI Дифференцированная самостоятельная работа
(на выбор учащихся предлагается 3 варианта: А –на «3», В – на «4», С – на «5»)
Вариант А Вариант В Вариант С
-
сosx = 1) sin2 х — 3 cosx = 0 1) 8 sin2 х + cosx + 1 = 0
-
2 sin x – 1)(tg x — ) = 0 2) tg2 x – 3 tg x + 2 = 0 2) 4 sin 2х + 3 sin x cos x — cos2 x = 0
Проверка самостоятельной работы осуществляется в форме самопроверки по готовым решениям на экране через проектор, оценку ставят сами ученики.
VII Домашнее задание (на выбор учащихся) Вариант А — №23 (в,г); Вариант В — №24 (а,г); Вариант С — №25 (в,г), 26 (а).
VIII Итог урока. Рефлексия. Оценки за урок, желательно всем. Вот уже несколько уроков вы решаете тригонометрические уравнения. Что это за уравнения? Какие виды тригонометрических уравнений вы знаете? Методы их решения?