Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им Поповичевой Н.З., г. Липецка
Конспект урока по алгебре
в 9 классе (политехнический профиль)
«Возрастание и убывание функции»
подготовила
учитель математики
Павлюк Ирина Владиславовна
г. Липецк
2012
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: изучение нового материала
Цели учебного занятия:
Образовательные:
актуализировать знание определения функции и навыки его использования,
сформулировать определения возрастания и убывания функции на промежутке,
сформировать умение использовать определения возрастания и убывания функции для исследования функции на монотонность по графику,
сформировать умение использовать определения возрастающей и убывающей функции для доказательства монотонности функции по формуле.
Развивающие:
развивать навыки анализа и синтеза информации,
развивать умение постановки и решения математических проблем,
развивать умение формулирования математических высказываний,
развивать умение строить эффективные логические цепочки для решения теоретических вопросов,
развивать умение работать с графиками функции,
развивать навыков использования ТСО.
Воспитательная:
воспитывать стремление к самостоятельности мышления,
воспитывать культуру коллективного обсуждения.
Оборудование:
Подготовка к уроку:
-
подготовить и адаптировать (для лучшего восприятия) теоретический материал;
-
подобрать наглядные примеры, иллюстрирующие изложение теоретического материала;
-
подготовить презентацию для интерактивной доски;
-
подобрать практические задания.
Дидактические материалы к учебному занятию (раздаточный материал):
-
листы с кратким изложением теории с примерами (предназначаются для доработки и вклеивания в специальные тетради для теоретического материала);
-
листы с заданиями для практической работы (содержат задания для работы в классе и для домашней работы).
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия
Время | Деятельность ученика |
-
Орг. момент. | 1 мин. |
| | |
Этап учебного занятия | Время | Методы | Формы | Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты |
-
Актуализация знаний. | 7 мин. | Беседа, демонстрация, частично-поисковый метод | Фронтальный опрос и индивидуальная работа | Интерактивной доска, подготовленные слайды |
| Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| I. Вопрос (фронтально). Вспомните определение функции. II. Работа с доской. -
Выводит на доску наглядную иллюстрацию к определению функции (Множество X представлено множеством штанишек, а множествоY— множеством детишек). Предлагает одеть детишек. Спрашивает, какие моменты при этом следует учитывать. -
Предлагает одному из учеников «одеть» детишек, перетаскивая рисунки на интерактивной доске. -
Учитель меняет слайд: на доске между элементами множеств (детишками и штанишками) стрелками показано установленное соответствие. Предлагает учащимся (фронтально) сформулировать условия этого соответствия. Каждое условие сначала формулируется в терминах «детишки-штанишки», а затем переводиться на язык математики. -
Спрашивает (фронтально), как называются и обозначаются множества X и Y. Синхронно с ответами детей активизирует на доске соответствующие подписи. III. Вопрос (фронтально). Предлагает сформулировать определение функции. Поэтапно в соответствии с ответами детей открывает на следующем слайде текст определения. IV. Работа с доской. -
Открывает следующий слайд на котором представлены 6 графиков зависимостей и предлагает учащимся проверить глубину понимания ими определения функции, разобрав эти графики на две группы: графики функций и графики зависимостей, не являющихся функциональными (в верхней части слайда активизируются соответствующие подписи и к доске приглашается ученик). -
Предлагает учащимся показать по графикам, что зависимости из второй группы действительно не соответствуют определению функции. | -
Формулируют основу определения «Функция – это соответствие между двумя множествами X и Y, такое что…выполняются два условия». II. -
Ученики замечают, что одни штанишки невозможно натянуть на двух или нескольких пупсов, а, в то же время, на одного пупса можно одеть двое или несколько штанишек. -
Ученик устанавливает наглядное соответствие между множествами, перетаскивая рисунки на доске. -
Ученики с места формулируют условия. Первое: «все штанишки должны быть розданы, причём каждые штанишки можно одеть только на одного пупса», то есть «каждому элементу x из множества X соответствует единственный элемент y из множества Y». Второе: «все детишки должны быть одеты, причем на одного пупса можно одеть одни, двое, трое и более штанишек», то есть «каждому элементу y из множества Y соответствует хотя бы один элемент x из множества X». -
Ученики с места отвечают «Множество штанишек X – это область определения функции, обозначается D(y). Множество детишек Y – это множество значений функции, обозначается E(y)» Ш. Ученики (три человека) формулируют определение «Функция у(х) – это соответствие между множеством D(y) (область определения) и множеством E(y) (множество значений, такое что -
каждому элементу х из области определения соответствует единственный элемент у из множества значений; -
каждому элементу у из множества значений соответствует хотя бы один элемент х из области определения» IV. -
Ученик на доске распределяет графики по двум группам. Класс проверяет и соглашается с ним или исправляет ошибки. -
Последовательно трое учеников выходят к доске и, предварительно увеличив размер, показывают красным маркером на каждом из графиков зависимостей из второй группы контрпример, подтверждающий их несоответствие определению функции. |
|
| | |
Этап учебного занятия | Время | Методы | Формы | Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты |
-
Изучение нового материала | 20 мин | Беседа, демонстрация, частично-поисковый метод | Фронтальный опрос и индивидуальная работа | Интерактивной доска, подготовленные слайды |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Вопрос (фронтально). Предлагает сформулировать свои представления об убывающих и возрастающих функциях. Иллюстрирует ответы детей показом слайдов с человечками заползающими на график возрастающей функции и скатывающихся с по графику убывающей функции. II. Работа с доской. -
Выводит на доску график функции и предлагает показать на нем промежуток возрастании и синхронно активирует соответствующую штриховку на оси абсцисс. -
Предлагает одному из учеников выбрать на оси абсцисс два любых значения и подписывает их x1 и x2, таких что x1 < x2. -
Предлагает ученику найти по графику соответствующие значения функции и сравнить их. -
Спрашивает (фронтально), для любых ли x1 и x2 из рассматриваемого промежутка выполняется эта закономерность. -
Предлагает сформулировать (словесно) эту закономерность. Поправив (по необходимости) формулировку детей, открывает слайде определение возрастания функции на отрезке. На следующем слайде представлена таблица (слева — возрастание функции, справа- убывание), в которой приведена уменьшенная копия иллюстрирующего графика и определение. -
Предлагает перевести словесную формулировку на язык математических символов. Активизирует определение на доске по частям, задавая вопросы учащимся и получая их ответы. Математическая запись также добавляется в таблицу. III. Работа с доской. -
Выводит на доску график функции и предлагает показать на нем промежуток убывания и синхронно активирует соответствующую штриховку на оси абсцисс. -
Предлагает одному из учеников выбрать на оси абсцисс два любых значения и подписывает их x1 и x2, так что x1 < x2. -
Предлагает ученику найти по графику соответствующие значения функции и сравнить их. -
Спрашивает (фронтально), для любых ли x1 и x2 из рассматриваемого промежутка выполняется эта закономерность. -
Предлагает сформулировать (словесно) эту закономерность. Поправив (по необходимости) формулировку детей, открывает на слайде определения убывания функции на промежутке. На следующем слайде представлена таблица (слева — возрастание функции, справа- убывание), в правой части которой приведена уменьшенная копия иллюстрирующего графика и определение убывания функции на промежутке. -
Предлагает перевести словесную формулировку на язык математических символов. Активизирует определение на доске по частям, задавая вопросы учащимся и получая их ответы. Математическая запись также занимает своё место в таблице. IV. Вопрос (фронтально). Предлагает сформулировать определение возрастающей функции и определение убывающей функции. Поэтапно в соответствии с ответами детей открывает на тексты определений в обобщённой таблице. V. Раздает учащимся листы с теоретическим материалом (таблица с определениями и иллюстрациями) и объясняет, каким образом их нужно будет вклеить в тетради для теории. VI. Обращает внимание учащихся на то, что в нижней части таблицы приведены примеры. В левом столбце: функция возрастает при . В правом столбце: функция убывает при . Предлагает учащимся доказать эти утверждения, опираясь на изученные определения. Записывает их решение на доске, задавая вопросы учащимся и получая их ответы. VII. Работа на проблемой (фронтально). -
Предлагает проверить правильность исследования на монотонность функции : функция возрастает при (график прилагается). -
Предлагает проверить соответствие этого утверждения определению возрастания функции на отрезке, для чего приглашает ученика к доске. -
Предлагает сделать вывод из полученного несоответствия. Синхронно с правильным ответом активизирует на слайде верное утверждение; функция возрастает при и -
Обращает внимание учеников на особенности записи результатов исследования функций на монотонность: «нельзя объединять промежутки монотонности» и возвращает учеников к инспектированию определения в учебнике. | -
Рассказывают, что нужно поставить (мысленно) человечка на график функции лицо по стрелке на оси абсцисс. Если человечек поднимается вверх, то функция возрастает, а если спускается вниз, то убывает. II. -
Ученики показывает часть графика, где функция возрастает и соответствующий промежуток на оси абсцисс. -
Ученик выбирает два произвольных значения х из этого промежутка. -
Ученики проводит дополнительные линии и находит f(x1) и f(x2), замечая что f(x1) < f(x2). -
Ученики с места подтверждают, что для любых x1 и x2, таких что x1 < x2 обязательно выполняется f(x1) < f(x2). -
Ученики формулируют определение «Функция возрастает на промежутке, если на нём большему значению аргумента соответствует большее значение функции». -
Ученики формулируют определение «f(x) возрастает на промежутке дляx1 и x2, т.ч. x1 < x2 : f(x1)<f(x2)». Ш. -
Ученик показывает часть графика, где функция убывает и соответствующий промежуток на оси абсцисс. -
Ученик выбирает два произвольных значения х из этого промежутка. -
Ученики проводит дополнительные линии и находит f(x1) и f(x2), замечая что f(x1) > f(x2). -
Ученики с места подтверждают, что для любых x1 и x2, таких что x1 < x2 обязательно выполняется f(x1) > f(x2). -
Ученики формулируют определение «Функция убывает на промежутке, если на нём большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции». -
Ученики формулируют определение «f(x) возрастает на промежутке дляx1 и x2, т.ч. x1 < x2 : f(x1)>f(x2)». IV. Ученики формулируют определения «Возрастающая функция – это функция, которая возрастает на всей области определения» и «Убывающая функция – это функция, которая убывает на всей области определения». V. Получают листы с теоретическим материалом, оформленным в виде таблицы, и вкладывают их в тетради по теории. VI. Принимают участие в обсуждении решения и записывают его в таблицу (для этого там оставлено место). VII. -
Ученики высказывают мнение, что запись не содержит ошибки. -
Ученик у доски маркером показывает f(x1 ) и f(x2), сравнивает их и обнаруживает, что f(x1)<f(x2). -
Ученики делают вывод, что рассматриваемая функция возрастает не на объединении промежутков, а на отдельных промежутках. Ученик у доски красным маркером зачеркивает ошибочное утверждение. |
Этап учебного занятия | Время | Методы | Формы | Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты |
-
Контроль и самоконтроль ЗУН | 10 мин. | Контроль и самоконтроль | Индивидуальная работа | Интерактивной доска, подготовленные слайды |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
-
Раздаёт карточки и предлагает самостоятельно выполнить задание из №1(исследовать функции на монотонность по графику). -
Выводит на экран графики функций, предоставленные для исследования в №1. На чертеже в зелёный цвет выкрашены фрагменты графиков с возрастанием функции и штриховка промежутков возрастания, а в синий — фрагменты графиков с убыванием функции и штриховка промежутков убывания. Рядом с каждым из графиков представлены результаты исследований с небольшими, но характерными ошибками. Спрашивает, все ли учащиеся получили такие же ответы. -
Приглашает желающих исправить красным маркером ошибки на доске. -
Предлагает оценить свои работы оценками «3», «4» и «5» и снять с тыльной стороны листка с заданиями соответствующую наклейку. | -
Выполняют задание в рабочих тетрадях -
Сравнивают результаты своей работы с ответами на доске и находят ошибки в этих ответах. -
Приглашённые ученики исправляют красным маркером ошибки и поясняют свои действия, используя расцвеченные графики. -
Выставляют себе оценки и выбирают наклейки. |
Этап учебного занятия | Время | Методы | Формы | Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты |
-
Подведение итогов, домашнее задание | 2 мин. | Беседа с демонстрацией | Фронтальная работа | Интерактивной доска, подготовленные слайды |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Подведение итогов. -
Просит учащихся поднять руки с наклейками и трёх из них подвести итоги, сосчитав отдельно зелёные (символ оценки «5»), жёлтые (символ оценки «4») и красные (символ оценки «3») смайлики. -
Вносит данные в компьютер и выводит на доску итоги самостоятельной работы по классу в процентах. В меру -
эмоционально оценивает эти результаты и мотивирует учащихся к дальнейшей успешной работе в рамках данной темы. II. Домашнее задание. -
Предлагает в качестве домашней работы №2 на карточке (исследовать функции на монотонность по графику) и выражает уверенность в том, что все ученики справятся с этим заданием без ошибок. -
Предлагает в качестве домашнего задания два упражнения из задачника, номера которых (№8.142(г), №8.143(б)) выводит на доску. -
Предлагает найти в книгах эти задания и ответить на вопрос: «В каком разделе урока рассматривались такие задания?» -
Благодарит класс за плодотворное сотрудничество и прощается детьми. | I. -
Все учащиеся показывают свои наклейки, а трое из них ведут подсчёт. -
Приклеивают наклейки в свои тетради -
Вкладывают карточки в свои рабочие тетради и делают пометку в дневнике. II. -
Записывают в дневник номера упражнений в дневник. -
Находят в задачнике заданные на дом упражнения и, восстановив в памяти ход урока (по необходимости используя 1-й лист с раздаточным материалом), -
приходят к выводу, что аналогичные задания рассматривались в качестве примеров возрастающей и убывающей функций. -
Прощаются с учителем. |
|
Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку
-
Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.М.,-Просвящение.1994г.
-
Опыт работы с интерактивной доской учителя информатики гимназии№19 Власовой Т.А.