Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
|
|
Рабочая программа
по предмету «Алгебра» 9 класс
Составитель:
Чижова Е.П., учитель математики
Муром 2012
Содержание программы
-
Пояснительная записка_______________________________________________________________________________3
-
Требования к уровню подготовки учащихся_____________________________________________________________5
-
Тематический план__________________________________________________________________________________9
-
Календарно-тематический план________________________________________________________________________16
-
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса_____________________22
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по алгебре для 9 класса и составлена на основе примерной программы основного общего образования (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9классы. Составитель: Т.А.Бурмистрова. Москва. «Просвещение».2009г.).
Целями и задачами данной программы обучения являются:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников.
-
ввести понятия квадратного трехчлена, корня квадратного трехчлена, изучить формулу разложения квадратного трехчлена на множители;
-
расширить сведения о свойствах функций, познакомить со свойствами и графиком квадратичной функции и степенной функции;
-
систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной ;
-
научить решать квадратичные неравенства;
-
завершается изучение систем уравнений с двумя переменными;
-
вводится понятие неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными;
-
вводится понятие последовательности, изучается арифметическая и геометрическая прогрессии;
-
ввести элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса алгебры обучающиеся должны:
знать/понимать:
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов,;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
-
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
-
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
-
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
-
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
-
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
уметь:
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
уметь:
-
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
-
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
-
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
-
распознавания логически некорректных рассуждений;
-
записи математических утверждений, доказательств;
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
-
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
-
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
-
понимания статистических утверждений.
Тематический план
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Разделы и темы | Количество часов | ||
примерная | рабочая | ||
Наличие тем | 6 | 6 | |
Объем часов на прохождение всех тем | 102 | 102 | |
Объем часов на прохождение каждой темы | |||
1.
| Свойства функций. Квадратичная функция | 22 | 22 |
2.
| Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | 14 |
3. | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | 17 |
4. | Прогрессии | 15 | 15 |
5. | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | 13 |
6. | Повторение | 21 | 21 |
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся, подготовиться к ГИА.
Программа соответствует учебнику Алгебра 9. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2008.
На преподавание алгебры в 9 классе отведено 3 часа в неделю, всего 102 часа в год. На итоговое повторение отведен 21 час в конце учебного года, остальные часы распределены по всем темам. В ходе изучения предмета в 9 классе проводится 8 контрольных работ.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Преобладающей формой текущего контроля служат:
— письменные опросы: контрольные, самостоятельные работы, тесты, математические диктанты;
— устные опросы: собеседование, зачеты, фронтальные опросы.
Учебно – тематический план
Количество часов | Количество контрольных работ | |
Свойства функций. Квадратичная функция | 22 | 2 |
Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | 1 |
Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | 1 |
Прогрессии | 15 | 2 |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | 1 |
Повторение | 21 | 1 |
Свойства функций. Квадратичная функция (22 часа)
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция y=ax2 + bx + с, её свойства, график. Степенная функция.
Контрольная работа № 1 по теме: «Квадратный трехчлен»
Контрольная работа № 2 по теме: «Квадратичная функция»
Знать:
-
определение функции;
-
свойства функций: возрастание, убывание, промежутки знакопостоянства;
-
определение квадратного трехчлена;
-
корень квадратного трехчлена;
-
разложение квадратного трехчлена на множители;
-
функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график;
-
степенная функция и ее свойства.
Уметь:
-
находить корни квадратного трехчлена;
-
раскладывать квадратный трехчлен на множители;
-
строить график функции у = ах2 + bх + с, указывать координаты вершины параболы, ось симметрии, направление ветвей;
-
находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, промежутки, в которых функция сохраняет знак;
-
находить корни n-й степени.
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов)
Целые уравнения и его корни. Решение уравнений третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом парабол. Метод интервалов.
Контрольная работа № 3 по теме: «Решение уравнений и неравенств с одной переменной»
Знать:
-
определение целого уравнения и его корни;
-
степень уравнения;
-
определение дробного рационального уравнении и его корни;
-
определение неравенства второй степени с одной переменной и методы его решения;
-
метод интервалов
Уметь:
-
решать целые уравнения с одной переменной с помощью разложения на множители;
-
решать целые уравнения с одной переменной с помощью введения вспомогательной переменной;
-
решать дробно рациональные уравнения;
-
уметь решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 или ах2 + bх + с<0, где а0 с опорой на график квадратичной функции;
-
уметь решать неравенства методом интервалов.
Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов)
Уравнение с двумя переменными и его график. Уравнение окружности. Решение систем, содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение задач методом составления систем. Решение систем двух уравнений второй степени с двумя переменными. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Контрольная работа № 4 по теме: «Решение уравнений и неравенств с двумя переменными»
Знать:
-
определение уравнения с двумя переменными и его график;
-
определение системы уравнений второй степени;
-
решение задач с помощью систем уравнений второй степени;
-
определение неравенства с двумя переменными и их системы.
Уметь:
-
решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными способом подстановки;
-
решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными графически;
-
решать текстовые задачи с помощью составления систем уравнений второй степени;
-
решать графически простейшие неравенства с двумя переменными и их системы.
Прогрессии (15 часов)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Контрольная работа № 5 по теме: «Арифметическая прогрессия»
Контрольная работа № 6 по теме: «Геометрическая прогрессия»
Знать:
-
понятие последовательности;
-
определение арифметической прогрессии;
-
формулы n-го члена арифметической прогрессии;
-
формула суммы первых n членов арифметической прогрессии;
-
определение геометрической прогрессии;
-
формулы n-го члена геометрической прогрессии;
-
формула суммы первых n членов геометрической прогрессии;
-
определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Уметь:
-
находить члены последовательности, заданной формулой;
-
находить члены последовательности, заданной реккурентно;
-
находить n-й член арифметической прогрессии по формуле;
-
находить сумму первых n членов арифметической прогрессии по формуле;
-
находить n-й член геометрической прогрессии по формуле;
-
находить сумму первых n членов геометрической прогрессии по формуле;
-
находить сумму членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов)
Комбинаторные задачи. Перестановки. Размещения. Сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события
Контрольная работа № 7 по теме: «Элементы комбинаторики»
Знать:
-
комбинаторное правило умножения;
-
понятия перестановки, размещения, сочетания;
-
понятия относительная частота и вероятность случайного события.
Уметь:
-
решать простейшие комбинаторные задачи;
-
применять комбинаторное правило умножения при решении задач;
-
находить по формуле число перестановок;
-
находить по формуле число размещений;
-
находить по формуле число сочетаний;
-
уметь определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче;
-
решать задачи на нахождение вероятности случайного события.
Повторение (21 час)
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.
Итоговая контрольная работа № 8.
Календарно-тематический план
Тема урока | Кол-во часов | Форма урока | Оснащение урока | Форма контроля | Домашнее задание | Сроки проведения урока | Примечание | |
| КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ | 22 |
|
|
|
|
|
|
1 | Функции и их графики. | 1 | КУ |
| ФО | п.1 №3, 8 |
|
|
2-3 | Область определения и область изменения. | 2 | КУ УПЗУ |
| ФО, ПР | п.1 №11, 17, 13 (б, г) |
|
|
4-5 | Свойства функций. | 2 | КУ УОНМ |
| ФО, ПР | п.2 №28, 30, 32, 37 |
|
|
6-8 | Квадратный трехчлен и его корни. | 3 | КУ УПЗУ | Карточки для проверочной работы. | ФО, СР | п.3 №58, 61, 64 |
|
|
9-10 | Разложение квадратного трехчлена на множители. | 2 | УОНМ УЗИМ | Карточки для самостоятельной работы | ФО, СР | п.4 №79, 81, 83 (б, г, е) |
|
|
11 | Контрольная работа №1 | 1 |
|
| КР |
|
|
|
12-13 | Функция и её свойства. | 2 | КУ УОНМ | Шаблоны парабол | ФО, ИРД | п.5 №91, 93, 95 |
|
|
14-15 | Графики функций и . | 2 | КУ УПЗУ УОСЗ | Карточки с дополнительными заданиями | ФО, ИРК, СР | п.6 №106, 107, 115 |
|
|
16-18 | Построение графика квадратичной функции. | 3 | УОНМ КУ УПЗУ | Карточки для самостоятельной работы | ФО, СР | п.7 №123, 124, 130 |
|
|
19-20 | Функция | 2 | КУ УЗИМ | Карточки с дополнительными заданиями | ФО, ИРД, ИРК | п.8 №137, 143, 153 |
|
|
21 | Корень n-й степени | 1 | КУ |
| ФО | п.9 №159 (б, в, г), 163 |
|
|
22 | Контрольная работа №2. | 1 |
| Карточки с текстом контрольной работы. | КР |
|
|
|
| УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ | 14 |
|
|
|
|
|
|
23-25 | Целое уравнение и его корни. | 3 | КУ УПЗУ УЗИМ |
| ФО, ИРД, СР | п.12 №265, 169, 271, 282 |
|
|
26-28 | Дробные рациональные уравнения | 3 | КУ УПЗУ | Карточки с дополнительными заданиями | ФО, ИРК, ИРД, СР | п.13 №288, 292, 294 |
|
|
29-30 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 2 | КУ УПЗУ | Карточки для самостоятельной работы | ФО, СР | п.14 №304, 308 |
|
|
31-35 | Решение неравенств методом интервалов | 5 | КУ УЗИМ УПЗУ УПКЗУ |
|
| п.15 №325, 330, 333, 336, 338 |
|
|
36 | Контрольная работа №3 | 1 |
| Карточки с текстом контрольной работы. | КР |
|
|
|
| УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ | 17 |
|
|
|
|
|
|
37-39 | Уравнение с двумя переменными и его график | 3 | КУ УПЗУ |
| ФО, ИРД | п.17 №396, 399, 402 |
|
|
40-41 | Графический способ решения систем уравнений | 2 | КУ УЗИМ | ПК. Презентация. | ФО, ИРД, СР | п.18 №417, 418, 421 |
|
|
42-44 | Решение систем уравнений второй степени | 3 | КУ УПЗУ УПКЗУ | Карточки для самостоятельной работы | ФО, ИРД, СР | п.19 №433, 444 |
|
|
45-47 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 3 | КУ УПЗУ | Карточки с дополнительными заданиями | ФО, ИРД, ИРК | п.20 №458, 462, 470 |
|
|
48-50 | Неравенства с двумя переменными | 3 | КУ УЗИМ | Карточки для самостоятельной работы | ФО, ИРД, СР | п.21 №83, 486, 488 |
|
|
51-52 | Системы неравенств с двумя переменными | 2 | КУ УПЗУ |
| ФО, ИРД | П.22 №497, 499, 501 |
|
|
53 | Контрольная работа № 4 | 1 |
| Карточки с текстом контрольной работы. | КР |
|
|
|
| ПРОГРЕССИИ | 15 |
|
|
|
|
|
|
54-55 | Последовательности. | 2 | КУ УОНМ |
| ФО, ИРД, МД | п.24 №563, 566, 570 |
|
|
56-57 | Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 2 | КУ УОСЗ |
| ФО, ИРД, ПР | п.25 №575, 577, 582 |
|
|
58-60 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии. | 3 | КУ УОНМ УПЗУ | Карточки для самостоятельной работы | ФО, СР | п.26 №603, 606, 609, 611 |
|
|
61 | Контрольная работа №5 | 1 |
| Карточки с текстом контрольной работы. | КР |
|
|
|
62-64 | Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 3 | КУ УЗИМ УПЗУ | Карточки для самостоятельной работы | ФО, СР, ИРД, МД | п.27 №624, 627, 630, 640 |
|
|
65-67 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии. | 3 | КУ УЗИМ |
| ФО, ИРД, СР | п.28 №648, 650, 654 |
|
|
68 | Контрольная работа №6 | 1 |
| Карточки с текстом контрольной работы. | КР |
|
|
|
| ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ | 13 |
|
|
|
|
|
|
69 | Примеры комбинаторных задач. | 1 | КУ |
| ФО, ИРД | п.30 №717, 720 |
|
|
70-71 | Перестановки, | 2 | КУ | Карточки с дополнительными заданиями | ФО, ИРК | п.31 №735, 738, 741 |
|
|
72-73 | Рзмещения, | 2 | КУ |
| ФО | п.32 №755, 760, 764 |
|
|
74-76 | Сочетания | 3 | КУ | Карточки с дополнительными заданиями | ФО, ИРК | п.33 №771, 773, 775 |
|
|
77-78 | Относительная частота случайного события | 2 | КУ | Карточки для самостоятельной работы | ФО, ИРД, СР | п.34 №788, 793 |
|
|
79-80 | Вероятность равновозможных событий | 2 | КУ | ПК. Презентация. | ФО | п.35 №798, 804, 810 |
|
|
81 | Контрольная работа № 7 | 1 |
| Карточки с текстом контрольной работы. |
|
|
|
|
| ПОВТОРЕНИЕ | 21 |
|
|
|
|
|
|
82-84 | Вычисления. Тождественные преобразования | 3 | КУ УПЗУ | Карточки с дополнительными заданиями | ФО, ИРД, ИРК | №877, 882, 910, 913, 921 |
|
|
85-90 | Уравнения и системы уравнений | 6 | КУ УПЗУ | Карточки с дополнительными заданиями | ФО, ИРД, ИРК | № 925, 927, 938, 944, 969, 982. 994 |
|
|
91-94 | Неравенства | 4 | КУ УПЗУ | Карточки с дополнительными заданиями | ФО, ИРД, ИРК | № 1001, 1003, 1007, 1011, 1015 |
|
|
95-97 | Функции | 3 | КУ УПЗУ | Карточки с дополнительными заданиями | ФО, ИРД, ИРК | №1019, 1023. 1026, 1030, 1035 |
|
|
98-99 | Итоговое тестирование | 2 |
| Карточки с текстом теста. | Т |
|
|
|
100-102 | Анализ тестирования, обобщение курса 9 класса | 3 | КУ |
| ФО |
|
|
|
Сокращения:
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УЗИМ – урок закрепления изученного материала
УПЗУ – урок применения знаний и умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УПКЗУ – урок проверки и коррекции знаний и умений
КУ – комбинированный урок
ФО – фронтальный опрос
ИРД – индивидуальная работа у доски
ИРК – индивидуальная работа по карточкам
СР – самостоятельная работа
МД – математический диктант
Т – тестовая работа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра 9. Под редакцией С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2008.
-
Рурукин А. Н., Полякова С. А. Поурочные разработки по алгебре: 9 класс. – М.: ВАКО, 2010 .
-
Ковалева С.П. Алгебра. 9 кл.: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
-
Лысенко Ф.Ф., Кулабухов С.Ю. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион – М, 2011.
-
Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Крайнева Л. Б. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс – М.: Просвещение, 2011.
-
Таблицы по алгебре для 7-9 классов.
-
Таблицы и плакаты: «Функция и график», «Неравенства. Решение неравенств», «Теория вероятности и математическая статистика».
-
Демонстрационные модели:
-
Демонстрационный транспортир
-
Демонстрационный циркуль
-
Демонстрационный треугольник
-