МБОУ»Верховажская средняя общеобразовательная школа имени Я.Я. Кремлева»
Использование рифмовок и стихотворений на уроках английского языка в 5-6 классах
Николаева Зинаида Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Содержание
Введение
Глава 1. Стихотворения и рифмовки на уроках английского языка.
1. Виды рифмовок и особенности их использования.
2. Значение рифмовок и стихотворений при обучении английскому языку.
Глава 2. Работа с рифмовками и стихотворениями при обучении
английскому языку.
1. Основные этапы работы с рифмовками на начальном этапе. 2. Работа со стихотворениями на начальном этапе обучения.
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Введение
Начиная заниматься иностранным языком, ребенок испытывает огромное желание заговорить с первых минут на этом языке. В целях сохранения той сильной мотивации к изучению языка, ребенку необходимо приблизить перспективу «говорения» и поддержать его первоначальное стремление вступить в процесс коммуникации. Именно рифмовки и стихотворения облегчат процесс заучивания первоначального блока необходимых для общения фраз и сложной для запоминания лексики.
Рифмовки и стихотворения играют огромную роль как средство развития детской речи таких ее компонентов как дыхание, слух, темп, умение регулировать силу голоса.
Важна их роль и в формировании дикции, четкого и ясного произнесения не только звука, слова, но и фразы в целом.
Цель исследования — это изучение этапов работы с рифмовками и стихотворениями.
Перед собой я ставили такие задачи, как:
-
изучить данную тему в научной методической литературе;
-
изучить опыт педагогов, работавших по данной теме;
-
исследовать виды рифмовок;
-
выявить основные этапы работы с рифмовками и стихотворениями.
Актуальность данной темы проявляется в том, что работа с рифмовками и стихотворениями является эффективным средством в обучению иностранному языку, как на начальном, так и на последующих этапах обучения. Она позволяет учащимся увеличить лексический запас, реализуя его в речи, совершенствовать грамматические формы выражения мысли на иностранном языке.
Материал, представляемый в стихотворной форме, усваивается намного легче, при этом одновременно могут быть реализованы многие задачи, такие, как обучение фонетике, переводу, лексики и грамматике.
Также нужно не забывать о том, какую роль играет иностранный язык в настоящее время. Рифмовки и стихотворения стимулируют интерес детей к изучению иностранного языка, поэтому имеют большое значение при обучении иностранного языка.
Глава 1. Стихотворения и рифмовки на уроках английского языка.
1. Виды рифмовок и особенности их использования.
По мнению В.В. Виноградовой, важным фактором в работе с рифмовками и стихотворениями является их подбор, соответствующий возрастным интересам детей, и в зависимости от того, какие задачи ставит учитель, и от возраста учащихся. Как она указывает, «на начальном этапе это могут быть стихи о животных, на среднем — о природе, а на старшем — темой их становится любовь, дружба, взаимоотношения людей, их поступки» [1, 58].
Хотелось бы отметить разницу между рифмовкой и стихотворением. А.А.Квятковский дал такое определение стихотворению — «это законченное по смыслу и форме поэтическое произведение в стихах сравнительно небольшого размера» [2, 43]. Рифмовка — это поэтическое произведение небольшого размера (4-8 строчек) и без особой смысловой нагрузки.
И.А.Захаренко считает, что «можно привести пример рифмовок, исходя из их главного назначения, то есть того, что, собственно, отрабатывается с помощью рифмовок» [3, 8].
Можно выделить следующие виды рифмовок, которые учитель может использовать на уроках английского языка.
1) Фонетические рифмовки.
Такие виды рифмовок используются для отработки определенного звука в фонетических упражнениях. Я.М.Колкер подчеркивает, что их роль состоит «в отработке артикуляции, произношения и интонации» [9, 71].
Данная группа рифмовок, в силу четырех — пятикратного повторения звука, позволяет детям отчетливо услышать звук, и при заучивании дает многократное повторение звука.
По мнению А.М.Муталибова, эти «рифмовки способствуют погружению учащихся в языковую атмосферу и помогают отрабатывать трудные для произношения звуки» [11, 86].
Peter Piper picked a pack
Of pickled pepper,
A pack of pickled pepper
Peter Piper picked.
2) Зарядки.
На начальном этапе обучения внимание детей неустойчиво, поэтому в
плане урока следует предусмотреть виды работ, снижающих утомляемость.
Таким видом могут стать физкультминутки, которые снимают напряжение,
переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное
настроение. Эти рифмовки при систематическом повторении позволяют детям
усвоить лексику сначала на рецептивном уровне, а через два — три урока они
уже в состоянии повторять текст за учителем, и лексика переходит на
репродуктивный уровень без затраты на это учебного времени. Рифмовки этой
группы можно менять через каждые две — три учебные недели.
Hands up, Bend left,
Hands down, Bend right,
Hands on hips, Hands on hips,
Sit down. One, two, three, hop,
Stand up, One, two, three stop.
Hands to the sides
3) Грамматические рифмовки.
Так как рифмовки способствуют развитию образной памяти, ребенку легче через образ запомнить значение и произнесение лексико-грамматической структуры.
На начальном этапе эти рифмовки играют важную роль, так как позволяют ребенку овладеть лексико-грамматической структурой без особых усилий. Однако необходимо подчеркнуть, что знание рифмовки не влечет за собой владение самой структурой. После заучивания рифмовки учитель должен провести дополнительную работу для того, чтобы активизировать воспроизведение в памяти и употребление лексической единицы или структуры. Для этого предлагаются следующие этапы по закреплению необходимого материала:
1) вычленить из рифмовки нужную структуру;
2) довести до сознания детей ее значение;
3) отработать ее произношение;
4) отработать ее в вопросно-ответных упражнениях;
5) активизировать ее в речи через игру.
Например: структура с глаголом « to be».
Рифмовка: Look at the mouse!
It is in the house.
Look at the fox!
It is in the box.
Вопросно-ответные упражнения, имеющие целью активизацию лексики.
Рифмовка: What is this? — It is a fox.
What is this? — It is a house.
Is it a fox or a cat? — It is a fox.
Is the fox in the box? — Yes, it is.
Игры.
Учитель раздает детям карточки с картинками. Делит детей на две группы.
Говорят, что есть на свете городок «наоборот».
Город выдумали дети,
Чтобы жить в нем без забот.
Дети вынесли решенье-
Делать все наоборот.
Вариант №1. «Неверующий Фома».
Первая группа детей. Вторая группа детей.
It is a cat (mouse). It is a dog.
It is a pen (house). It is a hen.
Вариант №2. «Испорченный телефон»
Первая группа детей. Вторая группа детей.
It is a fish (fox). Is it a fish (fox)?
It is a frog (box). Is it a frog (box)?
Вариант №3. «Недовольные дети».
Первая группа детей. Вторая группа детей.
It is a dog (mouse). It is not a dog (mouse).
It is a monkey (house). It is not a monkey (house).
Такую работу можно проводить и с другими структурами.
4) Считалки.
Важную роль в жизни ребенка занимает игра. Многие игры основаны на рифмовках. Одной из содержательных сторон детской игры является игровой зачин (считалки, игровые жеребьевки). Именно эта часть служит для формирования самоорганизации детей, самодисциплины.
«I play.»
One, and two, and three, and four
I am sitting on the floor.
I am playing with a car
And a pretty little star.
5) Советы.
Дети склонны к рассуждениям, поэтому они легко присваивают мысли, заключенные в рифмовках и афоризмах, включая их в рамки своего жизненного опыта.
«Советы» очень легкие, способствуют обогащению словаря, образному выражению детьми своих мыслей.
«Magic words.»
Hearts like doors will open with ease
To very, very little keys.
And don’t forget that two are these:
«We thank you all» and «If you please».
6) Лексические рифмовки.
Через чтение и запоминание рифмовок расширяется словарный запас, и при особых формах работы слова переходят в активный словарь.
При специальных видах работ с помощью рифмовок можно развить монологическую речь. В этом плане предлагается следующий вид работы:
-
выучить рифмовку с опорой на наглядность;
-
отработать ее в вопросно-ответных упражнениях;
-
активизировать лексику рифмовки через игру в два этапа;
-
предложить детям составить рассказ по картинке.
Например: тема «A dog» ( с опорой на наглядность).
Рифмовки
a)I have a little dog, b) My dog has four legs.
His name is Jack. I have only two.
His head is white, My dog likes to run,
His ears are black. I like to run too.
c) A dog can’t talk
But he can bark
When I take my dog
To the park.
Вопросно-ответные упражнения по рифмовке:
Have you a dog? — Yes, I have.
What colour is it? — It is white.
How many leg has the dog? — The dog has four legs.
Can the dog bark? — Yes, it (he) can.
Активизация употребления лексики через игры-упражнения:
а) кто больше назовет слов к картинке, изображающей собаку. Дети: a dog, little, big, black, a head, legs…
б) составить предложения к картинкам.
It is a little dog.
Its (his) name is Jack.
Its (his) head is white.
Its (his) ears are black.
The dog has four legs.
The dog has two eyes.
The dog likes to ran.
The dog can bark.
Задание: описать собаку на картинке.
Ребенку трудно выдержать последовательность своего рассказа. С целью построения связного рассказа на основе рифмовок учитель подбирает картинки к рассказу по рифмовкам.
7)Рифмовки к праздникам.
Эти рифмовки помогут учителю подготовить сценарий театрализованного представления.
«The 8th of March.»
The 8 th of March
Has come today.
A very pleasant day!
We read the poems,
Sing the songs,
We are all very gay. 8)Рифмовки—диалоги.
Языковой материал почти каждой рифмовки может быть использован для составления детьми микродиалогов при направляющей работе со стороны учителя.
Например, рифмовка «Good morning» служит основой для составления диалогов в ситуации «Приветствие».
Good morning, good morning,
Good morning to you.
Good morning, good morning,
I am glad to see you.
Рифмовка «How is your father?» помогает освоить вопрос о здоровье.
How I your father? — He is fine, thanks.
How is your mother? — She is fine, thanks.
Есть рифмовки, в основе которых диалог между детьми, сказочными героями, животными.
Это привлекает внимание детей, стимулируя образное восприятие содержания, взывает эмоциональное отношение к произнесенному тексту. Инсценируя содержание таких рифмовок, дети быстро запоминают значение слов, структур. Произнося текст как бы «от себя», дети прочно усваивают их употребление и активно пользуются ими во впервые предъявляемых ситуациях, выходя на спонтанную речь.
9) Рифмовки-загадки.
Отгадывание загадок предполагает знание особенностей предметов, умение сравнивать предметы, видеть в них общее. Часто описание одного предмета дается через описание другого. Чтобы построить работу в этом направлении, необходимо:
-
обеспечить активное мышление ребенка;
-
сформировать умение сопоставлять;
-
научить детей проводить сравнение предметов.
Если построить работу в двух направлениях, то упрощенные формы работы с загадками можно проводить на начальном этапе.
Учитель задает загадки на русском языке, ответы дети дают на английском:
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками (a hedgehog).
Учитель задает загадки на английском языке о знакомых предметах, при этом ему необходимо проконтролировать понимание детьми слов в рифмовке.
What is it?
And it’s good to eat (an apple).
Предлагаемые рифмовки могут быть с успехом использованы учителями при обучении детей английскому языку. Результат будут зависеть не только от качества классных занятий, но и от самостоятельной работы учащихся дома.
2. Значение рифмовок и стихотворений при обучении английскому языку.
Рифмовки имеют большое значение при обучении английскому языку на раннем этапе.
З.Б. Решетникова утверждает, что «рифмовка усваивается детьми наиболее быстро и легко, обладает такими признаками, как краткость, звуковая повторяемость. Дети испытывают потребность в заучивании рифмовок» [7, 32].
Этот факт подтверждает и Е.В.Измайлова, говоря, что «разучивание рифмовок, стихов, песен отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость» [8, 35].
Чтение рифмовок доставляет им удовольствие. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остается в памяти маленького человека, оставляя след в его сознании. Лексико-грамматические структуры легко актуализируются в устной речи благодаря рифме стихотворения.
Младший школьный возраст — это период, когда ребенку интересна звуковая сторона слова. Читая рифмовки, ребенок вслушивается в звуки речи, замечает их повторы, оценивает их созвучие. А.П.Старков говорит, что «первый год обучения играет особую роль в постановке у учащихся английского произношения»[10, 27]. В рифмовке слово приобретает особый характер, звучит, отчетливее, самостоятельнее, привлекает к себе внимание. Ребенок произносит его с большей выразительностью, чем в речи иного типа. Дети склонны к рифмованию знакомых слов, радуясь их узнаванию в полученных сочетаниях.
Рифмовка как заученный блок создает у ребенка ощущение уверенности в себе, а хоровая работа над рифмовкой способствует сплочению группы детей.
Языковая особенность стиха — наличие пауз, которых в рифмовке в два раза больше, чем в прозе. Чтение рифмовок способствует совершенствованию речевого дыхания, так как создает условия четкости соблюдения пауз. Благодаря соблюдению пауз появляется выразительность речи. Значение рифмовок в формировании выразительности и эмоциональности речи огромно. Через чтение рифмовок ребенок передает различные чувства и переживания, и поэтому должен правильно использовать интонационные средства.
Упорядоченное повторение тех или иных звуковых особенностей придает рифме подчеркнутую ритмичность, которая способствует выработке правильной дикции.
Через чтение рифмовок у детей формируется также умеренный темп речи. Размеренность и ритмичность рифмовок, наличие близких к детскому восприятию образов развивает способность удерживать в памяти слова, словосочетания, обеспечивает быстрое их запоминание, что в свою очередь способствует развитию такой психической функции, как память.
Главное в работе каждого учителя — это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного воспроизведения материала в творческий поиск. Т.П.Рачок отмечает, что «в значительной мере этому способствует работа над поэтическими произведениями, которые развивают ребенка, обогащают его духовный мир, прививают чуткость к поэтическому слову, радуют и изумляют музыкальностью и яркостью языка, учат видеть красоту природы. Поэзия дает импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия» [5,15].
С.Н. Козлов считает, что «дети недостаточно говорят на языке, в результате они понимают, как надо произносить слова, а говорить не могут. Достичь правильного произношения можно при работе со стихотворениями и рифмовками» [6, 14].
Большое значение уделяется отбору стихотворений, в основу которых положено три принципа: тематический, познавательный и дидактический.
Материал, представляемый в стихотворной форме, усваивается намного легче, при этом могут быть реализованы многие задачи, такие, как обучение фонетике, грамматике, лексике и переводу.
Таким образом, рифмовки и стихотворения имеют большое значение при обучении английскому языку на разных этапах.
Глава 2. Работа с рифмовками и стихотворениями при обучении
английскому языку.
1. Основные этапы работы с рифмовками на начальном этапе.
При заучивании рифмовок с детьми перед учителем встает несколько задач; вызвать интерес к рифмовке, желание знать ее, помочь понять содержание в целом, помочь запомнить нужный элемент (элементы) наизусть, научить выразительно читать, обеспечить запоминание всей рифмовки.
С целью обеспечения всех этих задач предлагается следующий порядок разучивания рифмовок:
-
выбирая рифмовку, учитель определяет в ней главный объект отработки (звук, лексика и так далее);
-
сообщает название рифмовки, переводит или семантизирует при помощи наглядности;
-
объясняет задание детям;
-
знакомит детей с рифмовкой, прочитывая ее два раза;
-
доводит содержание рифмовки до сознания детей (объясняет общий смысл; читая, просит детей догадаться, о чем идет речь, корректируя их ответы и так далее);
-
проводит отработку наиболее трудных слов, словосочетаний, структур;
-
организует индивидуальное повторение слов, структур за учителем;
-
обеспечивает хоровое повторение рифмовки построчно за учителем два раза, при необходимости больше;
-
проводит одновременное декламирование учителем и детьми рифмовки в целом.
На уроке, на котором вводится рифмовка, индивидуальное ее прочтение каждым ребенком не рекомендуется.
Во время разучивания учитель должен подойти к каждому ученику и прислушаться, правильно ли он проговаривает материал. Если требуется, откорректировать. Поскольку с третьего раза чтения рифмовки внимание детей ослабевает, а текст еще недостаточно хорошо разучен, учитель меняет форму повторения. Он может предложить детям встать и повторять за ним стоя. При следующем прочтении учитель делит детей на две группы. Каждая группа по очереди проговаривает строчку за строчкой, или соревнуется — «чей шепот четче».
Во время чтения рифмовок учитель с первых уроков уделяет внимание невербальным компонентам общения (мимике, жестам, позе). Учитель объясняет детям, что, читая рифмовку, он (ребенок) не должен волноваться; декламируя, следует обращаться не только к педагогу, но и ко всем ребятам. Следует обратить внимание на осанку, выражение лица, громкость — «чтобы все ребята слышали».
Во время декламирования рифмовок учитель должен обращать внимание детей на правильность и рациональность использования выдоха, приучая детей произносить небольшие фразы на одном дыхании. Совершенствованию речевого дыхания способствует произнесение рифмовок в замедленном темпе, что в свою очередь позволяет тщательно отработать произношение звуков, слов.
Поскольку произнесение шепотом требует более четкой артикуляции звуков, учителю необходимо вводить задания на шепотное чтение рифмовок. Такой прием способствует также лучшему запоминанию рифмовки, поскольку заставляет детей вслушиваться в произносимый текст.
Для того, чтобы развить чувство темпа — ритма, учителю необходимо включать задания на размеренное чтение рифмовок и хоровое исполнение в заданном темпе (медленно — умеренно — быстро).
Для формирования силы голоса рифмовка произносится громко — тише -шепотом или шепотом — тише — громче.
Есть рифмовки, которые можно не переводить детям. Учителю достаточно при декламировании рифмовки выставить на доску картинку, соответствующую содержанию рифмовки (чтение с опорой на наглядность). После такого чтения рифмовки учитель обращается к детям с вопросом: «О чем шла речь в рифмовке?» Такая работа ведет к развитию способности соотносить звучащее слово с наглядным образом, понимания английской речи на слух, языковой догадке.
2. Работа со стихотворениями на начальном этапе обучения.
Приемы работы над поэтическим текстом могут быть разными и зависеть как от этапа обучения, так и от той цели, которую ставит перед собой учитель.
Стихотворения в основном используют как один из наиболее эффективных видов фонетической зарядки, на материале которых с помощью технических средств можно отработать отдельные звуки, интонацию, ударение.
Стихи помогают также пополнить запас слов учащихся, усвоить лексический или грамматический материал по теме.
Рассмотрим примерную работу над стихотворением с условием его запоминания:
1. Интонационно-фонетическое предъявление поэтического текста учителем. Четко и выразительно читает стихотворение.
2. Снятие лексико-грамматических трудностей. Лексику, трудную для понимания, записывает на доске. Делает в последовательности, в которой они следуют в тексте.
3. Проверка понимания текста посредством вопросов.
4. Интонационно-фонетическая отработка стихотворения:
-
Первую строчку читает учитель, вторую — ученики, затем наоборот;
-
Стихотворение прочитывается учащимися.
5. Читают стихотворение хором.
6. Заучивание текста с письменной опорой, которая в процессе работы изменяется. Если стих записан на доске, стирается по одному слову в каждой строчке, но все строчки проговариваются полностью вместе с учителем. Этот процесс повторяется три раза. В конце дети воспроизводят стихотворение самостоятельно.
7. Воспроизведение поэтического текста. Три — четыре ученика читают стихотворение наизусть по очереди. Этот план работы может быть использован при работе со стихотворением на уроках английского языка.
Заключение: выводы и результаты
Работа с рифмовками и стихотворениями является одним из эффективных приемов обучения иностранному языку. Неограниченные возможности в этом направлении позволяют заинтересовать детей творческой деятельностью, которая в дальнейшем обернется интересом к изучению языка. Также использование поэтических произведений на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки детей, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.
На начальном этапе обучения рифмовки и стихотворения могут использоваться для отработки определенного звука и интонации. После многократного повторения звука ребята отчетливо слышат звук и правильно его произносят.
При разучивании стихотворений и рифмовок ребенок может овладеть лексико-грамматической структурой без особых усилий.
Так, например, изучая лексику по теме: «Празднование дня рождения» и образование повелительных предложений с глаголом let, ребята разучивают стихотворение “Let’s celebrate”, в котором употреблены данные лексико-грамматические структуры. После изучения данной темы была проведена контрольная работа, классы (6а, 6б), в которых данное стихотворение ребята заучивали, справились с ней лучше.
Выполнили контрольную работу на 4 и 5 | |
6а | 100% |
6б | 82% |
6в | 65% |
Работа с поэтическими текстами на уроках английского языка приводит к следующим результатам:
-
повышает интерес к английскому языку;
-
ученики не испытывают страха перед языком, не боятся говорить;
-
язык рассматривается как средство общения. В центре внимания ставится проблема или информация, вокруг которой естественным образом возникает обсуждение на английском языке;
-
ученики приобщаются к реалиям жизни страны изучаемого языка;
-
через сотрудничество и партнерство в процессе обучения иностранному языку происходит социализация личности, что формирует уважение к чужому мнению, понимание того, что разные точки зрения имеют право на существование;
-
стихотворения способны сделать изучаемый учебный материал личностно значимым.
Очевидно, что при правильной работе рифмовки и стихи могут оказать учителю иностранного языка большую помощь как в преподавании предмета и обучении отдельным видам деятельности, так и в привитии любви и стимулировании интереса к изучению языка.
Библиография
-
Виноградова В.В. Работа над стихотворениями в 5-6 классах // Иностранные языки в школе. — 2003. — №3.
-
Измайлова Е.В. Песни и стихи на уроках английского языка в 3 классе // Иностранные языки в школе. — 2005. — №3.
-
Квятковский А.А. Поэтический словарь. — М., 1966.
-
Козлов С.Н. Говорите по-английски стихами. — М., 1994.
-
Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. -М.,2000.
-
Муталибов A.M. Организация начала урока английского языка (5-7 кл.) II Иностранные языки в школе. — 2005. — №7.
-
Рачок Т.П. Работа над стихотворениями на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 1999. — №2.
-
Решетникова З.Б. Как я поддерживаю интерес школьников к английскому языку // Иностранные языки в школе. — 2003. — №2.
-
Семьсот английских рифмовок /Сост. И.А. Захарченко. — М., 1999.
-
Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. — М., 1978.
11. Чередник СВ. Работа над поэтическими произведениями на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2002. — №4.