Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
города Калуги
Игровые проверочные задания по биологии
в 7 классе
«Рыбы»
подготовила
заместитель директора по НМР
Моисеева Ольга Евгеньевна
Калуга 2010
Игровые проверочные задания по биологии
в 7 классе тема «Рыбы»
заместитель директора по НМР
Моисеева Ольга Евгеньевна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа№22»
г Калуги
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
-
Подтип, объединивший рыб, земноводных и т.д.
По вертикали:
-
Отдел мозга, отвечающий за выработку условных рефлексов и развитие органов чувств
-
Таксон, к которому принадлежат рыбы.
-
Покрывает тело рыбы
-
Ограничивают тело рыбы сверху.
-
Подкласс, к которому относится африканский чешуйчатник.
-
орган, воспринимающий движение воды.
-
Представитель подкласса Кистеперые.
-
Пищеварительная железа, снабжена желчным пузырем.
-
Тонкий белый тяж, тянется внутри канала, образованного верхними дугами позвонков.
-
Представитель подкласса Хрящекостных.
-
Сосуды, несущие кровь к сердцу.
-
Часть тела рыбы.
Ответы: позвоночные, передний, надкласс, чешуя, ребра, двоякодышащие, боковая,
латимерия, печень, спинной, осетр, вены, голова.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| представлен позвонками и |
|
| |||||||
|
|
|
| Форма тела кожа рыб покрыта |
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| отдел |
|
|
|
|
|
|
|
|
| грудные и брюшные |
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| кожа |
|
|
|
|
| хрусталик глаза |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
| отдел |
| скелет в основном |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| рефлекс, |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| на них |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| канал в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
| переносит |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| сосуды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| представлен позвонками и |
|
| |||||||
|
|
|
| кожа рыб покрыта | ч |
|
| |||||||||||||
|
|
|
| т | у | л | о | в | и | щ | е |
| п | а | р | н | ы | е |
|
|
|
|
| отдел | п |
|
|
|
|
| ш |
| о | грудные и брюшные |
|
| |||||
|
|
| л |
|
|
|
|
| у |
| з |
|
| |||||||
|
|
|
| г | о | л | о | в | а |
| я |
| в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| кожа | щ |
|
|
|
| хрусталик глаза | о | к | р | у | г | л | ы | й | |||
|
|
|
| д | е | р | м | а |
| н |
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
| отдел | н | скелет в основном | к | о | с | т | н | ы | й |
|
| ||||||
|
|
| н |
|
|
|
| рефлекс, | ч |
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
| х | в | о | с | т | на них | н |
|
|
|
|
|
|
| ||||
| канал в |
| е |
|
| д | у | г | и |
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
| к | переносит |
| с |
| к |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
| р |
| л |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
| с | п | и | н | о | м | о | з | г | о | в | о | й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в |
|
|
|
| в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ь | сосуды | в | е | н | ы |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
| а | р | т | е | р | и | я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Через обширную сеть этих сосудов кислород и питательные вещества поступают в ткани.
2. Орган выделительной системы. (по горизонтали)
-
Обособленный вырост спинной стороны пищеварительной трубки,
обеспечивает вертикальное движение. (по вертикали)
-
Орган кровеносной системы.
-
Яйцеклетки рыб.
-
Пузырь, выводящий наружу продукты выделения.
-
Отдел сердца, из которого кровь поступает в сосуды.
-
Форма почек у рыб.
-
Система, обеспечивающая выведение жидких продуктов обмена из организма.
-
Женская половая клетка рыб.
-
Ткань, обеспечивает транспорт питательных веществ и кислорода к тканям.
-
Сосуд, несущий кровь к сердцу.
-
Пузырь, связанный с печенью.
Ответы: капилляр, плавательный, почка, сердце. Икринка, мочевой, желудочек, лентовидные, выделительная, яйцеклетка, кровь, вена, желчный.
игра «Лабиринт»
Цель: проконтролировать знание учащихся.
Дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся. «Лабиринты» — это тесты, содержащие 20 тезисов по изучаемой теме. Принцип работы с лабиринтом несложен. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому присвоен порядковый номер (от 1 до 20) или буква. От прямоугольников отходят «Да» и «Нет». Тезисы могут быть верными и неверными
Как работать с лабиринтами (правила для учащихся)
Прочитайте тезис № 1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то двигайтесь по стрелке «Да», если нет – то по стрелке «Нет» к следующему тезису. Последовательность прохождения тезисов и их количество будут зависеть от правильности ответов
Задание считается выполненным, если учащийся попал на последний тезис. При этом не обязательно прохождение всех тезисов по пути к финишу. Существует только одно правильное решение, которое включает около 10-15 тезисов.
Особенность лабиринта состоит в том, что если ученик отвечает неправильно, то он отклоняется от верного направления движения, но, ответив на следующий тезис верно, вновь возвращается на правильный путь. Если ученик делает две-три ошибки подряд, то попадает в тупик. В этом случае ему придется пройти весь путь сначала.
По мере продвижения по лабиринту учащийся записывает порядковые номера тезисов. Например,1-2-6-8-…-20. главное условие — начать с цифры 1 и закончить на цифре 20. Движение по лабиринту между этими номерами произвольное.
Выполнив работу, учащийся сдает ее на проверку учителю.
Более сложный вариант – лабиринт с буквами: учащийся записывает не цифры, а буквы. В результате он получит ключевое слово. Причем в некоторых случаях полученное слово нужно читать справа налево. Такой подход затрудняет общение детей друг с другом при выполнении задания и практически исключает возможность списывания.
-
1.
тело рыбы уплощенное в спинно-брюшном направлении
2
спинные плавники, как и брюшные — парные
3.
в поведении рыб проявляются условные рефлексы
4
в артериях у рыб кровь насыщена углекислым газом
Да 2
Нет 11
Да 5
Нет 14
Да 7
Нет 15
Да 3
Нет 12
5
чешуи налегают друг на друга черепицеобразно
6
последовательность отделов головного мозга: передний, средний, мозжечок, промежуточный
7
активней других из органов чувств рыбы – боковая линия
8
в сердце рыб только венозная кровь
Да 16
Нет 7
Да 20
Нет 5
Да 13
Нет 9
Да 19
Нет 13
9.
чешуи имеют только гладкие края
10.
продолговатый мозг переходит в спинной
11.
боковой линией рыба определяет положение тела в пространстве
12.
кровеносная система рыб незамкнутая
Да 12
Нет 18
Да 20
Нет 16
Да 2
Нет 4
Да 5
Нет 10
13.
позвоночник разделен на три отдела
14.
головной мозг связан с органами через спинной мозг и нервы
15.
из желудочка кровь поступает в брюшную аорту
16.
если рыба не будет двигать жабрами — уснет
Да 17
Нет 9
Да 3
Нет 11
Да 6
Нет 20
Да 8
Нет 9
17.
грудные плавники — парные
18.
ротовая полость рыб не ограничена от глотки
19.
мочевой пузырь выделяет желчь
20.
желчный пузырь связан с почками
Да 4
Нет 8
Да 17
Нет 19
Да 5
Нет 7
Да 1
Нет 20
Лабиринт рыбы
Ответ:
1.4.2.14.3,15,6,5,16,8,19,7,13,9,18,17,4,12,10,20
Список использованной литературы
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Биология животные 7 класс учебник М: Дрофа 2008г