1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Марьино-Николаевка

Исследовательская работа

Развитие бабочки

Коршук Павел Сергеевич 7 класс МБОУ СОШ

с. Марьино — Николаевка

Руководитель: Дементьева Ольга Васильевна учитель

биологии МБОУ СОШ с. Марьино -Николаевка

2014

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………………… 3
1.1. Актуальность выбранной темы………………………………………………………… 3 1.2. Цели и задачи исследований. Выдвижение гипотезы ………………………………… 3

2. Основная часть……………………………………………………………………………… 4
2.1 Методика исследований ………………………………………………………………… 4 2.2. Результаты исследований…………………………………………………………………4

    1. Особенности внешнего строения гусеницы…………………………………………… 5

    2. Особенности внешнего строения куколки………………………..………… 5

    3. Особенности внешнего строения бабочки …………………………………………… 6

    4. Классификация …………………………………………… 7

3.Выводы……………………………………………………………………………………… 8

4.Заключение…………………………………………………………………………………… 8

5.Список использованной литературы……………………………………….……………… 9

6.Приложение………………………………………………………………………………… 10

Введение
Каждое лето у нас в деревне я вижу, что на крапиве живут черные гусеницы и поедают ее. (В старом заброшенном саду растет много крапивы). Меня заинтересовало, а какие бабочки выведутся из этих гусениц. 

Актуальность выбранной темы.
Данная тема показалось мне очень интересной и достаточно актуальной. С каждым годом в нашем районе все меньше и меньше встречается бабочек. Может потому, что уничтожают их личинок- гусениц всех подряд. А ведь бабочки так красивы! Они поднимают настроение, опыляют цветущие растения.

Поэтому в ходе исследований я хочу в искусственных условиях вывести из гусениц бабочек, показать всем ребятам ее красоту и доказать, что нельзя уничтожать безвредных гусениц, а так же растения, на которых они кормятся.

Для раскрытия темы исследования мною использовались разные источники: Справочная литература, учебное пособие для учащихся, материалы в сети ИНТЕРНЕТ.
Главная цель:
Выяснить какие бабочки выведутся из черных гусениц, кормившихся на крапиве в искусственных условиях.
Задачи:
1. Пронаблюдать за ростом и развитием черных гусениц, кормившихся на крапиве.
2. Создать условия, приближенные к естественному месту обитания наблюдаемых гусениц и выяснить, стадией развития какой бабочки являются эти гусеницы.
3. Дать краткую характеристику внешнего строения стадиям развития бабочки.

Объект исследования: гусеницы неизвестной бабочки.

Выдвижение гипотезы.
Создав искусственные условия для развития черных гусениц, я предполагаю, что из них выведутся либо бабочки крапивницы, либо дневного павлиньего глаза, потому что именно такие черные гусеницы и такие бабочки больше всего и чаще встречаются летом. 

Основная часть

Методика исследования
В своей исследовательской работе я применил 3 метода:
1. Метод визуального наблюдения за этапами развития бабочки.

2. Метод моделирования: создание искусственной среды для выращивания гусениц и выведения из них бабочек.

3. Метод микроскопического исследования

Результаты исследований
Я наблюдал за черными гусеницами, питающимися листьями крапивы, с 30 июля по 25 августа в деревне в естественных условиях их обитания.

По утрам средняя температура воздуха +18. С, а вечером в 17:00 часов- 25-28 С. Молодые гусеницы покрыты жесткими шипиками, живут большой группой сначала в общем гнезде из оплетенных шелковой нитью листьев крапивы. (Приложение № 1). Значит, у гусениц есть шелкоотделительные железы на голове («Жизнь животных » стр. 312) .

На растениях крапивы таких гнезд я увидел очень много. Я заметил, что гусеницы объедают аккуратно лист за листом, оставляя от листа одни жилки (приложение № 2). Причем они не перебираются на другой лист, пока не съедят один лист. В итоге от крапивы оставались одни стебли. Когда гусеницы достигли размера 4,1 см. они стали расползаться. Причем, расползались только на растения крапивы, не повреждая листья культурных растений (декоративных цветов, капусты, кабачков, смородины, …).
А еще я наблюдал, что утром гусеницы мало активны и сидят на крапиве большими группами, даже крупные гусеницы, а когда воздух становится теплее, они начинают расползаться, вечером же на ночь опять собираются в группы.

1 августа я взял ветку крапивы с гусеницами, поместил ее в 3-х литровую банку, завязал горловину банки марлей. Принес ее домой, поставила под навесом. В течение 9 дней я кормил гусениц, убирал из банки экскременты и менял веточки крапивы на свежие. 

Особенности внешнего строения гусеницы 

Я изучил внешнее строение гусеницы с помощью лупы. Гусеница покрыта мелкими белыми точками и шипиками в каждом сегменте, Всего сегментов тела 11 (приложение №3). Ее тело состоит из головы, груди: 3 сегмента с 3 парами членистых ног и длинное брюшко из 8 сегментов, на каждом из которых по одной паре ложных ножек дыхалец. На голове одна пара глаз и одна пара очень коротких усиков. Гусеницы грызут листья, значит у них ротовой аппарат грызущего типа (« Жизнь животных» стр.312).

Я наблюдал, что гусеницы линяют и растут. В паутине- гнезде остаются экскременты гусеницы и ее прежний хитиновый покров .(наблюдал 3 линьки у гусениц). Через 10 дней, то есть 10 августа гусеницы превратились в куколок. 

Особенности внешнего строения куколки
Куколки серого цвета, длиной 1,9 см., с двумя рядами шипов, были прикреплены паутинной нитью к веткам крапивы и висели в банке вниз головой (Приложение № 7) Рассмотрев их внешнее строение, я увидел, что у них уже сформированы все части тела бабочки и эти части вырисовываются на хитиновом покрове куколки: есть глаза, одна пара выступающих усиков, прижатые к телу короткие крылья и 3 пары ножек, членики брюшка с дыхальцами в виде точек по бокам каждого членика брюшка. ( Яхонтов А. А. Зоология для учителя. Т. 1- М.: Просвещение, 1968.)

Особенности внешнего строения бабочки
20 августа, т.е. через 3 недели из куколки вывелись бабочки. Это в искусственных условиях, а в естественных условиях по данным ИНТЕРНЕТа стадия куколки длится 1-2. недели(

Приложение № 1 Общее гнездо гусениц.

Приложение № 2 Гусеницы съедают листья, оставляя одни жилки.

Приложение № 3 Взрослая гусеница. Приложение № 4 Куколка.

Приложение № 5 Гусеницы в природе

Приложение № 6 Гусеницы в банке
Приложение № 7 куколки в банке

Приложение № 8 Бабочки дневного павлиньего глаза, появившиеся из куколок

Приложение № 9 Молодые бабочки .

Приложение № 10 Молодая бабочка в природе .

Исследовательская работа Развитие бабочки Тезисы Автор: Коршук Павел Сергеевич МБОУ СОШ с. Марьино – Николаевка; Руководитель: Дементьева О.В. Каждое лето у нас в деревне я вижу, что на крапиве живут черные гусеницы и поедают ее. (В старом заброшенном саду растет много крапивы). Меня заинтересовало, а какие бабочки выведутся из этих гусениц.  
Актуальность выбранной темы.
Данная тема показалось мне очень интересной и достаточно актуальной. С каждым годом в нашем районе все меньше и меньше встречается бабочек. Может потому, что уничтожают их личинок- гусениц всех подряд. А ведь бабочки так красивы! Они поднимают настроение, опыляют цветущие растения. Поэтому в ходе исследований я хочу в искусственных условиях вывести из гусениц бабочек, показать всем ребятам ее красоту и доказать, что нельзя уничтожать безвредных гусениц, а так же растения, на которых они кормятся. Для раскрытия темы исследования мною использовались разные источники: Справочная литература, учебное пособие для учащихся, интернет-ресурсы.
Цель и задачи исследований.
Главная цель:
Выяснить какая бабочка выведется из черной гусеницы, кормившейся на крапиве в искусственных условиях.
Задачи:
1. Пронаблюдать за ростом и развитием черных гусениц, кормившихся на крапиве.
2. Создать условия, приближенные к естественному месту обитания наблюдаемых гусениц и выяснить, стадией развития какой бабочки являются эти гусеницы.
3. Дать краткую характеристику внешнего строения стадиям развития бабочки.
Выдвижение гипотезы.
Создав искусственные условия для развития черных гусениц, я предполагаю, что из них выведется либо бабочка крапивница, либо дневной павлиний глаз, потому что именно такие черные гусеницы и такие бабочки больше всего и чаще встречаются летом.  
Методика исследования.
В своей исследовательской работе я применил 3 метода:
Метод визуального наблюдения за этапами развития бабочки.  Метод моделирования: создание искусственной среды для выращивания гусениц и выведения из них бабочек.
Метод микроскопического исследования Вывод
Таким образом, создав искусственные условия, приближенные к естественным, я вывел бабочку дневной павлиний глаз, что соответствует выдвинутой мною гипотезы.
Заключение
Данная работа показала, что даже из таких невзрачных черных гусениц выходят красивые бабочки, что не все гусеницы являются вредными, значит нельзя уничтожать гусениц всех подряд. Используя наглядный результат своих исследований, я буду активнее проводить природоохранную работу и приобщать к ней других ребят. Эти меры обеспечат сохранение видового биоразнообразия и увеличение числа особей бабочек, играющих огромную роль в природе и жизни человека.  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here