ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА В 8 КЛАССЕ
в формате ЕГЭ
Часть А.
При выполнении заданий выберите один правильный ответ.
1. Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью:
1) ферментов; 2) гормонов; 3) витаминов; 4) рефлекторных дуг.
2. Значение дыхания состоит в обеспечении организма:1) энергией; 2) строительным материалом;3) запасными питательными веществами; 4) витаминами.
3. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как витамины участвуют в образовании: 1) углеводов; 2) нуклеиновых кислот; 3) ферментов; 4) минеральных солей.
4. Проводниковая часть зрительного анализатора: 1) сетчатка; 2) зрачок; 3) зрительный нерв; 4) зрительная зона коры головного мозга.
5. Самое высокое давление крови у человека в: 1)капиллярах; 2) крупных венах; 3) аорте; 4) мелких артериях.
5. Человеку с больными почками не рекомендуется есть: 1) морковь 2) капусту 3) черный перец 4) яблоки
6.В скелете человека неподвижно соединены следующие кости: 1) плечевая и локтевая; 2) ребра и грудина; 3) мозгового отдела черепа; 4) грудного отдела позвоночника.
7.Внутренняя среда организма представлена: 1) клетками тела; 2) органами брюшной полости; 3) кровью, межклеточной жидкостью, лимфой; 4) содержимым желудка и кишечника.
8. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточности функции:
1) щитовидной железы;2) надпочечников;3) поджелудочной железы; 4) гипофиза.
9.Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в:
1) наложении шины;2) наложении жгута;3) обработке раны йодом;4) воздействии холодом
10. Белки расщепляются в 1. пищеводе 2. ротовой полости 3. печени 4. желудке, кишечнике
11.При недостатке витамина С развивается: 1) цинга 2) рахит 3) расстройство деятельности нервной системы 4) «куриная слепота»
12. Какой орган выделительной системы главный?
1) кожа 2) сердце 3) почки 4) кишечник
13.Голосовые связки расположены в 1. глотке 2. трахее 3. гортани 4. ротовой полости
14. Понятие «анализатор» включает следующие составляющие
-
рецептор, воспринимающий сигнал 2) проводящие пути
-
зона коры, где проводится анализ раздражений 4) все указанные компоненты
15. Барабанная перепонка располагается на границе между: 1) костным и перепончатым лабиринтом 2) средним и внутренним ухом 3) наружным и средним ухом 4) ушной раковиной и наружным слуховым проходом
16..Слуховые рецепторы расположены в: 1) наружном ухе 2) среднем ухе 3) вестибулярном аппарате 4) улитке
17.Какой из органов чувств способен обнаруживать предметы и определять их место в пространстве? 1. слух 2. Зрение 3. Обоняние 4. Осязание
18. К возникновению близорукости может привести: 1) повышение уровня обмена веществ;
2) чтение текста лежа; 3) повышенная возбудимость нервной системы; 4) чтение текста на расстоянии 30—35 см от глаз.
Часть В.
При выполнении заданий выберите три правильных ответа.
В1. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:
-
глюкозы; 2) аминокислот; 3) глицерина; 4) гликогена; 5) клетчатки; 6) гормонов.
В2. Частями среднего уха являются:
1) ушная раковина; 2) улитка; 3) молоточек; 4) вестибулярный аппарат;
5) наковальня; 6) стремечко.
В1. Установите соответствие:
СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРЫ
1. стекловидное тело А. зрительный
2. улитка Б. пространственный (вестибулярный)
3. колбочки В. слуховой
4. палочки
5. наковальня
6. полукружные каналы
. Укажите, в какой последовательности осуществляется прохождение лучей света в оптической системе глаза человека.
A. Хрусталик.
Б. Роговица B. Зрачок.
Г. Палочки и колбочки Д. Стекловидное тело.
.
-
Укажите последовательность расположения отделов пищеварительного тракта, начиная с наивысшего:
А) пищевод
Б) тонкий кишечник
В) глотка
Г) желудок
Д) ротовая полость
Е) толстый кишечник
-
Установите соответствие между отделом пищеварительного тракта и его свойствами:
Отделы пищеварительного тракта | |
А) переваривание белков, углеводов, жиров Б) наличие большого количества бактерий В) всасывание воды Г) наличие микроворсинок Д) всасывание основных питательных веществ в кровь и лимфу Е) синтез некоторых витаминов | 1) тонкий кишечник 2) толстый кишечник |
Уровень С
-
У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача.
-
В чем значение крови для организма человека.
Вариант 2
Часть А.
При выполнении заданий А1— А10 выберите один правильный ответ.
1.Рефлекторная дуга заканчивается : 1) исполнительным органом 2) рецептором
3)чувствительным нейроном 4) вставочным нейроном
2. Дыхание обеспечивает организм энергией за счет:1) синтеза органических веществ; 2) окисления органических веществ; 3) поглощения солнечной энергии; 4) круговорота веществ
3. Дышать следует через нос, так как в носовой полости:1) происходит газообмен;2) образуется много слизи;3) имеются хрящевые полукольца;4) воздух согревается и очищается.
4. Кровь, лимфа и межклеточное вещество — разновидности ткани: 1)нервной;2) мышечной;3) соединительной; 4)эпителиальной.
5. В свертывании крови участвуют: 1)эритроциты; 2) лимфоциты; 3)лейкоциты; 4) тромбоциты.
6. Нервным импульсом называют:1) электрическую волну, бегущую по нервному волокну;2) длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой; 3) процесс сокращения клетки.
7. По чувствительному нерву нервные импульсы направляются:
1) из головного мозга в спинной; 2) из спинного мозга в головной;
3) в центральную нервную систему; 4) к исполнительному органу.
8. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют:1) почки, кожа и легкие; 2) тонкий и толстый кишечник;3) печень и желудок; 4) слюнные и слезные железы.
9. Первичной мочой называется жидкость, поступающая: 1) из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца; 2) из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды; 3) из нефрона в почечную лоханку; 4) из почечной лоханки в мочевой пузырь.
10.Кожа выполняет выделительную функцию с помощью: 1) волосяной луковицы; 2)капилляров; 3) потовых желез; 4) рецепторов. 11. Соединения позвонков между собой – это соединение 1) подвижное 2) неподвижное 3) полуподвижное
12. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо:1) наложить жгут выше места перелома; 2) сделать холодный компресс; 3) наложить давящую повязку; 4) зафиксировать поврежденную конечность с помощью шины.
13.Человек у с больными почками не рекомендуется есть: 1) картофель 2) компот из сухофруктов 3) свежие огурцы 4) соленые огурцы
14. В органах пищеварения не расщепляются 1) углеводы 2) води и минеральные соли 3) жиры 4) белки
15. Барьерная роль печени в организме человека состоит в том, что в ней:
1) образуется желчь; 2) обезвреживаются ядовитые вещества; 3) образуется гликоген; 4) гликоген превращается в глюкозу.
16.Звуковая волна вызывает в первую очередь колебания 1) волосковых клеток 2) жидкости улитки 3) мембраны улитки 4) барабанной перепонки
17.Высший отдел зрительного анализатора расположен в: 1) затылочной доле коры головного мозга 2) височной доле коры головного мозга 3) теменной доле коры головного мозга
4) лобной доле коры головного мозга 18. Если изображение предмета возникает перед сетчаткой, то это: А) дальнозоркость Б) близорукость В) нормальное зрение Г) слепота
19. Учение об анализаторах разработано: 1) И.П. Павловым 2) И.М. Сеченовым
3) И.И. Мечниковым 4) К. М. Угольниковым
Часть В.
При выполнении заданий выберите три правильных ответа.
В1. Витамины — это органические вещества, которые:
в ничтожно малых количествах оказывают сильное влияние на обмен веществ; 2) участвуют, например, в процессах кроветворения и свертывания крови; 3) содержатся только в овощах и фруктах; 4) уравновешивают процессы образования и отдачи тепла; 5) являются в организме источником энергии; 6) поступают в организм, как правило, вместе с пищей.
В2. В производстве гормонов принимают участие следующие органы тела человека: а) гипофиз; б) жировая ткань; в) сердце; г) поджелудочная железа; д) печень. е) щитовидная железа
В3.Людям необходима растительная пища, так как:
1) она стимулирует сокращение стенок кишечника
2) она содержит углеводы, необходимые для организма;
3) много витаминов и минеральных веществ;
4) антитела и различные ферменты;
5) гормоны роста, необходимые человеку.
В4 Укажите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам слухового анализатора.
A. Наружное ухо.
Б. Перепонка овального окна.
B. Слуховые косточки.
Г. Барабанная перепонка.
Д. Жидкость в улитке. Е. Слуховые рецепторы.
В5. Соотнесите название структур глаза и окружающих его органов с их функциями или расположением в органе .
Функция структуры или его расположение в органе | |
| А. увлажнение и защита глаза от бактерий |
2.Слёзные железы | Б. место расположения глаза |
3.Роговица | В. Проведение нервного импульса |
4.Радужная оболочка | Г. Прозрачная оболочка |
5.Хрусталик | Д. светочувствительная оболочка |
6.Сетчатка | Е.. оболочка, придающая глазам цвет |
7.Зрительный нерв | Ж. орган, выполняющий функцию линзы |
Часть 3
С. Дайте полный, развернутый ответ на вопрос:
1. Какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела?
2. В чем состоит барьерная функция печени?