СТОЛБОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.А.ТОКАРЕВА
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ______________Д.С.Самединова «___»_________2014г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор Столбовской общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева ______________О.Л.Лункина «___»_________2014г. |
ЗАДАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ
В 8 КЛАССЕ-2014 -2015 учебный год.
Учитель биологии
Беловежкин А.Н.
Задания школьного этапа.
Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Водоросли, наиболее приспособленные к фотосинтезу на большой глубине: а) красные; б) зеленые; в) бурые; г) золотистые.
2.Пример проявления жизненного свойства: а)обмен веществ; б)размножение; в) движение; г) рост.
3. Бесполое поколение мха (спорофит) развивается из: а) споры; б) зиготы;в) сперматозоида; г) яйцеклетки.
4. Плод киви — это: а) ягода; б) тыквина. в) многокостянка; г) многосемянная коробочка.
5.Эффективный агротехнический прием: а) пасынкование; б) мульчирование; в) пикировка; г) окучивание.
6. Формула цветка ↑О(2)+2Т3П1 характерна для семейства: а) пасленовых; б) злаковых; в) лилейных; г) мотыльковых (бобовых).
7. Стеблевое (побеговое) происхождение имеют колючки у: а) барбариса; б) чертополоха; в) белой акации; г) боярышника.
8. Для кукушкиного льна характерно наличие: а) спермиев; б) спорогона; в) придаточных корней; г) двуполого гаметофита.
9. Тела грибов образованы: а) мицелием; б) микоризой; в) ризоидами; г) конидиями.
10. Для тела высших растений характерно строение: а) одноклеточное; б) колониальное; в) слоевищное; г) листостебельное.
11. Из глюкозы первичный крахмал у покрытосеменных образуется в: а) лейкопластах; б) хромопластах; в) хлоропластах; г) цитоплазме.
12. Верхушка оси вегетативной почки представляет собой: а) зачаточный бутон; б) конус нарастания; в) зачаточный лист; г) основание побега.
13. Многощетинковые черви (полихеты): а) гермафродиты; б) раздельнополы; в) изменяют свой пол в течение жизни; г) бесполы, так как могут размножаться путем отрыва части тела.
14. Животное, относят к одному из классов типа Членистоногие.
В отличие от представителей других классов Членистоногих данное животное имеет: а) наружный хитиновый покров; б) сегментарное строение тела; в) членистое строение конечностей; г) восемь ходильных ног.
15. Паук, конечности второй пары которого называются: а) максиллы; б) мандибулы; в) хелицеры; г) педипальпы.
16. Среди беспозвоночных животных ко вторичноротым относятся: а) кишечнополостные; б) губки; в) иглокожие; г) моллюски.
17. По строению тела брюхоногие моллюски, имеющие раковину: а) радиально симметричны; б) билатерально симметричны; в) метамерно симметричны; г) асимметричны.
18. Из названных обитателей моря наружным пищеварением обладают: а) медузы; б) морские ежи; в) морские звёзды; г) асцидии.
19.Представлен скелет лягушки. В строении осевого скелета данного объекта отсутствует отдел: а) шейный; б) грудной; в) туловищный; г) крестцовый.
20. Согласно результатам генетического анализа диким предком домашней собаки (Canis familiaris) является: а) волк; б) шакал; в) койот; г) динго.
Часть 2.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Бактерии являются возбудителями болезней – 1) чума, 2) холера, 3) амебная дизентерия; 4) оспа; 5) туберкулез. а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 5; в) 2, 3, 4; г) 2, 3, 5; д) 2, 4, 5.
2. При плазмолизе в растительной клетке – 1) тургорное давление равно нулю; 2) цитоплазма сжалась и отошла от клеточной стенки; 3) объем клетки уменьшился; 4) объем клетки увеличился; 5) клеточная стенка не может больше растягиваться. а) 1, 2; б) 1, 2, 3; в) 1, 2, 4; г) 2, 3, 5; д) 2, 4, 5
3.У паукообразных продукты обмена могут выделяться через – 1) антеннальные железы; 2) коксальные железы; 3) максиллярные железы; 4) протонефридии; 5) мальпигиевы сосуды. а) 1, 4; б) 2, 3; в) 2, 5; г) 3, 4; д) 4,5.
4. У пресмыкающихся газообмен может осуществляться через – 1) лёгкие; 2) жабры; 3) поверхность кожи головы; 4) выросты слизистой оболочки в ротовой полости; 5) пилорические выросты в кишечнике. а) 1, 2; б) 1, 3; в) 1, 4; г) 1, 5; д) 1, 2, 5.
5. Птенцовыми птицами являются – 1) тетерев, 2) рябчик, 3) орел беркут, 4) волнистый попугай, 5) фазан: а) 1, 2; б) 2, 4; в) 2, 5; г) 3, 4; д) 3, 5.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.
2. Фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений.
3. Если цветки растения имеют только пестики, то его называют женским. 4. Обычно у пасленовых завязь образована тремя плодолистиками.
5. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей.
6. Мирацидий печеночного сосальщика обитает в воде.
7. Человек является промежуточным хозяином в жизненном цикле лошадиной аскариды.
8. В отличие от птиц, у млекопитающих кора больших полушарий развита лучше.
9. В дикой природе обезьяны в Европе не обитают.
10. У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с когтями для лазания по деревьям.
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [мах. 4 балла] Осматривая растения на приусадебном участке, биолог определил, что у некоторых из них наблюдаются признаки голодания по ряду элементов питания. Соотнесите данные симптомы (А–Г) с причинами их появления, связанными с недостатком определенных элементов питания (1–4). Признаки голодания: 1) Бледно-желтая окраска ткани между жилками у молодых листьев. Старые листья поражаются позже, но сходным образом. Малая мощность растений. 2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови. 3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевертыванию листьев. 4) Слабый рост, карликовость. Отношение побеги/корни сдвинуто в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.
Элементы питания: А) фосфор; Б) азот; В) железо; Г) бор.
Элементы питания 1 2 3 4 . Признаки голодания.
2. [мах. 3 балла] Кровь (гемолимфа) у беспозвоночных животных имеет различную окраску. Укажите для объектов (1–6) характерный цвет крови/гемолимфы (А–Д). Объект: 1) дождевой червь; 2)многощетинковый червь серпула; 3) каракатица; 4) речной рак; 5) личинка комара-толкунца (род Chironomus); 6) марокканская саранча.
Цвет крови/гемолимфы: А) красная; Б) голубая; В) зеленая; Г) оранжево-желтая; Д) бесцветная. Объект 1 2 3 4 5 6 . Цвет крови/гемолимфы .
Матрица ответов
Часть 1. [30 баллов] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1-10( а г б а г б г б а г ).
11-20( в б б г г в г в б а )
Часть 2. [10 баллов] 1 2 3 4 5
1-5 (б а в в г).
Часть 3. [10 баллов] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1-10(прав. «ДА» 1Х ,3Х ,6Х ,8Х,10 Х)
( неправ «нет» 2 Х ,4 Х,5 Х,7 Х,9 ).
Часть 4. [7 баллов]
Задание 1. [мах. 4 балла] Элементы питания 1 2 3 4
Признаки голодания В Г А Б
Задание 2. [мах. 3 балла] Объект 1 2 3 4 5 6
Цвет крови/гемолимфы А В Б Д А Г.
Матрица ответов
Часть 1.(20 баллов).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11-20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть 2.(10 баллов)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1-5 |
|
|
|
|
|
ЧАСТЬ 3 ( 10 баллов)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Прав. *ДА* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неправ *НЕТ* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть 4.(7 баллов)
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
| |
Признаки голодания |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обьект | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
Цвет крови |
|
|
|
|
|
|
|
|