Итоговая контрольная работа по биологии за курс 10 класса
Часть 1. Выберите один правильный ответ
-
Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода:
1) экспериментального, 3) проведения опытов,
2) наблюдения, 4) палеонтологического.
-
Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука:
1) генетика, 3) морфология,
2) физиология, 4) эмбриология.
-
Работа по выведению нового сорта растения осуществляется на уровне организации живого:
1) молекулярном, 3) популяционно-видовом,
2) биосферном, 4) биоценотическом.
-
Клеточное строение имеют:
1) бактериофаги, 3) кристаллы,
2) вирусы, 4) бактерии.
-
Гомеостаз – это:
1) обмен веществ и превращение энергии,
2) регулярное снабжение организма пищей,
3) поддержание постоянства среды жизни,
4) поддержание изменчивости организма.
-
Главный признак живого:
1) движение, 3) обмен веществ,
2) увеличение массы, 4) преобразование энергии
-
Учение о биосфере было создано:
1) Ж.-Б.Ламарком, 3) Э.Зюссом,
2) В.И.Вернадским, 4) Э.Леруа.
-
Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:
1) 25 км, 3) 10 км,
2) 12,5 км, 4) 2 км.
-
Живое вещество – это
1) совокупность всех растений биосферы,
2) совокупность всех животных биосферы,
3) совокупность всех живых организмов биосферы,
4) нет правильного ответа.
-
К биотическим факторам относится:
1) газовый состав атмосферы, 3) солёность почвы
2) температура, 4) ни один из перечисленных.
-
Конкуренция в экосистеме существует между:
1) дубом и берёзой, 3) елью и белкой,
2) берёзой и трутовиком, 4) дубом и белым грибом.
-
На каждый последующий пищевой уровень переходит энергия:
1) 1 %, 3) 5 %,
2) 10 %, 4) 20 %.
-
Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека?
1) движущий, 3) массовый,
2) стабилизирующий, 4) методический
-
Человек в отличие от других живых существ:
1) обладает возбудимостью, 3) мыслит абстрактно,
2) размножается, 4) обладает раздражимостью
-
Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:
1) наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти,
2) наличием швов между костями мозговой части,
3) более развитой мозговой частью,
4) строением костной ткани
-
К движущим силам эволюции относят:
1) многообразие видов, 3) видообразование,
2) борьбу за существование, 4) приспособленность.
-
Естественный отбор – это:
1) сложные отношения между организмами и неживой природой,
2) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями,
3) процесс образования новых видов,
4) процесс роста численности популяции.
-
Основная заслуга Ч.Дарвина состоит в:
1) формулировании биогенетического закона,
2) создании первой эволюционной теории,
3) разработке теории естественного отбора,
4) создании закона наследственных рядов.
-
Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?
1) сохранение старых видов,
2) сохранение нормы реакции,
3) появление новых видов,
4) сохранение особей с неизменными признаками.
-
Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у
особей к среде обитания, направляющий характер имеет:
1) естественный отбор, 3) изоляция,
2) искусственный отбор, 4) борьба за существование.
Часть 2. Выберите несколько правильных ответов.
1. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?
1) генная инженерия 4) культуры клеток и тканей
2) микроскопирование 5) центрифугирование
3) цитогенетический анализ 6) гибридизация
2. Результатом эволюции является:
1) дрейф генов
2) многообразие видов
3) мутационная изменчивость
4) приспособленность организмов к условиям внешней среды
5) повышение организации живых существ
6) борьба за существование
3. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?
1) наличие семян у голосеменных растений
2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания
3) появление у плодов одуванчика парашютиков
4) выделение душистым табаком пахучих веществ
5) двойное оплодотворение у цветковых растений
6) появление у растений механических тканей
4. Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличению численности :
1) белок 4) дроздов
2) лисиц 5) паразитов
3) ласок 6) кротов