Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Овгортская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Шурышкарского района ЯНАО Тюменской области
Рабочая программа по биологии 8 класс
«Человек» автор Н.И.Сонин
подготовила
учитель химии и биологии
Пынкова Ирина Владиславовна
Овгорт 2010
Пынкова Ирина Владиславовна,
учитель химии и биологии
1 категории
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Овгортская общеобразовательная школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
Шурышкарского района ЯНАО Тюменской области
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006. 138с//.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний включены лабораторные и практические работы. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков.
Для теущего тематического контроля и оценки знаний учащихся в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты.
Система уроков сориентирована на только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самопознанию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Тема урока Домашнее задание Тип урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Измерители | Элементы дополнительного содержания | ||
ТЕМЫ 1 -2. В МЕСТО ЧЕЛОВЕКА СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (1 час) | |||||||
1. | Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них. | 1 неделя сентября | Место человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них. | Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих и отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе строения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | Вопросы № 1,2,3,4,5,6 на стр.8 учебника. | Расы человека, их происхождение и единство. | |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. |
| ||||||
Д/з: стр.3,4-7, стр 10-13 учебника «Подумайте» | |||||||
ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТОРЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИХМА ЧЕЛОВЕКА (1 ЧАС) | |||||||
2. | Науки о человеке. Методы изучения организма человека. | 1 неделя сентября | Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. Их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья | Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах наблюдений за состоянием собственного организма. изучения организма в собственной жизни для проведения | Вопрос №7 на стр. 27 учебника | Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Гален, Везалий. | |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
| ||||||
Д/з : стр.20-23 учебника, стр.24-27 учебника (по желанию) | |||||||
ТЕМА 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 ЧАСА) | |||||||
3. | Клеточное строение организма | 2 неделя сентября | Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма( обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. | Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | Вопросы №1 – 9 на стр. 30 учебника. |
| |
Урок изучения и первичного закрепления знаний |
| ||||||
Д/з: стр. 28-29 учебника, «Подумайте» | |||||||
4. | Ткани | 2 неделя сентября | Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные( костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные ( гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. | Давать определения понятию: ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. | Вопросы №1-9 на стр.36 учебника. Выполнение лабораторной работы №1 «Изучение микроскопического строения тканей» и выводы к ней | Синапс. Нейроглия. | |
Комбинированный урок |
| ||||||
Д/з стр.32-35 учебника, «Подумайте» | |||||||
5. | Органы. Системы органов. | 3 неделя сентября | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Вопросы № 1-9 стр.40 учебника. Выполнение лабораторной работы №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр.38-39, 42-43 учебника, «Подумайте». Подготовиться к зачету. | |||||||
6. | Зачет по теме «Общий обзор организма человека» | 3 неделя сентября | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | ||||
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. |
| ||||||
Д/з: повторить по учебнику 7 класса материал о строении и функциях нервной системы млекопитающих. | |||||||
ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (12 часов) | |||||||
7. | Гуморальная регуляция. | 4 неделя сентября | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. | Называть:
Различать
| Вопросы № 1,2,3,4 на стр. 48 учебника Описание рисунков на стр. 48,49 |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з стр.44-45 учебника, задания «Выберите правильный ответ» на стр.49 | |||||||
8. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 4 неделя сентября | Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. | Давать определение понятию: гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. | Вопросы № 5, 6, 7, 8, 9, 10 на стр. 48 учебника |
| |
Комбинированный урок |
| ||||||
Д/з: стр.45-47 учебника | |||||||
9. | Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. | 1 неделя октября | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. | Давать определение понятию: рефлекс. Называть: — особенности строения нервной системы (отделы, органы); — принцип деятельности нервной системы; — функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. | Вопросы № 1, 2, 7 на стр.54 |
| |
Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. |
| ||||||
Д/з: стр.50-51 учебника, «Подумайте» | |||||||
10. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | 1 неделя октября | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. | Давать определения понятиям: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Называть: принцип деятельности нервной системы. Характеризовать: — сущность регуляции жизнедеятельности организма; — роль нервной системы в организме. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. | Вопросы № 4, 5, 6 на стр. 54 учебника. Описание рисунка на стр.55. |
| |
Урок изучения нового и первичного закрепления знаний |
| ||||||
Д/з: стр.52-53 учебника, «Подумайте | |||||||
11. | Спинной мозг, строение и функции. | 2 неделя октября | Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть: — особенности строения спинного мозга; — функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | Вопросы № 1-6 на стр. 58 учебника. Описание рисунка на стр. 59 |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр.56-57 учебника, «Подумайте | |||||||
12. | Головной мозг, строение и функции. | 2 неделя октября | Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
| Называть: — особенности строения головного мозга; — отделы головного мозга; — функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма. | Вопросы №1-10 на стр. 64 учебника. Описание ри сунка на стр. 64 Вопросы № 2, 6, 7, 8 на стр. 70 учебника. Выполнение лабораторной работы № 3: «Изучение строения головного мозга (по муляжам)» |
| |
Комбинированный урок |
| ||||||
Д/з: стр.60-63, стр. 66-69 учебника, «Подумайте | |||||||
13. | Соматическая и вегетативная нервная система. | 3 неделя октября | Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть: — отделы нервной системы, их функции. — подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать: — сущность регуляции жизнедеятельности организма; — роль нервной системы и гормонов в организме. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Вопросы № 8,9 на стр. 54 учебника Описание рисунка на стр. 52 |
| |
Комбинированный урок |
| ||||||
Д/з: стр.51, 52 учебника, «Подумайте | |||||||
14. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | 3 неделя октября | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. | Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть: — органы чувств человека; — анализаторы; — особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. | Вопросы № 1,2 на стр. 78 учебника. Вопросы № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 на стр. 90 учебника. |
| |
Комбинированный урок |
| ||||||
Д/з: стр. 72, 86 — 89 учебника, «Подумайте» на стр. 79 | |||||||
15. | Орган зрения и зрительный анализатор. | 4 неделя октября | Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный анализатор. | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. | Вопросы № 3, 4, 5, 6, 7 на стр. 78 учебника. Описание рисунка на стр. 78. Выполнение лабораторной работы № 4 «Изучение изменения размера зрачка человека» |
| |
Комбинированный урок |
| ||||||
Д/з: стр.73,74 учебника | |||||||
16. | Нарушения зрения, их профилактика. | 4 неделя октября | Нарушения зрения, их профилактика. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения. | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать: — воздействие факторов риска для здоровья; — влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: — соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; — профилактики вредных привычек. | Вопросы № 9, 10 стр. 78 учебника |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр.75,77 учебника | |||||||
17. | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | 1 неделя ноября | Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушение слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия. | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: — воздействие факторов риска для здоровья; — влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: — соблюдения мер профилактики заболеваний органов слуха; — профилактика вредных привычек. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения зданий тестовой контрольной работы. | Вопросы № 1-11 на стр. 84 учебника |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр.80-83 учебника, подготовиться к зачету | |||||||
18. | Зачет по теме «Координация и регуляция» | 1 неделя ноября | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки учащихся. | ||||
Урок контроля и оценки знаний. |
| ||||||
Д/з: повторить по учебнику 7 класса материал о скелете и мышцах млекопитающих. | |||||||
ТЕМА № 6 ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 часов) | |||||||
19 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | 2 неделя ноября | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. | Называть: — особенности строения скелета человека; — функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь: — между строением и функциями костей; — между строением и функциями скелета.
| Вопросы № 1- 11 стр. 96 учебника Описание рисунка на стр.97. |
| |
Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. | |||||||
Д/з: стр. 92-95 учебника | |||||||
20. | Скелет головы и скелет туловища | 2 неделя ноября | Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка ( ребра, грудина). Приспособления скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи | Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | Вопросы № 1, 2, 3, 4 на стр. 104 учебника. Описание рисунка на стр. 98,99 |
| |
Комбинированный урок |
| ||||||
Д/з: стр. 98,99 учебника | |||||||
21. | Скелет конечностей. | 3 неделя ноября | Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо – плечевая кость; предплечье – локтевая и лучевая; кисть – запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижняя ( бедро – бедренная кость; голень – малоберцовая и большеберцовая; стопа – предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. | Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | Вопросы № 5, 6, 7, 8, 9, 10 учебника. Описание рисунка на стр. 104. Выполнение лабораторной работы № 4 «Изучение внешнего вида отдельных костей» |
| |
Комбинированный урок |
| ||||||
Д/з: стр.100,101 учебника, «Подумайте» на стр. 105 | |||||||
22. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | 3 неделя ноября | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок. | Использовать приобретенные навыки и умения для: — соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; — оказания первой помощи при травмах. |
|
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр.100,101 учебника | |||||||
23. | Мышцы. Работа мышц. | 4 неделя ноября | Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц человека. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. | Вопросы № 1 – 7 стр. 114 учебника. Описание рисунка на стр. 115. Вопросы № 1, 3, 6, 7, 8, 9 стр. 110 учебника. Выполнение лабораторной работы № 5 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» и выводы к ней. |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр.106-109, 112,113 учебника, «Подумайте» на стр. 111, «Подумайте» на стр. 115 | |||||||
24. | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | 4 неделя ноября | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | Использовать приобретенные знания и умения для: — проведения наблюдений за состоянием собственного организма; — соблюдения мер профилактики нарушения осанки. | Вопросы со свободным ответом. Выполнение домашнего задания. |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з проверить правильность осанки, наличие плоскостопия, гибкость позвоночника. | |||||||
25. | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | 1 неделя декабря | Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска – гиподинамия. | Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую
| Вопросы со свободным ответом. |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з стр. 113 учебника, подготовиться к зачету. | |||||||
26. | Зачет по теме «Опора и движение» | 1 неделя декабря | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся | ||||
Урок контроля и оценки знаний |
| ||||||
Д/з: повторение | |||||||
ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 часа) | |||||||
27. | Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. | 2 неделя декабря | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. | Называть признаки биологических объектов: — составляющие внутренней среды организма; — составляющие крови (форменные элементы); — составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови лягушки и человека. Сравнивать кровь лягушки и человека и делать выводы на основе их сравнения. | Вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 стр. 110 учебника. Описание рисунка на стр. 120. Выполнение лабораторной работы № 6 «Изучение микроскопического строения крови». | Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма. | |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр.116-119 учебника. «Подумайте» на стр. 121 | |||||||
28. | Иммунитет. | 2 неделя декабря | Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. | Давать определения понятию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявления иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | Вопросы № 1-8 стр.24 учебника. Описание рисунка на стр. 124. | Факторы влияющие на иммунитет. Работы Л.Пастера. И.И.Мечникова. | |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 119, 122 учебника | |||||||
29. | Тканевая совместимость и переливание крови. | 3 неделя декабря | Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор. | Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. | Вопросы № 10,11 стр. 124. Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | Белки эритроцитов А, В, антитела. | |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 122, 123 учебника «Подумайте» на стр.125 | |||||||
ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (5 часов) | |||||||
30. | Транспорт веществ. Кровеносная система. | 3 неделя декабря | Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение и функции сердца. | Называть: — особенности строения организма человека, органов дыхательной системы; -признаки биологического объекта – сердца. Распознавать и описывать на таблицах: — систему органов кровообращения; — органы кровеносной системы. Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. | Вопросы № 1- 6 стр.128 учебника. Вопросы № 1-6 стр.132 учебника. Описание рисунков на стр. 130-131 стр. 133. |
| |
Комбинированный урок |
| ||||||
Д/з: стр. 126, 127 учебника «Подумайте» на стр.129 | |||||||
31. | Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. | 4 неделя декабря | Транспорт веществ. Кровеносные сосуды. Малый и большой круги кровообращения. Лимфатическая система строение и функции. Связь кровеносной и лимфатической системы. | Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки биологических объектов – кровеносных сосудов. Называть особенности строения лимфатической системы. Распознавать и описывать на таблицах: — систему органов кровообращения; — органы кровеносной системы; — систему лимфообращения; — органы лимфатической системы. Характеризовать: — сущность биологического процесса – транспорта веществ; — сущность малого и большого кругов кровообращения; — сущность лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.
| Вопросы № 7, 8 стр. 128 учебника. Описание рисунков на стр. 128, стр. 135. |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 127, 135 учебника | |||||||
32. | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | 4 неделя декабря | Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление. Пульс. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. | Характеризовать сущность биологических процессов: — движения крови по сосудам; — регуляция жизнедеятельности организма; — автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | № 7,8 стр. 132. Вопросы № 1-10 стр.136 учебника. Выполнение практической работы № 1 «Измерение кровяного давления» Выполнение практической работы № 2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке» | Симпатический и блуждающий нервы. Вещества регулирующие работу сердца: адреналин, ацетилхолин. | |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 131, 134, 135 учебника «Подумайте» на стр.137, 133 | |||||||
33. | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | 2 неделя января | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска гиподинамия. Кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы. Использовать приобретенные знания для: — проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма; — профилактика вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Выполнение практической работы № 3 «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений» Вопросы со свободным ответом. |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 137 учебника подготовиться к зачету. | |||||||
34. | Зачет по темам «Внутренняя среда. Транспорт веществ» | 2 неделя января | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся | ||||
Урок контроля и оценки знаний. |
| ||||||
Д/з: повторить по учебнику 7 класса материал о дыхательной системе млекопитающих | |||||||
ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ (5 часов) | |||||||
35. | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | 3 неделя января | Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Связь с кровеносной системой. | Называть особенности строения органов дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | Вопросы № 1-9 стр. 140 учебника. Описание рисунков на стр. 141. |
| |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
| ||||||
Д/з: стр. 138, 139, учебника «Подумайте» на стр.141. | |||||||
36. | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. | 3 неделя января | Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания. | Характеризовать: — сущность биологического процесса; — транспорт веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. | Вопросы №1-3 стр. 146 учебника. Описание рисунка на стр. 147. Выполнение лабораторной работы №6 «Определение частоты дыхания» | Диффузия, гемоглобин, артериальная кровь, венозная кровь, альвеолярный воздух. Грудная полость. Межреберные мышцы. Диафрагма. Грудная полость | |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 142- 143, учебника «Подумайте» на стр.147. | |||||||
37. | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | 4 неделя января | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек. Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. | Вопросы со свободным ответом. | Культура бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 142 учебника (повторить), подготовить сообщения о вреде курения и опасных респираторных инфекционных заболеваниях. | |||||||
38. | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | 4 неделя января | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным галлом, спасении утопающего. | Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при тралении угарным газом и при спасении утопающего. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | Клиническая смерть. Биологическая смерть. Реанимация. | |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з стр. 138-143 (повторить), подготовиться к зачету. | |||||||
39. | Зачет по теме «Дыхание» | 1 неделя февраля | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся | ||||
Урок контроля и оценки знаний |
| ||||||
Д/з: повторить по учебнику 7 класса материал о пищеварительной системе млекопитающих. | |||||||
ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ (6 часов) | |||||||
40. | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. | 1 неделя февраля | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как биологическая основа жизни. | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. | Вопросы № 1,2 стр. 150 учебника. Описание рисунка на стр. 151. |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 148- 149, учебника «Подумайте» на стр.151. | |||||||
41. | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. | 2 неделя февраля | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения. | Называть особенности строения организма человека – органы пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. | Вопросы № 4-7 стр. 150 учебника. Вопрос № 1 стр. 154 учебника. Описание рисунка на стр. 152 |
| |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
| ||||||
Д/з: стр. 149, 152-153 учебника «Подумайте» на стр.155. | |||||||
42. | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. | 2 неделя февраля | Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварительные ферменты. | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении. | Вопрос № 8 стр. 150 учебника. Вопросы № 7,8,9,10 стр. 154. Описание рисунка стр. 152 Выполнение лабораторной работы № 7 «Действие ферментов слюны на крахмал» | Форма и функции зубов. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. | |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 152-158 учебника «Подумайте» на стр.155. | |||||||
43. | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. | 3 неделя февраля | Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок – строение и функции. | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. | Вопрос № 1-4 стр.160 учебника. Выполнение лабораторной работы № 7 «Изучение действия желудочного сока на белки» | Безусловный рефлекс, условный рефлекс, пищевой корковый центр, зрительный корковый центр, временная связь, условное и безусловное торможение. | |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 156 учебника «Подумайте» на стр.161. | |||||||
44. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 3 неделя февраля | Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. | Давать определение понятиям: фермент Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении | Вопросы № 5-14 стр.154 учебника. Описание рисунка на стр. 160. |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 157, 158 учебника | |||||||
45. | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. | 4 неделя февраля | Укрепление здоровья. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита. | Использовать приобретенные знания: — соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; — профилактика вредных привычек; — оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
| Выполнение практической работы № 4 «Измерение массы и роста своего организма» |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 159 учебника | |||||||
ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (4 часа) | |||||||
46. | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. | 4 неделя февраля | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организмов. Пластический и энергетический обмен. | Давать определения понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: — сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; — обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека. | Вопросы № 1-9 стр. 164 учебника. Описание рисунка на стр. 165 |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 162-163 учебника, «Подумайте» на стр. 165 | |||||||
47. | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. | 1 неделя марта | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки. | Давать определения понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: — сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; — обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | Вопросы № 1-9 стр. 164 учебника. Описание рисунка на стр.165. Выполнение практической работы №5 «Определение норм рационального питания» |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 162-163 учебника | |||||||
48. | Витамины, их роль в организме. | 1 неделя марта | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы. Появление авитаминозов и их предупреждение. | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также заболеваний, связанных с недостатком витаминов. | Вопросы № 1-10 стр. 168 учебника. Описание рисунка на стр. 169. |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 166-167 учебника, «Подумайте» на стр. 169, подготовиться к зачету. | |||||||
49. | Зачет по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ» | 2 неделя марта | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся | ||||
Урок контроля и оценки знаний. |
| ||||||
Д/з: повторить по учебнику 7 класса материал о выделительной системе млекопитающих | |||||||
ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа) | |||||||
50. | Органы выделения. Строение и функции почек. | 2 неделя марта | Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи из организма. | Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. | Вопросы № 1-8 стр. 172 учебника. Описание рисунка на стр. 173. | Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи. | |
| Комбинированный урок. |
| |||||
| Д/з: стр. 170, 171 учебника, «Подумайте» на стр. 173. |
| |||||
51. | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. | 3 неделя марта | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения, для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. | Использовать приобретенные знания для: — соблюдение мер профилактики заболеваний выделительной системы; — профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. | Вопросы № 1-8 стр. 172 учебника. Вопросы со свободным ответом. |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 170, 171 учебника. Повторить по учебнику 7 класса материал о кожном покрове млекопитающих | |||||||
ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА (4 часа) | |||||||
52. | Покровы тела. Строение и функции кожи. | 3 неделя марта | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, железы. | Называть особенности строения организма человека – кожи. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. | Вопросы № 1-8 стр. 176 учебника. Описание рисунков на стр. 174-175, 177 |
| |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
| ||||||
Д/з: стр. 174, 175 учебника, «Подумайте» на стр. 177. | |||||||
53. | Роль кожи в теплорегуляции. | 1 неделя апреля | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для кожи. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний. | Вопросы № 1-9 стр. 180 учебника. Описание рисунка на стр. 181. |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 178-179 учебника, «Подумайте» на стр. 181, подготовить сообщения об уходе за кожей, волосами, ногтями, об оказании первой помощи при травмах, ожогах, обмороках. | |||||||
54. | Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактики. | 1 неделя апреля | Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающих при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | Использовать приобретенные знания для: — соблюдения мер профилактики вредных привычек; — оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи. | Вопросы свободным ответом. Сообщения учащихся. |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 170, 171, 174-179 учебника (повторить), подготовиться к зачету. | |||||||
55. | Зачет по темам «Выделение. Кожа.» | 2 неделя апреля | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся | ||||
Урок контроля и оценки знаний. |
| ||||||
Д/з: Повторить по учебнику 7 класса материал о строении органов размножения млекопитающих | |||||||
ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 часа) | |||||||
56. | Система органов размножения. | 2 неделя апреля | Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. | Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах: — женскую и мужскую половую системы; — органы женской и мужской половой систем. Объяснять причины наследственности. | Вопросы № 1-6 стр.186 учебника. Описание рисунков на стр. 182-183. | Роль половых хромосом в определении пола. | |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 182-183 учебника, подготовить сообщения о наследственных заболеваниях человека. | |||||||
57. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 3 неделя апреля | Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода.. роль генетических знаний в планировании семьи. | Давать определения понятиям: размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний половой системы. | Вопросы № 7-12 стр.186 учебника, № 2-7 стр. 190. Описание рисунков на стр. 184-185. | Календарный , биологический и социальный возрасты человека. | |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 184-185, 188-189 учебника, «Подумайте» на стр. 187, 191. | |||||||
58. | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. | 3 неделя апреля | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. ИППП их профилактика. | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний половой системы | Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 182-189 учебника (повторить) | |||||||
ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (9 часов + 1 час на обобщение) | |||||||
59. | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности. | 4 неделя апреля | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: — особенности работы головного мозга; — биологическое значение рефлексов; Сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Вопросы № 2,3,5,7,9 на стр. 198. Описание рисунка на стр. 198. | Исследования И.М.Сеченова И.П.Павлова | |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 192-194 учебника, «Подумайте» на стр. 199. | |||||||
60. | Врожденные и приобретенные формы поведения. | 4 неделя апреля | Врожденные и приобретенные формы поведения. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека. | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принципы работы нервной системы. Характеризовать: — особенности работы головного мозга; — биологическое значение рефлексов; — сущность регуляции жизнедеятельности организма | Вопросы № 4,6,8 стр. 198 учебника. |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 193-195 учебника | |||||||
61. | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 неделя мая | Биологические ритмы. Сон и бодрствование, значение сна. | Характеризовать значение сна для организма. Использование приобретенных знаний для: — рациональной организации труда и отдыха. | Вопросы № 1-9 стр.204 учебника. Описание рисунка на стр. 200-2001 или на стр. 205. | Сновидения. | |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 200-202 учебника, «Подумайте» на стр. 205. | |||||||
62. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. | 1 неделя мая | Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности ВНД и поведения человека. | Вопросы № 1,2,3,4,8,9 стр. 208 учебника. Вопрос №2 стр.209. | Функции внешней и внутренней речи | |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 206-207 учебника | |||||||
63. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, эмоции. | 2 неделя мая | Особенности психики человека. Память. Виды памяти, приемы запоминания. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности ВНД и поведения человека. | Вопросы № 5,6,7 стр. 208 учебника. Задание № 3 стр. 209. Задание «Подумайте»на стр. 209 |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 206-207 учебника, «Подумайте» на стр. 209. | |||||||
64. | Индивидуальные особенности личности. | 2 неделя мая | Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. | Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
| Вопросы № 1,3 стр. 212 учебника. Вопросы со свободным ответом. |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: стр. 210-211 учебника, «Подумайте» на стр. 213. Проанализировать цели и мотивы своей учебной деятельности, оценить результаты и возможные причины неудач. | |||||||
65. | Гигиена умственного труда. | 3 неделя мая | Работоспособность. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. | Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска. | Вопросы со свободным ответом |
| |
Комбинированный урок. |
| ||||||
Д/з: проанализировать собственный режим дня. | |||||||
66. | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. | 3 неделя мая | Социальная и природная среда человека, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. | Объяснить зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать влияние факторов риска. | Вопросы со свободным ответом. Выполнение практической работы №6 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» |
| |
Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа. |
| ||||||
Д/з: стр. 192-207 (повторить) учебника, подготовиться к зачету. | |||||||
67. | Зачет по теме «Высшая нервная деятельность» | 4 неделя мая | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся | ||||
Урок контроля и оценки знаний. |
| ||||||
Д/з: повторение. | |||||||
68. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | 4 неделя мая | Организм человека – единое целое. | Находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека. | Вопросы со свободным ответом. |
| |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
|
,