Технологическая карта урока
Суханов А.М. учитель истории
| |
Предмет
| История |
Класс | 5 класс
|
Предмет | История древнего мира
|
Тема урока
| Города Эллады подчиняются Македонии |
Тип урока
| Изучение нового материала |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося
| ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
Организационный этап (1 мин.) | Приветствие, проверка готовности к уроку. |
|
|
|
|
|
|
Вызов (10 мин.) Постановка цели и задачи урока
|
Используя карты V в. до н.э. и IV в. до н.э. (презентация), предлагает сравнить положение Греции, Персии и Македонии.
Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
Показывает слайд с темой урока.
Создает проблемную ситуацию: «Почему в V веке до н.э. Греция сумела отстоять свободу в борьбе с Персидской державой, а в IV веке до н.э. была захвачена небольшой Македонией?»
Фиксирует гипотезы учеников на доске: 1. Усиление Македонии 2.Ослабление Греции.
|
Анализируют карту. Вспоминают изученный ранее материал.
Делают выводы об изменении положения Македонии и Греции в IV в. до н.э.
Предлагают возможные варианты темы урока.
Записывают тему урока в тетради.
Идет мозговой штурм: выдвигают гипотезы.
|
Сравнивать явления; извлекать информацию из исторических карт.
Выделять главную информацию.
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Выдвигать гипотезу и обосновывать её.
|
Взаимодействуют с учителем во время беседы. |
Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания
Слушать собеседника.
|
Отделяют известное от неизвестного в знаниях.
Дополняют и уточняют ответы учащихся.
|
Принимать и сохранять учебную задачу.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Проектировать и формулировать учебную цель.
Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.
|
Осмысление (13 мин.) Работа над содержанием текста
|
Предлагает при работе с текстом учебника найти аргументы в пользу выдвинутых предположений.
Организует обсуждение прочитанного текста, дополняя ответы иллюстрацией соответствующих слайдов.
Предлагает выбрать способ фиксации информации: таблица, кластер, план.
Показывает слайд с аргументами учащихся:
I. Усиление Македонии 1. Объединение Македонии под властью Филиппа II. 2. Укрепление македонской армии. 3. Создание осадной техники. 4. Использование подкупа и политики «разделяй и властвуй».
II. Ослабление Греции 1. Длительные войны между греческими полисами. 2. Разорение земледельцев. 3. Усиление борьбы между богатыми и бедными жителями полисов.
Предлагает подвести итоги обсуждению. |
Аналитическое чтение текста учебника; выделяют ключевые слова.
Предлагают обоснования для выдвинутых гипотез с опорой на ключевые слова.
Выбирают способ по желанию (главные требования – аккуратность, краткость, четкость записей).
Записывают аргументы в подтверждение гипотезы об усилении Македонии.
Записывают аргументы в подтверждение гипотезы об ослаблении Греции.
Формулируют выводы. |
Обрабатывать полученную информацию: анализировать содержание учебного текста; выделять главное.
Грамотно и четко формулировать суждения.
Грамотно составлять тезисы.
Грамотно и четко формулировать суждения и фиксировать в письменной форме.
|
Участвуют в обсуждении и формулировке аргументов.
Корректно и тактично исправляют неточности в ответах товарищей.
|
Понимать на слух ответы учащихся.
Грамотно строить суждения.
Позитивно относиться к процессу общения.
|
Дополняют, уточняют анализ текста.
|
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Выбор способа регистрации полученной информации.
|
Осмысление (10 мин.)
Работа с презентацией | Демонстрирует слайды презентации о расширении владений Македонии, о политической борьбе в Афинах, представленной фигурами Исократа и Демосфена.
Предлагает представить себя жителем Афин и сделать собственный выбор с объяснением выбранной позиции.
Демонстрирует слайд о битве при Херонее и предлагает определить значение битвы. | Слушают рассказ о Демосфене («Занимательная Греция» — автор Гаспаров). Знакомятся с позицией известных политиков Греции. Задают вопросы.
Оценивают позицию политиков с точки зрения личного опыта.
Слушают рассказ о битве. Делают вывод.
|
Осознанно строить речевое высказывание в устной форме; обосновывать и доказывать своё мнение.
Выделять главное.
|
Участвуют в коллективном обсуждении.
|
Строить грамотные суждения.
Понимать на слух ответы учащихся.
| Отделяют известное от неизвестного в знаниях.
| Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
|
Рефлексия (6 мин.)
Домашнее задание
| Предлагает составить предложения по теме урока и обменяться ими с соседом для оценки их правильности (прием «верные-неверные утверждения»)
Записывает домашнее задание на доске: § 41. | Работают с текстом учебника.
Проверяют усвоение темы, обмениваясь составленными предложениями. |
|
|
Позитивно относиться к процессу общения.
|
Проводят взаимоконтроль. |
Выделение учащимися того, что уже усвоено.
|