Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Нурлат Республика Татарстан
Конспект урока по биологии
в 6 классе
«Организм растения
как единое целое».
Разработала:
учитель биологии
высшей кв. категории
Головенькина А. Н.
г.Нурлат, 2014 г.
Урок по теме «Организм растения — единое целое» 6 класс.
Цель урока:
Сформировать знания об организме растений как едином целом.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания об особенностях растительной клетки, тканях и органах цветкового растения, обобщить и систематизировать знания о взаимосвязях клеток, тканей и органов цветкового растения, создать условия для осознанного применения знаний.
Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к растениям.
Форма организации познавательной деятельности: командная, индивидуальная.
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Форма проведения: Урок дискуссия с применением технологии групповой работы и проблемного обучения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».
Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Структура урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний.
-
Мотивация.
-
Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся.
-
Применение знаний и способов деятельности.
-
Обобщение и систематизация знаний.
-
Подведение итогов, домашнее задание.
-
Выставление оценок.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, рада нашей новой встрече. Поприветствуйте партнеров по плечу и партнеров по лицу.
Настрой на работу:
«На уроке будем думать, предлагать и рассуждать,
и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание».
2. Актуализация знаний.
Мы встречаемся с Вами на уроке биология, скажите, а то изучает наука биология?
-В течение нескольких уроков мы изучали живые организмы. Что лежит в основе строения всех живых организмов?(Слайд 2).
—А растительная клетка похожа по строению на другие организмы?
Давайте вспомним строение клетки растений, применив Структуру короткие ответы
ИНСТРУКЦИЯ:
1.Учитель задает такой вопрос, чтобы ответ был в виде списка.
2.Ученики думают над вопросом: из чего состоит растительная клетка.
3. Партнеры по плечу говорят короткими ответами части клетки.
4.Время работы – 1 мин.
Индивидуальный контроль: какие органоиды встречаются только в клетке растений.
3. Мотивация.
Однажды, я услышала, что органы растения спорят между собой. О чем они никак не могут договориться? Давайте послушаем.
Инсценированный спор:
Корень (ученик 1).
Я тут самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение! Я и людей, и животных кормлю, сколько во мне питательных веществ накапливается. Я ещё и лечу иногда. Я же самый первый из семени появляюсь, значит – я самый ГЛАВНЫЙ!
Лист (ученик 2).
Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за мой счёт. Это я готовлю растениям питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно поливать, кормить, укрывать. Да и дышится возле меня легко.
Стебель (ученик 3).
— Ой, какие вы и важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листу. Я работаю, не покладая рук. Это же мои тоненькие трубочки – сосуды, пересылают воду и органические питательные вещества по всему растению. Я поднимаю вверх ветви с листьями,
и располагаю их так, чтобы все увидели солнышко.
Цветок (ученик 4).
-Какие вы наивные! Всё, что вы делаете, это всё для меня. Не будет меня- не будет и семян, а не будет семян- не будет и растения! Так что будет цветок, значит, будет и семя. А значит, и растение будет!
Семя (ученик 5).
Ваши споры пустые! Я самое главное! Всё, что вы взяли из почвы, воздуха, воды – это всё для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению. Из меня развивается и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новое семя.
Внимание. Структура подумай, запиши, обсуди. (Слайд 2).
ИНСТРУКЦИЯ:
1.Учитель задает вопрос и дает время подумать (КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КТО ГЛАВНЫЙ В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЙ?).
2. Время на обдумывание – 30 сек.
3. Ученики слушают учителя, думают над вопросом.
4. Затем, каждый ученик записывает свой ответ в тетради, время – 1 мин.
5.По истечении времени и сигналу учителя ученики по кругу зачитывают свой вариант ответа, начинает ученик под номером 1. Позже, должны прийти к единому мнению в команде и устно защитить свой ответ. Время – 2 мин.
-Устный опрос представителя группы.
-Конструктивный вопрос: Как из взаимосвязи органов растения можно сформулировать темой нашего урока?
Ученики формулируют тему урока: в организме все единое целое.
4. Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся.
В царстве растений встречаются одноклеточные и многоклеточные организмы. Как Вы думаете, что появляется у многоклеточных растений по сравнению с одноклеточными? (Слайд 4).
-Что такое ткань?
-Вспомните, виды и особенности ткани растений (фронтальный опрос).(Слайд 5).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ТИМ ЧИР.
5. Применение знаний и способов деятельности.
-А возможно ли такое, что несколько тканей одновременно встречаются в определенной части?
-Какие органы растений вам уже известны?
Структура опроси-опроси-повтори (Слайд 6).
Ученик 1 получает лист, дает половину партнеру по лицу, затем оба дают половину партнеру по плечу.
Учитель для каждого стола определяет тему — один из органов цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
ИНСТРУКЦИЯ:
-
По сигналу учителя ученики записывают на листе вопрос о строение данного органа. Время 30 сек.
-
Далее согнув нижний край листа, пишут на нем короткий вопрос и четкий ответ. Время 30 сек.
-
По сигналу учителя по кругу проводят взаимопроверку вопросов. Время 2 мин.
-
Далее ученики обмениваются информацией с одноклассниками из других столов. Цель: задать вопрос и проверить ответ. В случае успеха поблагодарить партнера и обменяться листками. В случае неудачи – ученик просит о помощи : партер однократно дает наводящий вопрос. Если правильного ответа нет — обучает при неверном ответе. Обмен вопросами. Время – 6 мин.
По истечении времени ученики возвращаются на свои места, теперь у каждого «новый» вариант вопроса и ответа. Устный фронтальный опрос учеников.
6. Обобщение и систематизация знаний.
Итак, мы выяснили, что в организме растений есть органы, клетки, ткани.
-А какой можно сделать вывод о строении организма растения используя все данные части?
-Составьте структурную схему соподчинения данных частей растения:
орган; клетка; ткань (самостоятельная работа в тетради).
-А теперь проверьте себя, верно ли Вы составили схему (проверка по эталону учитель демонстрирует верную схему). (Слайд 7).
клетка ткань орган организм.
-А что Вы можете предположить об особенностях работы разных органов внутри одного организма растения»?
-Вы молодцы, все говорите правильно. А теперь откройте учебник на странице 52, и сформулируйте письменно в тетради вывод по уроку воспользовавшись информацией в тексте учебника. Опрос 2-3 учеников.
7. Подведение итогов, домашнее задание.
Весной, часто некоторые люди собирают березовый сок – лесное лакомство. А летом можно встретить в лесу много сухих берез. Есть взаимосвязь между двумя этими явлениями? Свои предположения запишите в таблицу. Подумайте, в чем опасность данных действий человека.
2. Идеи -Какими могут быть причины проблемы? -Каковы последствия? -Каковы решения? | |
3. Обучающие вопросы -Что я/мы знаем? -Что я/мы можем сделать? —Где пробелы в наших знаниях? | 4. План действий -Как я/мы планируем искать информацию? -Как я/мы планируем осуществлять самообучение? |
-Ваше домашнее задание написать и красиво на альбомном листе оформить: почему нельзя и очень опасно для самого растения, если люди будут собирать сок березы.
8. Выставление оценок. Рефлексия:
Что нового я узнал сегодня на уроке?
Что мне осталось непонятным?
О чём я бы хотел узанть больше?
Поставьте оценку (по пятибалльной шкале) за ценность изученного на уроке, а теперь оценку себе за работу на уроке, и ещё оценку учителю за проведение урока.
Спасибо за урок.