Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Нурлат Республика Татарстан

Конспект урока по биологии

в 6 классе

«Организм растения

как единое целое».

Разработала:

учитель биологии

высшей кв. категории

Головенькина А. Н.

г.Нурлат, 2014 г.

Урок по теме «Организм растения — единое целое» 6 класс.

Цель урока:

Сформировать знания об организме растений как едином целом.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания об особенностях растительной клетки, тканях и органах цветкового растения, обобщить и систематизировать знания о взаимосвязях клеток, тканей и органов цветкового растения, создать условия для осознанного применения знаний.

Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к растениям.

Форма организации познавательной деятельности: командная, индивидуальная.

Тип урока: повторение и обобщение знаний.

Форма проведения: Урок дискуссия с применением технологии групповой работы и проблемного обучения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».

Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.

Структура урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Мотивация.

  4. Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся.

  5. Применение знаний и способов деятельности.

  6. Обобщение и систематизация знаний.

  7. Подведение итогов, домашнее задание.

  8. Выставление оценок.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, рада нашей новой встрече. Поприветствуйте партнеров по плечу и партнеров по лицу.

Настрой на работу:

«На уроке будем думать, предлагать и рассуждать,
и с собой возьмем внимание, дружбу, интерес, старание».

2. Актуализация знаний.

Мы встречаемся с Вами на уроке биология, скажите, а то изучает наука биология?

-В течение нескольких уроков мы изучали живые организмы. Что лежит в основе строения всех живых организмов?(Слайд 2).

А растительная клетка похожа по строению на другие организмы?

Давайте вспомним строение клетки растений, применив Структуру короткие ответы

ИНСТРУКЦИЯ:

1.Учитель задает такой вопрос, чтобы ответ был в виде списка.

2.Ученики думают над вопросом: из чего состоит растительная клетка.

3. Партнеры по плечу говорят короткими ответами части клетки.

4.Время работы – 1 мин.

Индивидуальный контроль: какие органоиды встречаются только в клетке растений.

3. Мотивация.

Однажды, я услышала, что органы растения спорят между собой. О чем они никак не могут договориться? Давайте послушаем.

Инсценированный спор:

Корень (ученик 1).
Я тут самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение! Я и людей, и животных кормлю, сколько во мне питательных веществ накапливается. Я ещё и лечу иногда. Я же самый первый из семени появляюсь, значит – я самый ГЛАВНЫЙ!

Лист (ученик 2).
Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за мой счёт. Это я готовлю растениям питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно поливать, кормить, укрывать. Да и дышится возле меня легко.
Стебель (ученик 3).
— Ой, какие вы и важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листу. Я работаю, не покладая рук. Это же мои тоненькие трубочки – сосуды, пересылают воду и органические питательные вещества по всему растению. Я поднимаю вверх ветви с листьями,

и располагаю их так, чтобы все увидели солнышко.
Цветок (ученик 4).
-Какие вы наивные! Всё, что вы делаете, это всё для меня. Не будет меня- не будет и семян, а не будет семян- не будет и растения! Так что будет цветок, значит, будет и семя. А значит, и растение будет!
Семя (ученик 5).
Ваши споры пустые! Я самое главное! Всё, что вы взяли из почвы, воздуха, воды – это всё для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению. Из меня развивается и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новое семя.

Внимание. Структура подумай, запиши, обсуди. (Слайд 2).

ИНСТРУКЦИЯ:

1.Учитель задает вопрос и дает время подумать (КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КТО ГЛАВНЫЙ В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЙ?).

2. Время на обдумывание – 30 сек.

3. Ученики слушают учителя, думают над вопросом.

4. Затем, каждый ученик записывает свой ответ в тетради, время – 1 мин.

5.По истечении времени и сигналу учителя ученики по кругу зачитывают свой вариант ответа, начинает ученик под номером 1. Позже, должны прийти к единому мнению в команде и устно защитить свой ответ. Время – 2 мин.

-Устный опрос представителя группы.

-Конструктивный вопрос: Как из взаимосвязи органов растения можно сформулировать темой нашего урока?

Ученики формулируют тему урока: в организме все единое целое.

4. Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся.

В царстве растений встречаются одноклеточные и многоклеточные организмы. Как Вы думаете, что появляется у многоклеточных растений по сравнению с одноклеточными? (Слайд 4).

-Что такое ткань?

-Вспомните, виды и особенности ткани растений (фронтальный опрос).(Слайд 5).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ТИМ ЧИР.

5. Применение знаний и способов деятельности.

-А возможно ли такое, что несколько тканей одновременно встречаются в определенной части?

-Какие органы растений вам уже известны?

Структура опроси-опроси-повтори (Слайд 6).

Ученик 1 получает лист, дает половину партнеру по лицу, затем оба дают половину партнеру по плечу.

Учитель для каждого стола определяет тему — один из органов цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

ИНСТРУКЦИЯ:

  1. По сигналу учителя ученики записывают на листе вопрос о строение данного органа. Время 30 сек.

  2. Далее согнув нижний край листа, пишут на нем короткий вопрос и четкий ответ. Время 30 сек.

  3. По сигналу учителя по кругу проводят взаимопроверку вопросов. Время 2 мин.

  4. Далее ученики обмениваются информацией с одноклассниками из других столов. Цель: задать вопрос и проверить ответ. В случае успеха поблагодарить партнера и обменяться листками. В случае неудачи – ученик просит о помощи : партер однократно дает наводящий вопрос. Если правильного ответа нет — обучает при неверном ответе. Обмен вопросами. Время – 6 мин.

По истечении времени ученики возвращаются на свои места, теперь у каждого «новый» вариант вопроса и ответа. Устный фронтальный опрос учеников.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, мы выяснили, что в организме растений есть органы, клетки, ткани.

-А какой можно сделать вывод о строении организма растения используя все данные части?

-Составьте структурную схему соподчинения данных частей растения:

орган; клетка; ткань (самостоятельная работа в тетради).

-А теперь проверьте себя, верно ли Вы составили схему (проверка по эталону учитель демонстрирует верную схему). (Слайд 7).

клетка ткань орган организм.

-А что Вы можете предположить об особенностях работы разных органов внутри одного организма растения»?

-Вы молодцы, все говорите правильно. А теперь откройте учебник на странице 52, и сформулируйте письменно в тетради вывод по уроку воспользовавшись информацией в тексте учебника. Опрос 2-3 учеников.

7. Подведение итогов, домашнее задание.

Весной, часто некоторые люди собирают березовый сок – лесное лакомство. А летом можно встретить в лесу много сухих берез. Есть взаимосвязь между двумя этими явлениями? Свои предположения запишите в таблицу. Подумайте, в чем опасность данных действий человека.

  1. Факты

Какая информация

из представленной

важна?

2. Идеи

-Какими могут быть причины проблемы?

-Каковы последствия?

-Каковы решения?

3. Обучающие вопросы

-Что я/мы знаем?

-Что я/мы можем сделать?

Где пробелы в наших знаниях?

4. План действий

-Как я/мы планируем искать информацию?

-Как я/мы планируем осуществлять самообучение?

-Ваше домашнее задание написать и красиво на альбомном листе оформить: почему нельзя и очень опасно для самого растения, если люди будут собирать сок березы.

8. Выставление оценок. Рефлексия:

Что нового я узнал сегодня на уроке?

Что мне осталось непонятным?

О чём я бы хотел узанть больше?

Поставьте оценку (по пятибалльной шкале) за ценность изученного на уроке, а теперь оценку себе за работу на уроке, и ещё оценку учителю за проведение урока.

Спасибо за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here