МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 6 ГОРОДА ТОМСКА

Конспект урока по русскому языку

в 1 классе

«Правописание гласных после шипящих»

подготовила

учитель начальных классов

Серякова Елизавета Михайловна

ТОМСК 2014

Цель урока: 
Обучающая:
Содействовать формированию у учащихся знания о правописании ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЖИ — ШИ.
Развивающая: Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь. 

Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре.

Планируемые результаты 
Личностные результаты: умеет проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. 
Предметные результаты: умеет писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши без ошибок.

УУД: 
Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций; на основе анализа объектов делать выводы.

Личностные:  формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь; иллюстрация чижа; кластер «Ромашка»; дидактический материал; интерактивная доска..

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

(психологический настрой)

Ребята, на улице весна, к нам возвращаются перелетные птицы. Представьте себя птичками. Одна кричит “чики-рики”, а другая “фью-фью”. Если я говорю “чики-рики”, всем нужно встать на носочки и подвигать локтями, как будто птица хлопает крыльями. Если я говорю “фью-фью”, каждый стоит спокойно, не шелохнув даже перышком.

Сели за парты, как вторая птичка.

Учитель задает вопросы.

— Руки?

— Ноги?
-Локти?
-Спинка?

Создали дружелюбное настроение на весь урок.

Выполняют энергизатор по инструкции учителя.

Ученики отвечают.

– На месте! 
– На месте! 

– У края. 

– Прямая.

Улыбнулись друг другу. 

Стадия вызова.

а) Актуализация знаний (минутка красивого письма)

-Птичка -чижик прилетела к нам на урок и принесла странный рисунок (Приложение 1)

-Что вы о нем можете сказать?

-А какие буквы спрятались в этом рисунке?

-Что объединяет эти буквы?

-Посмотрите, какие буквы записаны у вас в тетрадях и скажите, что у них общего.

-Понаблюдайте, в какой последовательности записаны буквы и продолжите ряд на следующей строке, не нарушая закономерности.

В этом рисунке спрятались буквы.

Ж, Ш, Щ, Ц, Н, П,Ч, Г, Т

Эти буквы –согласные.

Эти буквы- согласные, шипящие. Ж-Ш парные согласные, обозначают твердый звук, Ч-Щ обозначают мягкий глухой звук

чщ жжшш

У учащихся в тетради появляется:

чччщщщ жжжжшшшш

б) Постановка целей урока

Прием «Кластер»

Прием «Корзина идей»

-Ребята, разгадайте, где чиж строит свои гнезда.

В лесу живут ежи, чижи и мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что мыши не живут в сухих листьях.

-Молодцы! Внимание! На какую орфограмму больше всего встретилось слов?

Догадайтесь, какая тема нашего урока.

На доске появляется тема «Правописание гласных после шипящих», написанная на серединке цветка- ромашка(кластер) (Приложение 2) Пока открыта только тема.

-А какие шипящие только что повторили на МКП?

На доске появляется рисунок корзины.

-Какие цели поставим перед собой на уроке?

-Что мы сейчас делали?

Нам известно, что в лесу живут ежи, чижи и мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Если мыши не живут в сухих листьях, значит они живут под старым пнем, а ежи- в сухих листьях. Тогда чижи строят свои гнезда на ветвях дуба.

Правописание слов с жи-ши.

Правописание слов с жи-ши.

Ж, Ш, Ч, Щ

Выучить правило, научиться применять его на письме и графически обозначать орфограмму.

Планировали свою деятельность.

Стадия осмысления.

Прием «Шесть шляп»

-Наденьте белую шляпу и выполните задание.

-Как будем «действовать» в белой шляпе?

Задание для 1 ряда

Задание для 2 ряда

Задание для 3 ряда

лыж…

пуш…стый

щ…ка

кувш…н

ж…раф

овч…рка

ч…жой

ч…сы

свеж…й

туч…

щебеч…т

камыш…

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Правописание гласных после шипящих» Работа в парах.

Прочитайте слово, обсудите, какую букву надо вставить, запишите букву, передайте задание на следующую парту (каждой паре 1 слово). Покажите знаком, что ваш парта (ряд) выполнил задание (руки скреплены над головой «домиком»).

Последняя парта проверьте, правильно ли ваш ряд выполнил задание. Исправьте ошибки, если они имеются (сверяют задание с доской).

Вывод: -Какие гласные пишутся после шипящих Ж-Ш, Ч-Щ?

-Как вы думаете, что написано на лепестках цветка?

-А кто догадался, что «скрыто на стебельке»?

В белой шляпе мы пользуемся только фактами.

Вариант выполненного задания.

Задание для 1 ряда

Задание для 2 ряда

Задание для 3 ряда

лыжи

пушистый

щука

кувшин

жираф

овчарка

чужой

часы

свежий

туча

щебечут

камыши

В сочетаниях ЖИ-ШИ только И всегда пиши.

В сочетаниях ЧА-ЩА пиши только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ пиши только букву У.

жи-ши- пиши с И, ча-ща- пиши с А, чу-щу -пиши с У

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу проверить нельзя, их надо запомнить. Поэтому на стебельке записано слово –ЗАПОМНИ. (Приложение 2. В процессе ответов детей открывается весь кластер)

Применение нового знания.

Задание: к данным словам подбери слова, близкие по значению — синонимы(если понадобится, используй слова для справок) Выдели орфограмму на новое правило.

внимательный

неожиданно

изумительный

караулить

Слова для справок: ч…десный, ч…ткий, случ…йно, сторож…ть

-Какие новые знания применяли? Какие буквы никогда не пишутся после шипящих Ж-Ш, Ч-Щ?

-Чему учились, выполняя это задание?

— Кому было легко?
— Кто с таким заданием справился самостоятельно?
— Кому помогали слова для справок?
— Кто доволен сегодня своей работой?
— Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
— А каким словом вы бы оценили свою работу? Почему?

Вариант выполненного задания.

внимательный

неожиданно

изумительный

караулить

чуткий

случайно

чудесный

сторожить

Правописание сочетаний ЧУ, ЧА, ЖИ.

Вспомнили синонимы (слова, близкие по смыслу).

Физминутка

Представим себя птичками.

Утром птичка встала рано, 
Приготовилась к зарядке. 
Повернулась влево, вправо, 
Крылышками помахала. 
Клювиком почистила свой пух 
И скорей в кормушку – плюх!

Дети выполняют движения: повороты вправо, влево, взмахи руками, кивки головой.

Прием «Шесть шляп»

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Правописание гласных после шипящих» Работа в парах.

-Наденьте «зеленую» шляпу.

-Как будем «действовать» в зеленой шляпе?

-Придумайте и выполните задание на изученную орфограмму.

Какую работу вы выполняли самостоятельно?
— Расскажите, как вы работали?
— Легкое ли было задание? Почему?

— В правом нижнем углу нарисуйте  «волшебную линеечку» и оцените свою работу.

Выполняя работу в зеленой шляпе, мы используем свои творческие возможности, новые идеи.

Возможные варианты ответов:

  • запишите двусложные (трехсложные) слова на новую орфограмму (шишка, туча, снежинка и т. д.);

  • напишите названия животных, в правописании которых встречается новая орфограмма (жираф, щука, зайчата, стрижи и т. д.);

  • составьте из слогов слова (лок, чу, лан, пы, ши)

Выдели орфограмму на новое правило.

Возможные варианты.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Правописание гласных после шипящих»

ЦОР: Упр.38

Список используемой литературы Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя- М.: Просвещение, 2008. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., учебник «Русский язык» 1 класс: «Баласс», 2012 Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. Козырь А. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7. Лернер И.Н. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. Планируемые результаты начального общего образования Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой — М.: Просвещение, 2008.
ЦОР : http://learningapps.org/ Интернет-ресурс: http://21412s08.edusite.ru/p30aa1.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here