МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 6 ГОРОДА ТОМСКА
Конспект урока по русскому языку
в 1 классе
«Правописание гласных после шипящих»
подготовила
учитель начальных классов
Серякова Елизавета Михайловна
ТОМСК 2014
Цель урока:
Обучающая: Содействовать формированию у учащихся знания о правописании ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЖИ — ШИ.
Развивающая: Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь.
Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре.
Планируемые результаты
Личностные результаты: умеет проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: умеет писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши без ошибок.
УУД:
Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций; на основе анализа объектов делать выводы.
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь; иллюстрация чижа; кластер «Ромашка»; дидактический материал; интерактивная доска..
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||
Оргмомент (психологический настрой)
| Ребята, на улице весна, к нам возвращаются перелетные птицы. Представьте себя птичками. Одна кричит “чики-рики”, а другая “фью-фью”. Если я говорю “чики-рики”, всем нужно встать на носочки и подвигать локтями, как будто птица хлопает крыльями. Если я говорю “фью-фью”, каждый стоит спокойно, не шелохнув даже перышком. Сели за парты, как вторая птичка.
Учитель задает вопросы. — Руки? — Ноги? Создали дружелюбное настроение на весь урок. |
Выполняют энергизатор по инструкции учителя.
Ученики отвечают. – На месте! – У края. – Прямая. Улыбнулись друг другу. | ||||||||||||||||||||||||||||
Стадия вызова. а) Актуализация знаний (минутка красивого письма)
| -Птичка -чижик прилетела к нам на урок и принесла странный рисунок (Приложение 1) -Что вы о нем можете сказать? -А какие буквы спрятались в этом рисунке? -Что объединяет эти буквы?
-Посмотрите, какие буквы записаны у вас в тетрадях и скажите, что у них общего.
-Понаблюдайте, в какой последовательности записаны буквы и продолжите ряд на следующей строке, не нарушая закономерности.
|
В этом рисунке спрятались буквы. Ж, Ш, Щ, Ц, Н, П,Ч, Г, Т Эти буквы –согласные.
Эти буквы- согласные, шипящие. Ж-Ш парные согласные, обозначают твердый звук, Ч-Щ обозначают мягкий глухой звук чщ жжшш
У учащихся в тетради появляется: чччщщщ жжжжшшшш
| ||||||||||||||||||||||||||||
б) Постановка целей урока
Прием «Кластер»
Прием «Корзина идей»
| -Ребята, разгадайте, где чиж строит свои гнезда. В лесу живут ежи, чижи и мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что мыши не живут в сухих листьях.
-Молодцы! Внимание! На какую орфограмму больше всего встретилось слов? Догадайтесь, какая тема нашего урока.
На доске появляется тема «Правописание гласных после шипящих», написанная на серединке цветка- ромашка(кластер) (Приложение 2) Пока открыта только тема.
-А какие шипящие только что повторили на МКП? На доске появляется рисунок корзины. -Какие цели поставим перед собой на уроке?
-Что мы сейчас делали? |
Нам известно, что в лесу живут ежи, чижи и мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Если мыши не живут в сухих листьях, значит они живут под старым пнем, а ежи- в сухих листьях. Тогда чижи строят свои гнезда на ветвях дуба.
Правописание слов с жи-ши.
Правописание слов с жи-ши.
Ж, Ш, Ч, Щ
Выучить правило, научиться применять его на письме и графически обозначать орфограмму. Планировали свою деятельность. | ||||||||||||||||||||||||||||
Стадия осмысления. Прием «Шесть шляп»
|
-Наденьте белую шляпу и выполните задание. -Как будем «действовать» в белой шляпе?
Прочитайте слово, обсудите, какую букву надо вставить, запишите букву, передайте задание на следующую парту (каждой паре 1 слово). Покажите знаком, что ваш парта (ряд) выполнил задание (руки скреплены над головой «домиком»). Последняя парта проверьте, правильно ли ваш ряд выполнил задание. Исправьте ошибки, если они имеются (сверяют задание с доской).
Вывод: -Какие гласные пишутся после шипящих Ж-Ш, Ч-Щ?
-Как вы думаете, что написано на лепестках цветка?
-А кто догадался, что «скрыто на стебельке»?
|
В белой шляпе мы пользуемся только фактами.
Вариант выполненного задания.
В сочетаниях ЖИ-ШИ только И всегда пиши. В сочетаниях ЧА-ЩА пиши только букву А. В сочетаниях ЧУ-ЩУ пиши только букву У. жи-ши- пиши с И, ча-ща- пиши с А, чу-щу -пиши с У
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу проверить нельзя, их надо запомнить. Поэтому на стебельке записано слово –ЗАПОМНИ. (Приложение 2. В процессе ответов детей открывается весь кластер)
| ||||||||||||||||||||||||||||
Применение нового знания. | Задание: к данным словам подбери слова, близкие по значению — синонимы(если понадобится, используй слова для справок) Выдели орфограмму на новое правило.
-Какие новые знания применяли? Какие буквы никогда не пишутся после шипящих Ж-Ш, Ч-Щ? -Чему учились, выполняя это задание?
— Кому было легко?
|
Вариант выполненного задания.
Правописание сочетаний ЧУ, ЧА, ЖИ.
Вспомнили синонимы (слова, близкие по смыслу).
| ||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка | Представим себя птичками. Утром птичка встала рано, |
Дети выполняют движения: повороты вправо, влево, взмахи руками, кивки головой. | ||||||||||||||||||||||||||||
Прием «Шесть шляп»
|
-Наденьте «зеленую» шляпу. -Как будем «действовать» в зеленой шляпе?
-Придумайте и выполните задание на изученную орфограмму.
— Какую работу вы выполняли самостоятельно? — В правом нижнем углу нарисуйте «волшебную линеечку» и оцените свою работу.
|
Выполняя работу в зеленой шляпе, мы используем свои творческие возможности, новые идеи. Возможные варианты ответов:
Выдели орфограмму на новое правило.
Возможные варианты.
| ||||||||||||||||||||||||||||
ЦОР: Упр.38 |
Список используемой литературы Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя- М.: Просвещение, 2008. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., учебник «Русский язык» 1 класс: «Баласс», 2012 Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. Козырь А. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7. Лернер И.Н. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. Планируемые результаты начального общего образования Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой — М.: Просвещение, 2008.
ЦОР : http://learningapps.org/ Интернет-ресурс: http://21412s08.edusite.ru/p30aa1.html