Урок разработала и провела учитель биологии и химии
МБОУ «Писаревской СОШ»
Фроловского муниципального района Волгоградской области
Земцова Любовь Евгеньевна
предназначен для учащихся 6 класса
Тема урока: «Царство Грибов»
Оборудование: таблица «Сьедобные и ядовитые грибы», загадки о грибах, текст с ошибками, правила сбора грибов, тексты с опытами «Образование плесени на продуктах питания»
Методическая характеристика этапов: задачи, ,методы создания развивающей среды |
| Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | |
1.Организационный момент | Дидактическая задача: настроить обучающихся на положительные эмоции, создание ситуации успеха | -Здравствуйте! – говорю я вам , желая здоровья и успеха. Давайте улыбнемся друг другу, говорят улыбка-это поцелуй души. Поделимся с гостямиулыбкой и скажем «Добрый день!» | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха | Ученики встали, настроились на работу, проверили школьные принадлежности |
2.Мотивация | Дидактическая задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность Цель учителя: побудить любознательность обучающихся | -Я бы хотела, чтоб вы помогли мне разрешить одну проблему: Французский ученый Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией назвал эти живые организмы «дьявольскими» произведениями, которые нарушают общую гармонию жизни. -Кто они? Почему они нарушают гармонию? -Конечноже вы правы. Это- грибы! Сегодня у нас урок обобщения.Мы заканчиваем изучение очередной темы, завершается еще одно наше путешествие в страну знаний , дороги которого в этот раз пролегли через вездесущее Царство Грибов | Создает проблемную ситуацию, вводящую обучающихся в предмет изучения предстоящего урока. | Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока:- это Грибы. (Называют сходство грибов с растениямии животными и их отличия). |
3.Постановка учебной задачи | Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Регулятивные:самостоятельное формулирование цели и задач урока. Прогнозирование предстоящей деятельности.
Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы | -Ребята, а что значит слово « обобщение»? А слово глагол ? Послушайте стихотворение, которое я сочинила для этого урока. Я прошу вас запомнить глаголы , которые прозвучат в этом стихотворении:
-Стань на миг ученым, друг, Обернись скорей вокруг, К знаниям тянись скорей Сил и время не жалей! Все загадки разгадаешь, Много нового узнаешь Спорь, вопросы задавай, Гипотезы ты выдвигай. В интернете покопайся И скорее догадайся.
Вспомни, что ты раньше знал Видел или прочитал Где ты это применял Может что-то наблюдал? Итогда ты сам поймешь, Для чего же ты живешь?
-Как вы думаете, зачем нам сегодня понадобятся глаголы на уроке по теме «Грибы»
| Выдвигает проблему.
зачитывает стихотворение, побуждает к осмыслению прозвучавших глаголов.
Просит попробовать самостоятельно сформулировать цель урока.
| Слушают учителя,запоминают глаголы,выдвигают свои предположения.
Называя глаголы, обучающиеся сами выдвигают способы, при помощи которых можно решить задачи и достичь цели урока. |
4Повторение и обощение темы
Здоровьесбережение, толерантность
5Здоровьесбережение, толерантность
| Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю.
Цели учителя: пробудить интерес к самостоятельному решению учебных задач, учить сравнивать и выделять главное.
Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи( как исчезновение грибов отразиться на других обитателях) Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Дидактические задачи: наблюдать за живыми обьектами ( плесневый гриб-мукор), делать выводв по постановке опыта. Умение структурировать материал, сворачивать информацию в графики, таблицы.
Цель учителя: диагностика образовательного прцесса. Учить делать выводы из известных фактов, анализировать причины.Развивать критическое мышление.
толерантность, умение работать в группе
Цель учителя: диагностика образовательного прцесса. Учить делать выводы из известных фактов, анализировать причины.Развивать критическое мышление.
| Итак, цель урока мы определили, задачи перед собой поставили. Я предлагаю вам сегодня отправиться в виртуальную экспедицию. Не в путешествие, а именно в экспедицию. Путешественники-люди, которые узнают что-то новое, неизведанное.А в научную экспедицию отправляются ученые, которые уже много знают, но им необходимо еще что-то проверить, подтвердить или опровергнуть. Согласны? Разделимся на группы. И первый этап нашей экспедиции – « Снаряжение» Проверим ваше «снаряжение»- ваши знания. Увас на партах конверты с заданиями: 1 группа: микология, гетеротрофы, мицелий, аэробы, 2 группа: плодовое тело, эукариоты. спорангии, анаэробы. 3группа: симбиоз, микориза, спора.
Второй этап — «прогноз погоды»:
( на доске прикреплены «Облака». На обратной стороне написаны вопросы) — грибы растут всю свою жизнь? (+) -все грибы –многоклеточные организмы (-) — по способу питания грибы могут быть сапрофитами и паразитами (+) — сапрофиты- это грибы, которые питаются органическими веществами живых организмов(-) -дрожжи — это грибы,которые человек использует в хлебопечении? (+) -грибы. как растения, могут фотосинтезировать? (-) -грибы — это организмы, которые растут на протяжении всей жизни?(+) -грибы питаются готовыми органическими веществами?(+) -Ну что ж, в путь!
Третий этап — « болото» На нашем пути сразу же возникает препятствие- болото.Это проблемное место и . Чтобы двинуться дальше, вам предстоит решить одну проблему и найти ответы и способы решения этой проблемы. Вот ребята из соседнего села прислали нам письмо и просят вашей помощи Они не поймут что произошло и как им дальше поступать. Письмо: «Урожай собрали нынче классом В кузовке грибов у нас немало Всех друзей мы можем угостить Но, потом, грибы нам жалко стало, Их опять решили посадить! Только ничего не получилось- Чуда почему-то не случилось: Сморщились грибочки все , пропали Отчего? Быть может, вы узнали?»
Ребята нарвали грибы, а потом решили посадить их снова. Могут расти уже сорванные грибы? Почему? Ответ поясните.
«Как ни тонок под землею Был мицелий, неприметен, Но неможет гриб любой Без него прожить на свете!» -А если исчезнуть грибы, как это отразится на других обитателях нашей планеты? -Какие рекомендации вы можете дать ребятам из соседнего села?
И еще одна задача для вас: «Разрастание грибницы идет во все стороны радиально и диаметр ее ежегодно увеличивается на 30 см. Установите возраст грибницы, если диаметр ее круга равен 12 метрам .(20 лет)
Четвертый этап — «в лесу».
— вот наша экспедиция, наконец-то попала в лес. Здесь и пригодятся ваши знания и умения. Вы будете работать в группах. 1 группа- исследователи» будут работать с опытом, исследовать его,делать выводы.( приложение №1) – задание для первой группы. 2 группа — «эниклопедисты» должны будут составить различные классификации грибов. 3 группа — «практики» вспомнив или найдя в дополнительной литературе материал о роли грибов в природе и жизни человека, заполняют таблицув печатной тетради№14 стр12
Пятый этап -«привал»:(физкультминутка)
На экскурсию пойдем Все грибы мы соберем Дима шел, шел, шел: мухомор большой нашел Дарья шла-шла-шла: И лисички вдруг нашла. Витя у пенька присел, На пенёчек поглядел: На пеньке опята Дружные ребята. Влево, вправо поглядели: Под осинкой у дорожки Кавалер стоит на ножке Как в самбреро шляпе красной Подосиновик — гриб
классный! Сержик что-то стал наш грустный Не найдет грибы он грузди! По дорожке побежали. Все грибы мы растеряли.
Шестой этап — « на опушке» И снова вам предстоит работать в группах. Вы должны заботиться друг о друге.Оказывать посильную помощь. 1 группа будет работать в палатке у врача. Им предстоит вспомнить признаки отравления грибами и оказание первой помощи при отравлении грибами и выпустить листовку. 2 группа будет редакторами лесной газеты. Вы должны исправить ошибки в тексте (приложение№2) 3 группа составляют список сьедобных и несьедобных грибов.
Седьмой этап — « отчет о работе экспедиции»
-Прежде чем мы подведем итог нашей экспедиции и вы сделаете выводы, я бы хотела, чтобы вы отгадали загадку, которую я сочинила для вас. Но это непросто загадка — в каждом предложении — шифровка .Вы должны будете пояснить , что же я хотела сообщить вам в этих предложениях и самой загадкой. -Что за чудище такие: Маленькие есть большие И растут они везде: На деревьях. на земле Поселились на корнях. на животных и на людях И на хлебе и на фруктах Под березкой, под дубком Может с ними ты знаком, Притаившись у дорожки, Кавалер стоит на ножке: Шляпа – зонтик – вся в листочках Рядом сыновья и дочки! В лес с корзиною пойдем, Их в корзину наберем! Принесли немало бед: Полбза есть от них и вред Но они нам не враги: В хлеб кладут их, в пироги И лекарство нам дают Ну-ка, как же их зовут?
|
Учитель раздает конверты с заданиями
Учитель зачитывает вопросы
выдвигает проблему, зачитываает письмо
ставит задачу, просит сделать выводы
Организует самостоятельную исследовательскую работу в группах.
Учитель показывает движения: повороты в разные стороны. наклоны и т.д.
проверяет задание.
учитель нацеливает обучающихся на прослушивание и побуждает их анализировать и делать выводы
|
Каждый обучающийся группы дает определение одного из терминов.
Обучающиеся ставят «+» или «- « на листочках, затем сверяя с ответами на доске проверяют друг друга
решают задачу. делают выводы, что грибница очень медленно и долго растет и восстанавливается.
Слушают учителя
Совещаются между собой, выдвигают гипотезы, дают совет: «Ребята нарушили главную часть гриба — грибницу. Грибы необходимо срезать ножом, чтобы не повредить мицелий
решают задачу, делают выводы, что грибница очень медленно и долго растет и восстанавливается.
Работают в группах, пытаются составить разные классификации и заполняют таблицы.
Обучающиеся делают упражнения физкульт — минутки.
помогают друг другу
Обучающиеся прослушивают загадки и расшифровывают предложения (одноклеточные и многоклеточные грибы, места произрастания, симбиоз.
|
5Рефликсивный | Цели учителя: узнать отношение обучающихся к уроку, учить понимать результаты своей деятельности | Вот и подошло время возвращаться с экспедиции домой -Как вы считаете, достигли мы с вами нашей цели урока? -Если мы с вами достигли цели и у вас хорошее настроение, давайте похлопаем друг другу в ладоши. |
| Обучающиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность,оценивать её.
|
6Домашнее задание | Дидактическая задача: разьяснить обучающимся о домашнем задании
| 1 группе — найти в интернете или других источниках грибы нашей области, каково их значение. 2 группе — удивительное в мире грибов, грибы – рекордсмены, необычные грибы. 3 группе-какие грибы выращивают в искусственных условиях, почему нельзя выраститтьбелые, подосиновики. подберезовики? -Удачного дня |
| Записывают домашнее задание. |
Литература:
1. Учебник «Биология» 6 класс автор В.В.Пасечник, издательство «Дрофа» 2008 год.
2. Научно – методический журнал «Биология в школе» №4 2005 г. издательство «Школа-Пресс»
3. Учебно — методическая газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания «Биология» №29 2000 г.
Информационные источники:
1)Мультимедийный диск «Кирилла и Мефодия « Растения. Грибы. Бактерии»
2)Ресурсы Интернета http ://festival .1september.ru/subjects/5/
Приложения№1
Прочитайте тексты о том, как Ваня,Таня и Миша поставили опыты «Образование плесени на продуктах питания» Сделайте выводы. почему у Тани опыт получился ( она вырастила плесневый гриб) и какие условия необходимы для появления плесени.Дайте название грибу.
Ваня: «На дно стеклянной банки я насыпал слой песка.На песок положил кусочки белого хлеба.Банку поставил в прохладное место- в холодильник.Каждый день я проверял банку» и их тоже увлажнила.Банку поставила в теплое местос температурой +20-22С, закрыла крышкой. выложенной изнутри фильтровальной бумагой.Песок и фильтровальную бумагу в банке все время поддерживала во влажном состоянии.Через 2 дня на хлебе появился пушок плесени.»
Таня: « на дно стеклянной банки я насыпала слой песка и немного увлажнила его. На песок положила кусочки белого хлеба и их тоже увлажнила .Банку поставила в теплое местос температурой +20-22С, закрыла крышкой. выложенной изнутри фильтровальной бумагой.Песок и фильтровальную бумагу в банке все время поддерживала во влажном состоянии.Через 2 дня на хлебе появился пушок плесени.»
Миша:» На дно стеклянной банки я насыпал слой песка и немного увлажнил его.Банку закрыл крышкой . выложенной изнутри фильтровальной бумагой. Банку поставила в теплое местос температурой +20-22С.Песок и фильтровальную бумагу в банке все время поддерживал во влажном состоянии.Каждый день я проверял банку.»
Приложение №2
Задание: найди и исправь ошибки в тексте:
Отправились Ваня и Таня в лес за ягодами. Ягоды они не нашли,но увидели много грибов.»Какие все же прекрасные растения –эти грибы!- сказала Таня . «Ой»- воскликнул Ваня-«Вон под осинкой растут грибы- дрожжи!»
«Ая увидела на дереве гриб – трутовик! Как хорошо , что он пользу приносит дереву!»
«Давай наберем семян грибов и посеем их дома!- радостно вскричал Ваня.
«Давай!»- ответила Таня. И дети весело побежали домой.
Приложение №3 ( дополнительный материал)
По поговоркам и пословицам сформулировать правило сбора грибов:
« Всякий гриб в руки беру, да не всякий в кузовок кладут»
«Чтоб и дети ваши грибы ели. берегите грибницу – мицелий!»
«Кто любит земле кланяться- без добычи не останется»
«Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставлю в лесу»
«Не заламывай рябину не вызревши. не ешь грибов не вызнавши»
«Лучше оставить в лесу 10 хороших грибов, чем положить в лукошко 1 плохой»
«От переросших грибов пользы никакой, а вред большой»
Правила сбора грибов:
1 Никогда не пробуй гриб на вкус! (можно отравиться)
2 Незнаешь гриб- не бери его!( можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
3Не собирай грибы у дорог и предприятий!( гриб впитывает в себя ядовитые вещества)
4Не собирай старые, перезревшие грибы! (в них скапливаются продукты разложения, заводятся черви)
5Не собирай грибы с клубневидным утолщением. ножкой окруженной оболочкой! ( как правило это ядовитый гриб)
6 Срезай гриб ножом!( чтоб не повредить грибницу
Приложение №4 ( дополнительный материал)
Проблемные вопросы:
-Почему грибы назвали «Лесным чудом»
-Почему так говорят: «Растут как грибы»
-У пчеловодов существует такая примета: много грибов- мало меда( обьясните почему?)
— Почему говорят: «Мелкий дождь грибы сеет»?
-Почему говорят: «Чтобы грибов крепких . хороших набрать. надо рано вставать!»
Загадки:
Землю пробуравил,.
Корешок оставил,
Сам на свет явился
Шапочкой покрылся (гриб)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной
Никуда не годный ( мухомор)
Очень дружные сестрички
Золотистые …..
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом (лисички)
Нет грибов дружней . чем эти
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу
Как веснушки на носу (опята)
Не спорю- не белый
Я, братцы, попроще
Расту я обычно в березовой роще ( подберезовик)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я ……..( подосиновик)
Будто смазаны маслом,
Мы блестим на солнце красном
Как лесные дошколята
Под сосной растут ….( маслята)
Загадка:
Хозяйка решила испечь хлеб.Взяла она пшеничной муки. добавила соль, воду и замесила тесто. Испекла она хлеб. Хлеб был румяныйи вкусно пах. но был он не пышный.
— Скажите почему хлеб не поднялся? ( не положила дрожжей)
-А что такое дрожжи?