Метапредметный урок на тему: «Строение и функции белков».
«Белки: докажите тождество, что жизнь-белок»
Тип урока (рассчитано на 2 академических часа): урок обобщения и усвоения новых знаний.
Триединая дидактическая цель урока
Обучающая: полученные на уроках биологии, химии, физики знания о свойствах, нахождении в природе, значении белков интегрировать; развить знания о химических свойствах белков, о типах химической связи на примере водородной и ковалентной, раскрыть роль белковых молекул в зарождении, развитии, существовании живых организмов на Земле.
Развивающая: развитие речи, практических навыков работы с лабораторным оборудованием, схемами, опорными и обобщающими конспектами, умения работать с учебником; развитие мышления, памяти; развитие умения проводить анализ, синтез и на их основе обобщение и выводы.
Воспитывающая: формирование нравственных отношений, умения работать самостоятельно и вдвоем, выслушать мнение одноклассников, доказывать свое мнение; воспитание бережного отношения к природным объектам, воспитание здорового образа жизни.
Задачи урока
1. Учащиеся должны обобщить химические свойства белков, этапы синтеза белка клетке и роль белков в живом организме.
2. Уметь применять полученные знания при проведении качественных реакций на белок в лабораторных исследованиях, и выполнении упражнений по данной теме.
Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска; на доске – схема-конспект (блоки разных цветов), таблица “Важнейшие аминокислоты”; на партах – информационные учебные тексты в файлах, пробирки, химические стаканы, предметные стёкла, спиртовки, держатели пробирок, воронки, пипетки, спички.
Реактивы: растворы яичного белка, сульфата меди (II), гидроксида натрия, поваренной соли; концентрированный раствор азотной кислоты, кусочки шерстяной и синтетической ткани и мяса.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, приветствие
2. Актуализация знаний и целеполагание
Вступительное слово учителей химии и биологии (слова постепенно высвечиваются на
-
Какая структура белка разрушается при гидролизе?
-
Обратима ли реакция гидролиза?
-
Каково значение качественных реакций на белки? Почему их называют цветными?
Второй уровень.
-
Определите по тексту значения понятий “высаливание”, “денатурация”, “коагуляция”; сравните результаты опытов, сделайте вывод о токсичности солей различных металлов.
-
Можно ли использовать белки как противоядие при отравлениях?
-
В каких случаях и с какой целью можно было бы применить качественные реакции в жизни?
-
В чём заключается сущность гидролиза?
-
Предположите, можно ли пищевые белки заменить другими компонентами рациона (например, углеводами и жирами), чтобы обеспечить важнейшие процессы в организме. Почему?
Блок №3 (жёлтого цвета). Функции белков.
Консультант – учитель биологии.
Биологическое значение белков очень велико.
В ходе эволюции появилось 1010 различных белков. Вы видите сколь огромно их количество. Сложность живого организма характеризуется количеством белков. Если в кишечной палочке их 3000, то в организме человека больше 5 млн.
1.Что происходит с белками в организме?
2. Какая из функций является ведущей?
3. На какую функцию будут потрачены белки только в крайнем случае, если нет жиров и углеводов?Дополнительный материал для работы 3 группы (даны в аминокислот. Все ферменты, некоторые гормоны и антибиотики, некоторые токсины относятся к белкам. Белки являются важнейшей составной частью живых организмов и выполняют различные биологические функции. Важное свойство белков – денатурация, которая имеет физиологическое значение. Денатурация приводит к антигенной чувствительности белка, а иногда и полному блокированию ряда иммунологических реакций, к инактивации ферментов и нарушению обмена веществ. Учёные предполагают, что процессы старения связаны с медленно протекающей денатурацией. Может быть, именно в преодолении этого процесса – ключ продления жизни. Понятия “жизнь” и “белок” неразрывно связаны. Насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика сама жизнь. Подтверждением этого может стать высказывание Гёте: “Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир бы не мог существовать, если бы был так просто устроен”.
-
Рефлексия (ошибки в тексте выделены)
Белки – сложные органические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В состав природных белков входят 20 аминокислот, 8 из них незаменимые, т.е. синтезируются в организме и их поступление в организм не обязательно вместе с пищей.
Белки, взаимодействуя с азотной кислотой, дают фиолетовое окрашивание. Данная реакция называется ксантопротеиновой реакцией. Вторичная структура белков – это чередование аминокислот в линейной структуре. Денатурация – процесс изменения цвета белковой молекулы. Содержание белка в яйце меньше, чем в молоке и молочных продуктах. При варке белок не меняет свой цвет.
5. Информация о домашнем задании
Творческое задание:
1. Почему жители крупных мегаполисов имеют проблему с кожей-дерматиты, полиносы?
2. Почему нельзя сушить кожаную обувь, прислонив ее непосредственно к батарее?
3. Собрав информацию об экологическом благополучии Благодарненского района, сделайте вывод о наиболее “комфортном” районе для счастливой жизни.