Проект урока в 5 классе
по формированию универсальных учебных действий
Жизнь в морях и океанах | |||||||
Цель | Создать условия для формирования знаний о разнообразии организмов в морях и океанах | ||||||
Задачи | Образовательные: 1.Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении. 2.Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.3.Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.Воспитательные: 1. способствовать воспитанию культуры общения, 2. продолжить формирование познавательного интереса к предмету через создание ситуации успеха. 3. Развивающие 1. продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления), 2. продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы, 3. развивать навык решения экологических задач; 4. продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности | ||||||
Основное содержание темы, термины и понятия | «сообщество», «сообщество поверхностных вод», «сообщество толщи воды», «планктон», «сообщество кораллового рифа», «донное сообщество», «глубоководное сообщество», «приспособление (адаптация)»; прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы | ||||||
Планируемые результаты
| |||||||
Личностные Проявлять интерес к изучению темы. Позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле
| Метапредметные Познавательные: -умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; — умение вести наблюдение; — умение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные: — прогнозировать ситуацию будущих событий. умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; — умение соотносить учебные действия с известными правилами; — умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные: — умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь.
| Предметные Углубить свои знания о разнообразии обитателей морей и океанов Объяснять сущность понятия «планктон». Характеризовать особенности видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны морей и океанов по рисункам учебника.
| |||||
Универсальные учебные действия | |||||||
Личностные — Мотивирует учащихся на работу. — настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке. — самоопределение | Регулятивные -волевая саморегуляция. — целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование – планирование, прогнозирование – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
| Познавательные -анализ объектов с целью выделения признаков. — поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. – выбор оснований и критериев для сравнения. | Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. — уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию — сотрудничество в поиске информации —использование грамотной монологической речи — умение выражать свои мысли — уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность . | ||||
Организация образовательного пространства
| |||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |||||
География, экология | Компьютер, проектор Презентация «Жизнь в морях и океанах». Аппликации животных морей и океанов. Учебник Природоведение 5 класс автор Н.И. А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, тетрадь, оценочные листы
| фронтальная — индивидуальная – в паре —
| |||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||||||
I этап. | |||||||
Цель деятельности | Мотивация. Проверка домашнего задания.
| УУД | |||||
— организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке
| Учитель: Всех приветствую на уроке биологии. Нас ожидает интересная, Слайд 1 увлекательная работа. -Оцените себя, как готовы вы сегодня к уроку по 5 системе. ( Приложение 1).
Ученик: Используют индивидуальные карты. Выставляют оценку готовности к уроку.
Учитель: Домашнее задание проверим при выполнении теста. Слайд 2
Ученик: Выполняет тест и проверяет по слайду. Выставляет оценки за тест в оценочный лист Слайд 3
| Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. — Регулятивные: волевая саморегуляция. —Личностные: — Мотивирует учащихся на работу. — Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.
| |||||
II этап | |||||||
Цель деятельности | Актуализация субъективного опыта
| УУД | |||||
— Мотивация. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях
-Создать условия для развития воображения, наблюдательности, любознательности, логического и образного мышления, расширять кругозор и словарный запас | Учитель: — Мы с вами изучили животный и растительный мир материков. — Где могут обитать еще растения и животные кроме материков? — Закройте глазки, расслабьтесь, сядьте поудобнее и представьте себе… Релаксация: под шум океана учитель читает художественный текст. (Приложение 2) -О какой среде обитания идёт речь? Слайд 4 — Большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН
-А, сейчас, мы с вами с помощью интеллектуальной разминки попробуем определить тему урока Слайды 5-11
1. По волнам гуляет зонтик, Если встретите – не троньте! Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжется как крапива. (Медуза)
2. Он плавает на дне глубоком, А иногда — у берегов. Он своим могучим током Разгоняет тьму врагов. (Скат)
3. По сути зверь – а с виду рыба, Огромен, я его боюсь. А догадаться вы смогли бы, Кто пищу цедит через ус? (Кит)
4.Зубы в пасти: в три ряда.
5. Подставляя людям спины В море нас спасут… (Дельфины)
6. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я — … (Осьминог)
7. Люд морской встревожен – Меч плывет без ножен. (Рыба-меч)
-Где же живут эти организмы? ( Это обитатели морей и океанов). И сегодня мы познакомимся с ними. Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока: «Жизнь в морях и океанах» — Запишем тему в тетрадь Задачи урока на слайде Слайд 12 Ученик: Отвечают на загадки. И одновременно видят на экране изображения отгаданных ими животных. Учащиеся ставят цель урока, уточняют и согласовывают тему урока |
Коммуникативные — уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию Познавательные -анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные — целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. | |||||
III этап | |||||||
Цель деятельности | Восприятие и осмысление учащимися нового материала | УУД | |||||
Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.
| Учитель: -Кругом вода – с питьем беда. Почему так говорят о море? (соленая вода) -Как вы представляете себе море? Какие чувства у вас вызывает вид моря, звуки моря? -Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж, свою экологическую нишу и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже. Этажи, на которых живут живые организмы, называются сообществами. — Давайте вспомним, что называется природным сообществом?
(Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории разные по виду растения, животные, микроорганизмы). Слайд 13 — Сколько же сообществ (этажей) в этом доме? Откройте учебник стр. 135-137 , у вас в тексте жирным шрифтом выделены сообщества, назовите их.
(Сообщество поверхности воды, толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество).
— Значит сколько здесь этажей. (5) — Познакомимся с этими сообществами и с многообразием водных обитателей, рассмотрев презентацию. Заполним таблицу, отметив особенности образа жизни, формы тела, приспособления. ( Приложение 3) -Знакомство начнём с поверхности воды. Ит.д ( Приложение 4) Слайды 14-27
Ученик: Индивидуальная работа. Работа с учебником. Работа в парах. Оценивают на сколько усвоили материал на листах самооценки | Коммуникативные — сотрудничество в поиске информации —использование грамотной монологической речи
Регулятивные – планирование, прогнозирование
Познавательные — поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.
| |||||
IV этап. | |||||||
Цель деятельности | Первичное закрепление | УУД | |||||
-Воспитывать бережное отношение к природе, показать необходимость защиты вод Мирового океана | Учитель: 1 задание -Звучит звук входящего сообщения системы ICQ) — Кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого. (на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля) Слайд 28. Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан? Ошибки Слайд 29
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.
2 задание -А сейчас мы попробуем расположить этажи океана, начиная со дна -На доске у нас нарисован воображаемый океан. И сейчас мы с вами постараемся заполнить этот огромный дом и выяснить, какие сообщества характерны для морей и океанов, какие организмы их населяют, начиная со дна Сообщество поверхности океана — 1 этаж Сообщество кораллового рифа – 2 этаж Сообщество толщи воды – 3этаж Глубоководное сообщество – 4 этаж Донное сообщество – 5 этаж
Ученик: Размещает аппликации животных морей и океанов по сообществам задание3 Послушайте экологическую сказку. Жил старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод. Пришёл невод обратно с тиной морской, а также со ржавыми банками, бутылками и прочим мусором. Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину. В третий раз закинул он невод и поймал золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом: — Не отпускай меня старче в синее море, лучше кинь в аквариум. Там вода чистая. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу быть золотою. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо. Ученик: Делает вывод, что самая важная проблема океанов и морей — это экологическая проблема и решать ее уже не обитателям «нашего многоэтажного дома», а нам — людям.
| Коммуникативные: — умение выражать свои мысли — уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения. Личностные— самоопределение. | |||||
V этап. Рефлексивная деятельность | |||||||
Цель деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |||||
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом — оценивать собственный вклад в работу группы
| Учитель: Вот и подошел к завершению наш урок по планете ОКЕАН. И настало время оценить Вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки.
Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе, поставьте себе оценку «5».
Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4». Ученик: Анализирует и оценивает свою работу на уроке | Урок цели достиг. Дети усвоили материал, проанализировали свою деятельность, оценили свою работу. «4» — 2 «5» — 3
| |||||
| VI этап. |
| |||||
| Итог урока. Домашнее задание |
| |||||
| Учитель: Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу. Домашнее задание – подготовить сообщение об одном из обитателей подводного мира, нарисовать рисунок. с.135-138. |