«Современный урок биологии в 5 классе

в условиях введения ФГОС ООО».

Тема: «Жизнь организмов на планете Земля».

УМК: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М: Вентана – Граф, 2013.

Разработчик: Ольга Васильевна Варейко

учитель биологии высшей категории

МБОУ Новогригорьевской СОШ

Иловлинского муниципального района

Волгоградской области

Ст. Новогригорьевская, 2014г.

Место урока в структуре. Подведем итоги. Урок № 30.

Тип урока. Урок итоговой рефлексии.

Вид урока. Урок – соревнование. Интегрированный урок с географией и экологией.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

III. Актуализация, систематизация и обобщение знаний.

1 этап. «Зарядка для ума».

2 этап. «Экологическое лото».

3 этап. Игра — физминутка «Кто быстрее отгадает!»

4 этап. «Кто где живет?».

5этап. «Любознайка».

IV.Рефлексия.Подведение итогов.

V. Подведение итогов.

VI.Домашнее задание.

Цели:

Содержательная (предметные результаты):

— Систематизировать и обобщить знания учащихся о живых организмах нашей планеты, их приспособленности к обитанию в различных средах, на разных материках, значении живых организмов в природе и жизни человека

Деятельностная:

— формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия

( познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-повысить интерес учащихся к изучению биологии

— учить работать в малых группах;

— воспитывать толерантность и бережное отношение к природе.

Личностные результаты:

Личностные УУД

1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

2.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

3.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные

1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока)

2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Составлять (в группе) план решения проблемы.

Задачи:

— повторить, обобщить и проверить знания и умения учащихся, полученные при изучении темы «Жизнь организмов на планете Земля»;

-создать условия для воспитания и развития: интереса к знаниям, бережного отношения к природе;

— продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, делать выводы и продолжить формирование ключевых компетенций.

Материалы и оборудование: оценочные листы на каждую группу, экологическое лото (вопросы и карточки с ответами); на столе для каждой группы карта природных зон России, гербарии растений и карточки с изображением животных; презентации «Живой мир Африки»; « Живой мир Австралии»; «Живой мир Северной Америки и Евразии», мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока – соревнования.

Класс на предыдущем уроке разделен на группы. Домашнее задание группам: подготовить презентацию по теме «Жизнь на разных материках » и защиту на 3 мин. Придумать название группы, выбрать командира группы.

По ходу урока — игры ответы команд сразу проверяются и оцениваются, количество заработанных командой баллов фиксируется на доске учениками-консультантами из 6 класса, имеющими звание «Знаток биологии».

I.Организационный момент.

II.Мотивация( самоопределение)к учебной деятельности.

Мы закончили изучать тему «Жизнь организмов на планете Земля». Вы узнали об удивительной и неповторимой природе нашей планеты. А сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир живых организмов, как они приспособились к жизни в разных средах обитания и континентах.

Сегодня на уроке вы будите участниками игры «Биологический марафон».

Работа будет проходить в группах, которые называются «Биологи», «Экологи», «Географы», по этапам. Оценивать работу каждой группы будет консультант, который будет фиксировать баллы, заработанные как всей группой, так и отдельными учениками.

Группе — победительнице будет присвоено звание «Эрудит 2013». В качестве ценного приза будут вручены «отличные» отметки за урок. Группы, занявшие 2-3 место, получат «четверки».

III. Актуализация, систематизация и обобщение знаний.

1 этап. «Зарядка для ума»

Вопросы задает учитель. Выберите один правильный ответ. За правильный ответ – 1 балл. (Вопросы с предлагаемыми ответами на доске, применяется компьютер).

1.Средой обитания любого организма называется:

а) то, чем он питается;

б) то, из чего он состоит;

в) все, что его окружает;

г) неживая природа, которая его окружает.

2. Там достаточно воздуха, воды, минеральных солей, но мало света, там трудно передвигаться – это среда обитания:

а) почвенная;

б) водная;

в) организменная;

г) наземно-воздушная.

3.Для обитателей, какой среды характерны следующие приспособления: обтекаемое тело без выступающих частей, короткие и сильные передние конечности с большими когтями, глаза, ушные раковины?

а) водной;

б) наземно-воздушной;

в) организменной;

г) почвенной.

4.Установите соответствие: для каждой среды обитания подбери организм, который в ней живет:

Среда обитания: Организмы:

А) водная 1) пчела

Б) наземно-воздушная 2) крот

В) почвенная 3) клещ

Г) организменная 4) краб

2 этап. «Экологическое лото»

На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) На игровом поле в лепестках цветка необходимо расположить названия факторов неживой природы, факторов живой природы, антропогенные факторы. По завершению работы надо объяснить, какой ответ был лишним и почему.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Группа «Биологи». Факторы неживой природы:

1) глубокий снег

2) температура воздуха

3) высокая влажность

4) травянистые растения

5) соленость воды

6) ледяной дождь.

Группа «Географы». Факторы живой природы:

1) опавшие листья

2) микроорганизмы

3) количество кислорода

4) хищные животные

5) ядовитые растения

6) лесные насекомые.

Группа «Экологи».Антропогенные факторы:

1) распашка степей

2) строительство плотин

3) создание парков

4) разведение рыб

5) сооружение свалок

6) увеличение влажности воздуха.

3 этап. Игра — физминутка «Кто быстрее отгадает!»

За каждый угаданный ответ – 1 балл

1. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)

2. Есть на речке лесорубы в серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобры)

3. В одежде богатой, да сам слеповатый,

Живет без оконца, не видывал солнца. (Крот)

4. Над цветком порой замрет разноцветный вертолет,

На былинке посидит, вдруг вспорхнет и улетит. (Стрекоза)

5. Не слыша волны океанской, морского простора, не зная,

В далекой степи африканской резвится тельняшка морская. (Зебра)

6. Прыгает зверюшка, не рот, а ловушка,

Попадет в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)

7. Живет в лесу, ухает как разбойник,

Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)

4 этап. «Кто где живет?»

Перед вами – карта природных зон России. На ваших столах задание с описанием одной из природных зон России, гербарии растений и карточки с изображением животных. Каждой группе надо угадать природную зону по описанию, назвать и показать экземпляры растений и карточки с изображением животных, составляющих данное природное сообщество.

2 балла.

Группа «Биологи»

«Эта природная зона расположена возле Северного полярного круга. Здесь холодное и короткое лето, длинная и суровая зима. Даже летом выпадает снег». Растения? Животные?

Группа «Географы»

«Значительная часть этой зоны сильно изменена человеком: распахана под посевы или занята пастбищами для скота. Здесь произрастают редкие виды растений и обитают редкие виды животных» Растения? Животные?

Группа «Экологи»

«Эта зона занимает около трети всех земель России. В этой зоне расположено много лугов и болот».Растения? Животные?

5этап. «Любознайка»

Дома учащиеся готовили сообщения о жизни организмов на разных материках. По материалам своих работ они показывают короткую презентацию «Жизнь на разных материках» Каждая презентация оценивается — до 5 баллов.

Группа «Биологи».- Презентация «Живой мир Африки»;

Группа «Географы».- Презентация « Живой мир Австралии»;

Группа «Экологи».- Презентация «Живой мир Северной Америки и Евразии».

IV. Рефлексия.

Каждый ученик в своих листочках ставит один из знаков:

Квадрат — « Все понял». Круг — « Понял, но не все».Треугольник «Не понял».

V. Подведение итогов.

Группе — победительнице присваивается звание «Эрудит 2013» и в качестве ценного приза вручаются «отличные» отметки за урок. Группы, занявшие 2-3 место, получают «четверки».

VI. Домашнее задание. Страница 104, в тетради с печатной основой.

Литература.

1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. -М.: Творческий центр, 2005.

2. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012.

3. Касаткина Н.А. Природоведение. 5 кл. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) — Волгоград: Учитель, 2003.

4. Мякишева Л.В. Природоведение. 5 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012.

5. Рутковская Е.Л., Иванова А.Ф., Гостева Ю.Н. и др. Оценка метапредметных результатов в 5 классе/ Под ред. Г.С. Ковалевой М.: Просвещение, 2012.

Интернет – ресурсы: Сайт издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru (серия литературы «Работаем по новым стандартам», видеолекции, методические рекомендации).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here