«Современный урок биологии в 5 классе
в условиях введения ФГОС ООО».
Тема: «Жизнь организмов на планете Земля».
УМК: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М: Вентана – Граф, 2013.
Разработчик: Ольга Васильевна Варейко
учитель биологии высшей категории
МБОУ Новогригорьевской СОШ
Иловлинского муниципального района
Волгоградской области
Ст. Новогригорьевская, 2014г.
Место урока в структуре. Подведем итоги. Урок № 30.
Тип урока. Урок итоговой рефлексии.
Вид урока. Урок – соревнование. Интегрированный урок с географией и экологией.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
III. Актуализация, систематизация и обобщение знаний.
1 этап. «Зарядка для ума».
2 этап. «Экологическое лото».
3 этап. Игра — физминутка «Кто быстрее отгадает!»
4 этап. «Кто где живет?».
5этап. «Любознайка».
IV.Рефлексия.Подведение итогов.
V. Подведение итогов.
VI.Домашнее задание.
Цели:
Содержательная (предметные результаты):
— Систематизировать и обобщить знания учащихся о живых организмах нашей планеты, их приспособленности к обитанию в различных средах, на разных материках, значении живых организмов в природе и жизни человека
Деятельностная:
— формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия
( познавательные, регулятивные, коммуникативные)
-повысить интерес учащихся к изучению биологии
— учить работать в малых группах;
— воспитывать толерантность и бережное отношение к природе.
Личностные результаты:
Личностные УУД
1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
2.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
3.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
3.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Коммуникативные
1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.
2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные
1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока)
2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Составлять (в группе) план решения проблемы.
Задачи:
— повторить, обобщить и проверить знания и умения учащихся, полученные при изучении темы «Жизнь организмов на планете Земля»;
-создать условия для воспитания и развития: интереса к знаниям, бережного отношения к природе;
— продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, делать выводы и продолжить формирование ключевых компетенций.
Материалы и оборудование: оценочные листы на каждую группу, экологическое лото (вопросы и карточки с ответами); на столе для каждой группы карта природных зон России, гербарии растений и карточки с изображением животных; презентации «Живой мир Африки»; « Живой мир Австралии»; «Живой мир Северной Америки и Евразии», мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока – соревнования.
Класс на предыдущем уроке разделен на группы. Домашнее задание группам: подготовить презентацию по теме «Жизнь на разных материках » и защиту на 3 мин. Придумать название группы, выбрать командира группы.
По ходу урока — игры ответы команд сразу проверяются и оцениваются, количество заработанных командой баллов фиксируется на доске учениками-консультантами из 6 класса, имеющими звание «Знаток биологии».
I.Организационный момент.
II.Мотивация( самоопределение)к учебной деятельности.
Мы закончили изучать тему «Жизнь организмов на планете Земля». Вы узнали об удивительной и неповторимой природе нашей планеты. А сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир живых организмов, как они приспособились к жизни в разных средах обитания и континентах.
Сегодня на уроке вы будите участниками игры «Биологический марафон».
Работа будет проходить в группах, которые называются «Биологи», «Экологи», «Географы», по этапам. Оценивать работу каждой группы будет консультант, который будет фиксировать баллы, заработанные как всей группой, так и отдельными учениками.
Группе — победительнице будет присвоено звание «Эрудит 2013». В качестве ценного приза будут вручены «отличные» отметки за урок. Группы, занявшие 2-3 место, получат «четверки».
III. Актуализация, систематизация и обобщение знаний.
1 этап. «Зарядка для ума»
Вопросы задает учитель. Выберите один правильный ответ. За правильный ответ – 1 балл. (Вопросы с предлагаемыми ответами на доске, применяется компьютер).
1.Средой обитания любого организма называется:
а) то, чем он питается;
б) то, из чего он состоит;
в) все, что его окружает;
г) неживая природа, которая его окружает.
2. Там достаточно воздуха, воды, минеральных солей, но мало света, там трудно передвигаться – это среда обитания:
а) почвенная;
б) водная;
в) организменная;
г) наземно-воздушная.
3.Для обитателей, какой среды характерны следующие приспособления: обтекаемое тело без выступающих частей, короткие и сильные передние конечности с большими когтями, глаза, ушные раковины?
а) водной;
б) наземно-воздушной;
в) организменной;
г) почвенной.
4.Установите соответствие: для каждой среды обитания подбери организм, который в ней живет:
Среда обитания: Организмы:
А) водная 1) пчела
Б) наземно-воздушная 2) крот
В) почвенная 3) клещ
Г) организменная 4) краб
2 этап. «Экологическое лото»
На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) На игровом поле в лепестках цветка необходимо расположить названия факторов неживой природы, факторов живой природы, антропогенные факторы. По завершению работы надо объяснить, какой ответ был лишним и почему.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Группа «Биологи». Факторы неживой природы:
1) глубокий снег
2) температура воздуха
3) высокая влажность
4) травянистые растения
5) соленость воды
6) ледяной дождь.
Группа «Географы». Факторы живой природы:
1) опавшие листья
2) микроорганизмы
3) количество кислорода
4) хищные животные
5) ядовитые растения
6) лесные насекомые.
Группа «Экологи».Антропогенные факторы:
1) распашка степей
2) строительство плотин
3) создание парков
4) разведение рыб
5) сооружение свалок
6) увеличение влажности воздуха.
3 этап. Игра — физминутка «Кто быстрее отгадает!»
За каждый угаданный ответ – 1 балл
1. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)
2. Есть на речке лесорубы в серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобры)
3. В одежде богатой, да сам слеповатый,
Живет без оконца, не видывал солнца. (Крот)
4. Над цветком порой замрет разноцветный вертолет,
На былинке посидит, вдруг вспорхнет и улетит. (Стрекоза)
5. Не слыша волны океанской, морского простора, не зная,
В далекой степи африканской резвится тельняшка морская. (Зебра)
6. Прыгает зверюшка, не рот, а ловушка,
Попадет в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)
7. Живет в лесу, ухает как разбойник,
Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)
4 этап. «Кто где живет?»
Перед вами – карта природных зон России. На ваших столах задание с описанием одной из природных зон России, гербарии растений и карточки с изображением животных. Каждой группе надо угадать природную зону по описанию, назвать и показать экземпляры растений и карточки с изображением животных, составляющих данное природное сообщество.
2 балла.
Группа «Биологи»
«Эта природная зона расположена возле Северного полярного круга. Здесь холодное и короткое лето, длинная и суровая зима. Даже летом выпадает снег». Растения? Животные?
Группа «Географы»
«Значительная часть этой зоны сильно изменена человеком: распахана под посевы или занята пастбищами для скота. Здесь произрастают редкие виды растений и обитают редкие виды животных» Растения? Животные?
Группа «Экологи»
«Эта зона занимает около трети всех земель России. В этой зоне расположено много лугов и болот».Растения? Животные?
5этап. «Любознайка»
Дома учащиеся готовили сообщения о жизни организмов на разных материках. По материалам своих работ они показывают короткую презентацию «Жизнь на разных материках» Каждая презентация оценивается — до 5 баллов.
Группа «Биологи».- Презентация «Живой мир Африки»;
Группа «Географы».- Презентация « Живой мир Австралии»;
Группа «Экологи».- Презентация «Живой мир Северной Америки и Евразии».
IV. Рефлексия.
Каждый ученик в своих листочках ставит один из знаков:
Квадрат — « Все понял». Круг — « Понял, но не все».Треугольник «Не понял».
V. Подведение итогов.
Группе — победительнице присваивается звание «Эрудит 2013» и в качестве ценного приза вручаются «отличные» отметки за урок. Группы, занявшие 2-3 место, получают «четверки».
VI. Домашнее задание. Страница 104, в тетради с печатной основой.
Литература.
1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. -М.: Творческий центр, 2005.
2. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012.
3. Касаткина Н.А. Природоведение. 5 кл. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) — Волгоград: Учитель, 2003.
4. Мякишева Л.В. Природоведение. 5 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012.
5. Рутковская Е.Л., Иванова А.Ф., Гостева Ю.Н. и др. Оценка метапредметных результатов в 5 классе/ Под ред. Г.С. Ковалевой М.: Просвещение, 2012.
Интернет – ресурсы: Сайт издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru (серия литературы «Работаем по новым стандартам», видеолекции, методические рекомендации).