11

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ.

ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАССКАЗА И.А. БУНИНА «АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ» (11 КЛАСС).

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ГРИШИНОЙ М.А.

Цель:

  1. Привить учащимся навык исследовательской работы с первоисточниками, критическими статьями, этнографическими данными.

  2. В ходе исследования понять, в чем заключается загадка бунинского стиля и определить художественные особенности рассказа.

  3. Способствовать формированию активной нравственной позиции, умения вести дискуссию, навыка работы в группе.

  4. В процессе урока активизировать профессиональное самоопределение и творческую самореализацию учащихся.

Оборудование: Компьютер, магнитофон, аудиокассеты, тексты рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

Подготовительная работа:

Домашнее задание (до проведения урока) по выбору:

  • Проанализируйте свои интересы и профессиональные склонности, желания попробовать свои силы в каком — либо виде деятельности и в соответствии с этим выберите исследовательское домашнее задание – подготовку к предстоящему уроку.

Творческие группы (задания):

  1. Этнографы (найти народные приметы я объяснить их роль в рассказе).

  2. Мастера художественного слова, ведущие работу с текстом рассказа

    • выписать описание запахов; объяснить их роль в рассказе

    • найти примеры звукописи и объяснить их роль в тексте

  3. Художник (показать на примерах многообразие оттенков цвета).

  4. Программисты (составить компьютерную презентацию в программе Power Point для иллюстрации обсуждения и продемонстрировать ее).

  5. Документалисты (изучить критические статьи и различные точки зрения на стилистические особенности рассказа).

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация темы.

  3. Изучение нового материала в ходе обсуждения результатов работы творческих групп.

  4. Психологическая разгрузка (реализация здоровьесберегающих технологий).

  5. Подведение итогов урока.

  6. Обсуждение результатов работы (выставление оценок).

Оформление доски:

Исследование стилистических особенностей рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

Это хорошо. Тут Иван Бунин,

как молодой бог, спел.

Красиво, сочно, задушевно.

М Горький.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем причины сдержанных оценок творчества И Бунина 1890-х — 1900-х гг.?

2. 1 глава. В чем необычность используемых Буниным цветовых оттенков, разнообразных запахов, метких деталей?

3. Для чего в рассказе используются народные приметы?

4 2 глава. Как сочетаются в рассказе различные способы восприятия окружающего мира?

5. Что хочет показать Бунин, изображая деревенскую жизнь? Идеализирует ли он крепостной быт?

6. 3 глава. Как вы оцениваете отношение автора к представителям дворянства?

7. 4 глава. Почему рассказ завершается на грустно — удальской ноте?

Ход урока:

  1. Организационный момент.

А) Приветствие, установка на активную деятельность.

Б) Проверка готовности класса к уроку (наличие текстов, дневников, канцелярских принадлежностей).

Метод – беседа.

  1. Актуализация темы.

Сегодня нам предстоит чудесное прикосновение к творчеству И.А.Бунина: мы будем говорить об удивительном по своей красоте рассказе «Антоновские яблоки».

Для начала скажите, какие ощущения вы пережили, прочитав этот рассказ?

  • А вот мнение Твардовского: «Когда он (Бунин) вводит нас в раннее весеннее легкоморозное утро, на подворье захолустной степной усадьбы, где хрустит ледок, натянутый над вчерашними лужицами, или в открытое поле, где из края в край ходит молодая рожь в серебрянно-матовых отливах, или в грустный поредевший и почерневший осенний сад, полный запахов мокрой листвы и лежалых яблок…,- все это приобретает для нас натуральность и остроту лично пережитых мгновений, щемящей сладости личного воспоминания.

Каким же образом Бунину удается так воздействовать на читателя? В чем загадка его стиля, и какова главная мысль рассказа»? На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе урока.

Метод – беседа.

Демонстрация слайдов группой программистов

Представление группой документалистов одной — двух точек зрения коллег автора.

  1. Изучение нового материала в ходе обсуждения результатов работы творческих групп.

Этап 1.

В каком году написан рассказ? (1900 г.).

Вам хорошо известны события этого времени, волновавшие общество. В это время появляются социально-острые произведения демократической литературы, например, М. Горького. Назовите их. («Песня о соколе», «Фома Гордеев», «На дне»).

Фигура же И. Бунина на грани нового века выглядит достаточно одинокой. Редкие для него попытки откликнуться «на злобу дня» малоудачны. Бунин -человек сугубоаполитичный. Его творчество 1890-х — начала — 1900-х гг. сосредоточено на нравственно-духовных, эстетических задачах.

«Я написал и напечатал 2 рассказа, — вспоминал он об этой поре, — но в них все фальшиво и неприятно: один о голодающих, которых я не видел и, в сущности не жалею, другой на пошлую тему о помещичьем разорении и тоже с выдумкой, между тем как мне хотелось написать только про громадный серебристый тополь, который растет перед домом бедного помещика Р. и еще про неподвижное чучело ястреба, которое стоит у него в кабинете на столе…».

Как бы вы определили, что увлекает Бунина, как писателя? (…)

У него нет желания бичевать какой-либо порок. Бунина отличает тяга к самовыражению И хотя он начинает в русле народнической литературы, — самые интересные места связаны у него не с описанием крестьян, а с пейзажными описаниями, в которых Бунин сумел выразить свой величайший талант.

Именно поэтому у нас не вызывают удивления весьма сдержанные оценки творчества Бунина этой поры. И именно поэтому так важны для него слова Горького-художника, разительно отличающегося от Бунина и художественным талантом, и литературной направленностью. Горький, прочитав «Антоновские яблоки», писал Бунину из Нижнего Новгорода в ноябре 1900 г.: «Это хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог спел. Красиво, сочно, задушевно». Эти слова и будут эпиграфом нашего урока.

Как видим, Горький оценил художественное совершенство этого рассказа. Сделаем это и мы.

Дома вы должны были подумать над вопросом об особенностях сюжета «Антоновских яблок». Что вы можете отметить? (бесфабульность). Что же связывает рассказ, делает его единым произведением?

1. Единое поэтическое настроение. «Бунинская настроенность», окрашивающая окружающее в минорные тона; настроение светлой печали, повторяясь в картинах природы, в авторских воспоминаниях, становится рефреном, своеобразно сопровождающим повествование.

2. Название определяет построение рассказа, его смысл.

Запах антоновских яблок лейтмотивом проходит почти через весь рассказ. В обстановке провинциальной усадьбы на Орловщине сформировался талант Бунина, и печаль сжимает его сердце, когда запах антоновских яблок напоминает о былом.

Итак, ранняя проза Бунина бесфабульна; и рассказ «Антоновские яблоки» — пример этому: сменяющие друг друга впечатления, цепь коротких воспоминаний, спаянных единым поэтический дыханием.

Мы рассмотрим отдельные главы рассказа: обратим внимание, как-постепенно, от главы к главе меняется настроение повествования, роль запаха антоновских яблок. Параллельно будем выяснять особенности бунинского стиля.

Этап 2.

В ваших сборниках помещена поздняя редакция рассказа Бунина. Представитель группы мастеров художественного слова прочтет вам раннюю редакцию, а вы ответите на вопрос: какую роль выполняет запах антоновских яблок в этом отрывке? «Начинается осень, идут беспрерывно дожди… А ящики моего письменного стола полны антоновскими яблоками, и здоровый аромат их — запах меда и осенней свежести — переносит меня в помещичьи усадьбы, в тот мир, который скудел, дробился, а теперь гибнет, о котором через 50 лет будут знать только по нашим рассказам». (…)

Вы наверняка обратили внимание на обилие запахов, цветовых оттенков, используемых Буниным.

«Зрение у меня было такое, вспоминал сам Бунин, — что я видел все 7 звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел обоняя запах ландыша или старой книги…» Давайте подтвердим это высказывание примерами из текста.

Отчет по индивидуальным заданиям:

1) многообразие оттенков цвета (коралловые рябины, голубоватый дым, багровое пламя, черное небо и т.д.)

2) запахи (тонкий аромат опавшей листвы, запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести, запах дегтя; ржаной аромат и т.д.)

3) примеры звукописи («с сочным треском»; «шурша по сухой листве»; приближающийся поездки я т.д.).

Итак, мы подтвердили справедливость признания Бунина. По части красок, звуков и запахов, всего того, выражаясь словами Бунина, чувственного, вещественного, из чего создан мир, в предшествующей и современной литературе ему не было равных.

И по части деталей тоже. Что такое деталь? «Выразительная подробность, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку». Каков смысл сравнения в 1 гл. старостихи с «холмогорской коровой»? (…)

Всего в двух словах содержатся такое большое значение! Это говорит о концентрированности и меткости детали.

Именно во взаимодействии различных оттенков восприятия и кроется загадка бунинского стиля. Запомним это!

Вторая глава начинается с приметы (…). Сам ее смысл придает жизнерадостный тон повествованию, радостный настрой. Но только ли в этой главе автор использует народные приметы? Для чего?

Индивидуальное задание: перечисление народных примет, ответ на вопрос об их роле в рассказе.

Этап 3.

Какие два уклада жизни сравнивает во 2-ой главе Бунин? (уклад средней дворянской жизни и уклад богатой мужицкой жизни). Что является результатом этого сравнения? Ответьте цитатой из текста (…).

Сельское старосельское благополучие. О нем вспоминает Бунин во 2-й главе. Куда же благодаря этим воспоминаниям мы переносимся вместе с автором? (в усадьбу Анны Герасимовны)

«Крепостного права я не знал и не видев, но, помню, у тетки Анны Герасимовны чувствовал его». После такой фразы у писателя этой поры, резко реагировавшего на злобу дня, могли бы появиться картины суровой жизни крепостных. А у Бунина? (…)

Единственная деталь, которая может быть отмечена в этом плане — старики — бывшие крепостные, «когда выезжаешь во двор, подтягиваются и низко-низко кланяются». Но это не вызывает у нас никакого чувства сострадания.

Именно поэтому в «Антоновских яблоках» иногда усматривают поэтизацию крепостного быта. Но это не совсем так. У Бунина нет цели идеализировать, а есть цель показать простоту и деловитость деревенской жизни. Ведь в этой же главе мы встречаем такое признание: «И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужиком». Речь, правда, идет о богатом мужике, о сходстве его и средней дворянской жизни. Почему герою хочется стать мужиком? Что привлекает в его жизни? (быт). Прочитаем описание усадьбы со слов «Сад у тетки славился…»

Итак, идеализация есть, но не столько социальных порядков, сколько особенного состояния души тех, кто крепко связан с чернеющими или зеленеющими полями, долинами, оврагами.

Этап 4.

Посмотрите на начало 3-ей главы. Каким образом мы можем проследить рефрен, наметавшийся ранее? (уже горестная нота, нота диссонанса: ««угасающий дух»). Чувствуется горечь по уходящему в прошлое быту усадеб, столь любимому Буниным.

В -3-ей главе основная мысль рассказа прослеживается в новом воспоминании — о помещике-охотнике, шурине писателя — Арсении Семеновиче. Что интересного отмечает в этом человеке Бунин? (…). Какова его внешность?

  1. Психологическая разгрузка (здоровьесберегающие технологии).

А сейчас мы перейдем к эпизоду, который, может быть, является для Бунина самым главным.

  • Закройте глаза, расслабьтесь, под легкую музыку прослушайте отрывок из 3 главы рассказа.

  • Как вы думаете, случайно ли Бунин включил в главу об умирающем дворянстве сцену охоты?

  1. Подведение итогов урока.

В ранней редакции в подзаголовке — эпитафия. Что обозначает это слово в контексте рассказа? (Эпитафия — греч.надгробная надпись;эпитафия уходящему миру).

На какой же ноте заканчивает рассказ? Чтение последнего абзаца.

Акцентируем внимание на фразе: «С грустной, безнадежной удалью». Посмотрите, какие противоречивые по значению оттенки сочетает в этой фразе автор Удаль — безнадежная, грустная.

  • Как называется такое сочетание слов?

(Такое сочетание слов, которые противоречат друг другу, называется оксюмороном).

Именно оксюморон использует обычно Бунин, когда хочет с особой психологической точностью передать сложные состояния: предельно сильное ощущение красоты и одновременно трагизма земного бытия.

Вот на такой грустно — удальской ноте и завершает свой рассказ И. Бунин.

— Что помогло нам в разгадке бунинского стиля? (Наблюдение над настроением героя, над особыми бунинскими образными средствами, анализ названия и т.д.).

Каждому из нас Бунин дает «инструмент» для постижения самых неизъяснимых спонтанных душевных движений. Врожденный у любого человека интерес к краскам, звукам, запахам многократно укрупнен зрением, слухом, чувствами писателя.

В статье 1897 г., посвященной И.О. Никитину, Бунин писал: «Я не знаю, что называется искусством, красотой в искусстве, его правилами. Верно, в том и заключается оно, чтобы человек, какими бы словами, в какой бы форме не говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собой живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца».

Такому завету Бунин следовал всегда!

  1. Обсуждение результатов работы (выставление оценок).

Рассказ учителя + демонстрация слайдов, подготовленных группой программистов.

Выступление группы документалистов.

Метод – фронтальная беседа.

Фронтальная работа на основе исследования сюжетных особенностей рассказа, проведенного учащимися дома в ходе знакомства с произведением.

Выступление представителя группы мастеров художественного слова.

Отчет о проведенном исследовании художника + демонстрация слайдов, подготовленных группой программистов.

Отчет о проведенном исследовании группы мастеров художественного слова.

Отчет группы этнографов + демонстрация слайдов, подготовленных группой программистов.

Обсуждение поставленных вопросов с представителями группы этнографов.

Демонстрация слайдов, подготовленных группой программистов.

Обсуждение текста с художником.

Прослушивание аудиозаписи медленного вальса Шопена, чтение учителем отрывка произведения («Когда удавалось проспать охоту…»).

Фронтальная работа с классом.

Термин

Определение.

Цитата из статьи, найденная группой документалистов.

Гришина Марина Анатольевна

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here