Урок биологии в 6 классе № 40
03.02.2014 года
Тема: Дыхание растений
Цели урока: Изучение процесса дыхания растений и отличия его от процесса фотосинтеза; развитие умений сравнивать, обобщать, анализировать; воспитание бережного отношения к растениям.
Тип урока: урок новых знаний
Основные понятия: дыхание
Межпредметные связи: природоведение, изо (реализуется в этапе «изучение нового материала).
Оборудование: учебник, таблица «Дыхание растений», Презентация «Дыхание растений», 3 стеклянные банки, проросшие семена, свежие листья, корнеплоды моркови, свеча, спички.
Методические приемы: Тестирование, показ опыта, фронтальный опрос, слово учителя, беседа.
Структура урока:
-
Орг. Момент.
Цель этапа: психологический настрой обучающихся на учебную деятельность, подготовка к работе на уроке, проверка отсутствующих.
Все зашли мы дружно в класс! Час ботаники у нас!
-
Работа по теме урока.
-
Озвучивание темы урока.
Цель этапа: сообщение обучающимся темы урока.
-
Целевая установка.
Цель этапа: Формулировка целей урока.
-
Проверка домашнего задания.
Цель этапа: определение уровня подготовки обучающимися домашнего задания. Актуализация знаний по теме Дыхание растений.
А). Тестирование (слайд № 2,3,4)
Б). Фронтальный опрос:
Вопросы: 1). Какую роль в жизни растений играют устьица? 2). Из каких тканей состоит лист? 3). Какие факторы оказывают влияние на открытие и закрытие устьиц? 4). Какое значение в жизни растений имеет процесс испарения воды?
Для обучающихся 7 вида – карточки с вопросами.
4. Изучение нового материала.
Цель этапа: изучение темы «Строение стебля»
А). Слово учителя: Стихотворение (слайд № 5)
— Обсуждение стихотворения.
Б). Показ опыта.
За двое суток до урока заложить опыт:
В три банки положить:
— проросшие влажные семена;
— срезанные свежие листья;
— корнеплоды (предварительно выдержанные в воде).
Все банки плотно закрыть, поставить в темное, теплое место на двое суток.
На уроке, объясняя ход и цель опыта, ввести в банки горящие свечи.
Вопрос: почему погасли свечи?
В). Слово учителя:
Вопрос: почему погасли свечи?
Рассказ учителя о результатах опыта. Совместно с обучающимися сделать вывод о дыхании всех органов растения. (слайд № 6,7)
Г). Работа с таблицей на доске.
Обучающиеся чертят в тетрадь таблицу: взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Параллельно объясняют данную взаимосвязь по рядам:
1 ряд: какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?
2 ряд: какие вещества образуются в процессе дыхания растений?
3 ряд: в чем заключается взаимосвязь процессов фотосинтеза и дыхания?
Физ. минутка для глаз (презентация)
-
Закрепление изученного материала.
Цель этапа: закрепление знаний и умений, которые необходимы для самостоятельной работы по теме.
А). Обучающиеся самостоятельно заполняют таблицу, которую самостоятельно переносят с доски в тетрадь:
Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания
-
Признаки процесса
Фотосинтез
Дыхание
-
Где происходит?
-
Какой газ поглощается?
-
Какой газ выделяется?
-
Что происходит с органическими веществами?
-
Необходима ли для протекания процесса световая энергия?
-
Что происходит с энергией?
-
III. Итог урока.
Цель этапа: анализ и оценка успешности достижения цели. Оценка деятельности обучающихся.
А). Беседа
— Обсуждение заполненной таблицы.
Б). Вопрос-ответ В). Выставление оценок.
Рефлексия.
Цель этапа: определение эмоционального состояния обучающихся, степени удовлетворенности работой на уроке.
На доске неоконченные утверждения, которые необходимо продолжить:
1). На уроке я узнал……
2). На уроке мне было интересно…..
3). Я бы хотел узнать еще……
4). Мне не понравилось……..
IV. Домашнее задание.
Цель этапа: Сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Общее: параграф 35(прочитать), ответить на вопросы в конце параграфа
Индивидуальное: (7 вид) параграф 35 (прочитать)
По желанию: выполнить опыт в конце параграфа 35.