Республика Хакасия

Усть-Абаканский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Солнечная средняя общеобразовательная школа»

Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных

Автор:

ученица 6 класс

Пак Александра

Руководитель:

Пак Л.Г,

учитель биологии

и химии

с. Солнечное, 2013

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………. 3

1.Обзор литературы:

1.1 Что такое маскирующая окраска?……………………………………………………… 4

1.2 Какие животные пользуются «маскировкой» и для каких целей?……….. 5

1.3 Как люди используют свойства окраски животных?………………………….. 9

2 Животных, которые в совершенстве владеют маскировочной окраской….10

Выводы

Список литературы

Введение

На уроке природоведения мы изучали различные среды живых организмов такие как водная, наземно- воздушная, почвенная, а также организм как среду обитания. Каждая из них характеризуется конкретными условиями, к которым приспособились организмы.

В природе хищник и жертва часто вынуждены жить рядом. Да и хищники часто становятся чьей-то добычей. Чтобы уцелеть животные маскируются под цвет и форму окружающей среды, в которой они живут. А средства маскировки у животных весьма разнообразны и причудливы. Маскировочную окраску мы видим на каждом шагу.

Мы решили изучить влияния различной среды обитания на вид маскировки животных.

Нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Определить животных, которые в совершенстве владеют маскировочной окраской.

3

1.1 Что такое маскирующая окраска?

Изучая литературу по данному вопросу, я обратила внимание, что многие животные имеют окраску сходную с цветом среды обитания.

Окраска, которая помогает животным быть незамеченными называется маскирующей или камуфляжной.

Камуфляж — защитная (маскировочная) окраска животных, появившаяся в результате приспособления к окружающей среде. Некоторые виды, например, хамелеон, осьминог, кальмар или камбала, способны менять окраску тела под цвет обстановки.

Зачем животным нужна маскирующая окраска?

4

1.2 Какие животные пользуются «маскировкой» и для каких целей?

Для сохранения жизни природа наделила животных, например, жирафов такой маскировочной окраской, что, когда жирафы стоят в группе зонтичных акаций, среди выгоревших кустов африканского буша, под отвесными лучами солнца, мозаика теней и солнечных пятен как бы растворяет, съедает контуры животных.

Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

Английский писатель Р. Киплинг в «Книге джунглей» описывает это явление так : «Пробыв долгое время наполовину в тени, наполовину на свету под переменчивым узором теней, падавших от ветвей деревьев, жираф стал пятнистым, а зебра полосатой… а леопард бегал вокруг и недоумевал, что это приключилось с его завтраком и обедом…».

Точное объяснение окраске зебр ученые ищут до сих пор.

Существует несколько гипотез.
Первая гипотеза: чтобы обмануть хищника. На расстоянии стадо стоящих зебр не сразу заметишь среди растительности, а когда зебры лежат трудно определить сколько их. При движении зебр их полосы вообще не видны – как спицы велосипедного колеса.

Вторая гипотеза: чтобы узнать родню. Рисунок на голове каждой зебры неповторимый, как отпечатки пальцев человека, по нему ее даже из далека, узнают сородичи. Благодаря такой уникальной раскраске жеребец-вожак легко собирает свое разбежавшееся семейство, зебра-мама быстро отыскивает своего малыша среди большого кочующего табуна..

Третья гипотеза: полосы на шкуре делают зебр незаметными для мухи цеце. Эта злобная мушка легко различает диких однотонных антилоп и домашний скот, а размытый из-за полосок контур зебр видит плохо.

Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

5

А вот, например, лев обитает в сухой, песчаной саванне, и его шкура должна соответствовать тем цветам, которые преобладают в этом месте. Добыча не должна увидеть льва прежде, чем он подкрадётся к ней на достаточно близкое расстояние. Поэтому шкура льва окрашена в цвет песка и сухой травы.Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

Немало животных: насекомых, ящериц, птиц, млекопитающих — имеет зеленую, желтовато-зеленую или буро-зеленую окраску. Эти животные обитают среди луговых растений или скрываются в зеленой листве деревьев. В окружающей их среде они очень мало заметны. Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

Совсем иначе выглядят животные пустыни. Они, как правило, окрашены в песочно-серые и бурые цвета. Достаточно вспомнить окраску верблюдов — «кораблей пустыни» или дикой лошади Пржевальского. В цвета пустыни окрашены многие грызуны, птицы, змеи и ящерицы. Таким образом, окраска животных пустыни сливается с её общим природным фоном.

Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

6

Большинство животных ледяных пустынь Арктики и тундры (белый медведь, полярная сова, белая куропатка и др.) имеют белую окраску.

Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

Немало животных, имеющих скрывающую окраску, меняет её посезонно.

Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

Оказывается, есть животные, которые в соответствии с изменением окраски среды могут изменять окраску своего тела. Окраска среды меняется при передвижении животного и при различных стихийных явлениях, изменяющих обстановку. Многие животные способны в таких случаях изменять окраску — одни медленно, другие очень быстро. Самым известным представителем является – хамелеон.

Еще интереснее животные, которые в соответствии с изменением окраски среды могут изменять окраску своего тела. Окраска среды меняется при передвижении животного и при Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

Хамелеоны — семейство ящериц, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела. Окраска хамелеонов может быстро изменяться от светлой — беловатой и оранжевой, через желтую и зеленую до пурпурной, а затем полностью черной или темно-коричневой. Данные изменения окраски могут происходить как на всём теле животного, так и на его отдельных частях, сопровождаясь появлением и исчезновением различного рода полос и пятен. 7

Очень быстро также изменяет окраску промысловая морская рыба камбала.

Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

Все приведённые примеры показывают, что окраска очень многих животных соответствует окружающей их природной обстановке. Благодаря такой окраски животное незаметно другим животным.

8

1.3 Как люди используют свойства окраски животных?

Издавна люди заметили, что благодаря окраске, животные бывают почти незаметны на фоне земли, травы, деревьев и тоже стали применять «маскировку». Индейцы, живущие в джунглях, раскрашивали своё тело в цвета, скрывающие их в засаде, надевали головные уборы из перьев, чтобы на охоте добывать больше дичи.

Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных" .

Современные люди используют маскировочную одежду и окраску техники.

Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

9

2. Животных, которые в совершенстве владеют маскировочной окраской.

В дикой природе выживание может стать сложнейшей задачей. Поэтому многие виды выработали в себе разные способы камуфляжи. Кроме того, каждое новое поколение приспосабливается к умению маскироваться все лучше и лучше.

Вот вам наилучшие примеры животных, которые в совершенстве овладели разными средствами маскировки.

Обыкновенная гусеница-барон

Если голодная птица в западной Малайзии отправиться на поиски пищи, то ей придется долго искать обыкновенную гусеницу-барон или бабочку из семейства нимфалид (Euthalia aconthea). Многие гусеницы бабочек обладают способностью сливаться с местными растениями, но мало кто может раствориться в зелени, так как гусеница-барон.Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

У гусеницы-барона развилась такая усовершенствованная форма и цвет для единственной цели: чтобы прятаться от хищников. Это увеличивает их шансы на то, чтобы стать обыкновенной бабочкой барон и на то, чтобы дальше воспроизводить свой род.

Карликовый морской конек

Коралловые рифы — это суровое место для жизни, и их жители часто используют маскировку, чтобы выжить. Когда дело касается проживания инкогнито среди кораллов, карликовые морские коньки знают в этом толк.Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

Будучи меньше 2,5 см в длину и усеянные бугорками, наподобие кораллов, он обитает на двух видах горгониевых кораллов в Тихом океане, имея соответствующий окраску. Он так умело сливается, что был обнаружен людьми только после того как показался среди пойманных кораллов в аквариуме. Их природоохранный статус неизвестен из-за недостатка данных.

10

Мшистый листохвостый геккон

Кажется, будто эта ящерица покрыта мхом, однако, на самом деле, это кожа листохвостого геккона, мастера маскировки, который встречается только в лесах Мадагаскара.Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

Так как они живут на деревьях, у них сформировалась кожа под цвет мха и коры наряду с кожными заслонками по всей поверхности тела. Но у них есть и другой секрет. Также как и хамелеоны, они могут менять цвет кожи в соответствии с фоном. Несмотря на умение прятаться, этот вид подвержен риску исчезновения из-за потери среды обитания и охоты для международной торговли домашними животными.

Исполинский белоног

Известный своим зияющим клювом и большими желтыми глазами, исполинский белоног имеет способность сливаться с деревом. Когда он подозревает об опасности, он просто закрывает глаза, наклоняет голову назад и сливается с корой.Конспект урока биологии для 6 класса "Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных"

Несмотря на то, что они относятся к совам, исполинские белоноги совсем другие птицы. Они плохо летают и не используют свои когти для ловли добычи. На самом деле, они даже не летают для охоты. Вместо этого они устрашающе тихо сидят на деревьях, поджидая, когда жертва сама к ним подлетит.

Как и совы, они являются ночными птицами, но питаются больше насекомыми, поймав их своим ртом. Они издают носовой клокочущий зов, который можно услышать тихими вечерами на их родине в Австралии и Тасмании.

11

Выводы:

1. Изучили литературу о влиянии различной среды обитания на вид маскировки животных.

2.Познакомилась с животными, которые в совершенстве владеют маскировочной окраской.

Список литературы:

  1. www. Machaon. Net

  2. www. Otvet.mail.ru

  3. www.dikie-koski 2006. Narod.ru

  4. www.4ygeca.com

  5. www.beartsarland.narod.ru

  6. www.chamaeleon.ru

Фото:

http://fotosbornik.ru/wallpapers/378/1.html

http://images.yandex.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Солнечная средняя общеобразовательная школа»

Усть-Абаканский район

Республика Хакасия

Клуб «Чудеса и тайны природы»

Изучение влияния различной среды обитания на вид маскировки животных

Выполнила: Пак Саша

ученица 6 класса

Руководитель: Пак Л.Г

учитель биологии и химии

с. Солнечное, 2013г

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here