Муниципальное общеобразовательное учреждение

« средняя общеобразовательная школа № 13»

Мурманской области г. Оленегорск

Конспект урока по биологии
в 8 классе

«Состав и функции крови»

подготовила

учитель биологии

Кондакова Елена Сергеевна

г. Оленегорск

2013г

План — конспект урока.

Тема: Состав и функции крови.

Цель урока:

сформировать знания о составе крови и ее функциях, роли свертывания в предохранении организма от потерь крови, значении переливании крови, раскрыть материал о необходимости сохранения постоянства солевого состава плазмы крови.

Оборудование: Таблицы «Кровь», «Эпителиальные, соединительные, мышечные, ткани», слайды «Кровь».

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

— Почему для жизни клеток необходима жидкая среда? (Все вещества поступают в клетку и из нее в виде растворов, все биохимические реакции протекают в виде растворов).

— Какая жидкость выступает на коже при ссадинах в виде светлых капелек? (межклеточная жидкость).

3. Изучение новой темы.

Сопоставьте два факта:

  1. Человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы. (кровотечение приводит к потери крови, которая выполняет жизненно важные функции в организме, в частности, транспорт веществ и кислорода, так необходимого клеткам).

  2. Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти. Подумайте над этими фактами и объясните:

— почему человек без крови погибает; (так как кровь образует внутреннюю среду организма и участвует в транспорте веществ и газов).

— какое значение имеет кровь в жизни организма человека? (первостепенное, так участвует в поддержании гомеостаза, и выполняет жизненно важные функции).

В ходе беседы подводим учащихся к выводу о том, что кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как она выполняет разнообразные функции: разносит кислород и питательные вещества, уносит продукты распада, участвует в осуществлении гуморальной регуляции деятельности внутренних органов и т.д.

Но что мы знаем об этом веществе темно-красного цвета? Из чего состоит кровь?

Учитель обращает внимание ребят на доску, где представлен опорный конспект.

Итак, общее количество крови в организме человека равно 7% его веса, по объему это около 5-6 л у взрослого человека и около 3 л подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

Опорный конспект

Кровь — функции: транспортная, гуморальная регуляция, гомеостаз, регуляция температуры в школе, защитная функция.

Кровь – соединительная ткань

В 1 мм3

↓ ↓

Плазма Форменные элементы

Межклеточное вещ –во 60% Клетки крови 40%

↓ ↓

Минеральное Органическое Эритроциты 5млн. шт.

Н2о Лейкоциты 5 тыс. шт.

Физ. Р-р б, ж, у-0.1% Тромбоциты 250 тыс.

Гомеостаз →

Внутренняя среда

Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови и нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами – клетками крови: лейкоцитами, эритроцитами и тромбоцитами.

Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой соединительную ткань, клетки которой взвешены в жидком промежуточном веществе – плазме. Кроме того, в ней не происходит размножения клеток. Выполнение старых, отмирающих клеток крови новыми осуществляется благодаря кроветворению, происходящему в красном костном мозгу, который заполняет пространство между костными перекладинами губчатого вещества всех костей. Например, разрушение состарившихся и поврежденных эритроцитов происходит в печени и селезенке. Общий объем его у взрослого равен 1500 см3.

В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90 % плазмы составляет вода, и только 10 % ее приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав.

Белки – «строительный материал» нашего организма.

Они участвуют в процессах свертывания крови, поддерживают постоянство реакции крови (слабощелочная), образуют иммуноглобулины, антитела, участвующие в защитных реакциях организма. Наличие белков в плазме обеспечивает вязкость крови, постоянство ее давления в сосудах, препятствует оседанию эритроцитов.

Жиры и углеводы – источники энергии. Соли, щелочи и кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменение которой опасно для жизни. Ферменты, витамины, гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и взаимное влияние органов и систем.

Солевой раствор, имеющий такое же осмотическое давление, как плазма крови, называют изотоническим раствором. Для человека 0.9 % раствор поваренной соли.

Солевой раствор, осмотическое давление, как плазма крови, изотонический раствор. Для человека изотонический 0.9 % раствор поваренной соли.

Солевой раствор, осмотическое давление которого выше, чем осмотическое давление плазмы крови, называют гипертоническим; если осмотическое давление ниже, чем плазма, то такой раствор называют гипотоническим. Растворы, которые по своему качественному составу и концентрации солей соответствуют составу плазмы, называют физиологическими растворами. Такие жидкости используют для поддержания жизнедеятельности изолированных от тела органов, а также как заменители крови при кровопотерях.

-Как же борется организм с кровотечениями?

В процессе свертывания крови, т.е. образования сгустка, закупоривающего отверстие в поврежденном сосуде, активное участие принимают тромбоциты — кровяные пластинки. Свое название получили от греч. «тромбос» — «пробка», «цитос» — клетка.

Учащийся рассказывает сообщение о свертывании крови.

  1. Закрепление ЗУН.

— Что такое кровь? (Жидкая соединительная ткань, составляющая внутреннюю среду организма и участвующая в поддержании гомеостаза, состоящая из плазмы и форменных элементов)

— Какие функции выполняет кровь в организме? (транспортная, гомеостатическая, гуморальная регуляция, регуляция температуры тела, защитная)

— Какой белок плазмы принимает участие в образовании тромба?( фибриноген превращает в фибрин, нити фибрина образуют тромб).

4. Итоги урока.

5. Д.з. Изучить конспект в тетради по данной теме. Работа с опорной схемой (уметь рассказывать по опорной схеме), знать термины.

Список литературы:

  1. Биология. 9 класс. Сборник рефератов. Часть 1. –М.: 2003г.

  2. Детская энциклопедия человек. Т7. –М.: 1975г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here