Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Федоровская средняя общеобразовательная школа №5»
Сургутского района Тюменской области
Конспект внеклассного мероприятия
по биологии в 8 классе
«Своя игра» по анатомии
подготовила
учитель биологии и химии
Пирогова Альмира Някиповна
г. п. Федоровский
2014
Внеклассное мероприятие
«СВОЯ ИГРА» по анатомии.
«Надо понять, что такое человек, что такое его жизнь, что такое здоровье и как равновесие, согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит». Леонардо да Винчи.
Цели мероприятия:
-
Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу анатомии, расширить кругозор.
-
Развивать навыки аргументированного выступления, логического мышления.
-
Развивать коммуникативные способности, умение работать в группе.
-
Воспитывать устойчивый интерес к предмету биологии.
Правила игры:
-
Игра состоит из двух раундов. В начале игры одна из команд (по жребию) выбирает тему и стоимость вопросов (количество баллов, которые можно получить при правильном ответе на вопрос).
-
Ведущий зачитывает соответствующий вопрос. Время на обсуждение составляет 30 секунд. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса. В случае неправильного ответа команда теряет количество очков, равное стоимости вопроса.
-
Если участники одной команды затрудняются в ответе, то могут ответить участники другой команды и получить дополнительные баллы.
-
В «Красном» раунде есть вопрос «Кот в мешке». Команда, получившая такой вопрос, имеет право передать его другой команде.
-
На финальный вопрос «Своя игра» игроки обеих команд сами назначают баллы, которые не должны быть больше суммы набранной в игре. Команды отвечают на вопрос в письменном виде. Листок с ответом передают жюри.
-
Между раундами проводится игра со зрителями. Самый активный получает приз.
«Синий раунд»
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | |
Витамины | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Гормоны | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Кровь. Кровообращение. | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Гигиена | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
1. «Науки о человеке»
10б. Наука о строении организма и его органов, клеток, тканей. (Анатомия.)
20б. Наука о сохранении и укреплении здоровья человека, правильной организации его быта, труда и отдыха. (Гигиена.)
30б. Наука о жизненных функциях организма, его органов и их систем. (Физиология.)
40б. Наука, которая изучает строение, функции тканей различных органов. (Гистология.)
50б. Наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах конкретного человека. (Психология.)
2. «Витамины»
10б. Витамин в значительном количестве содержится в рыбьем жире. Он может образовываться в организме человека под влиянием ультрафиолетовых лучей. Отсутствие витамина вызывает у детей заболевание, называемое рахитом. (Витамин D.)
20б. Витамин в значительных количествах содержится в плодах шиповника, черной смородины, капусте, помидорах, моркови, картофеле и других овощах и фруктах. (Витамин С.)
30б. Витамин входит в состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки. При отсутствии витамина поражаются роговица глаза, кожа, дыхательные пути. В больших количествах содержится в сливочном масле, яичном желтке, икре, рыбьем жире. (Витамин А.)
40б. Витамины этой группы в значительных количествах содержатся в пивных дрожжах, оболочках семян ржи, риса, бобовых, а из животных продуктов – в почках, печени, яичном желтке. (Витамины группы В.)
50б. Витамины классифицируют на две группы. Некоторые витамины содержатся в животных жирах и растительных маслах, их называют … к ним относятся витамины … (Жирорастворимыми, витамины А, Д, Е, К.)
3. «Гормоны»
10б. Биологически активные вещества, выделяемые нейросекреторными клетками нервной ткани. (Нейрогормоны.)
20б. Гормон поджелудочной железы, стимулирующий образование гликогена из глюкозы. (Инсулин.)
30б. Гормон поджелудочной железы, стимулирующий распад гликогена и образование глюкозы. (Глюкагон.)
40б. Гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организмам при различных воздействиях. (Адреналин.)
50б. Йодсодержащий гормон, влияющий на интенсивность обмена веществ, оказывающий стимулирующее влияние на центральную нервную систему. (Тироксин.)
4. «Кровь. Кровообращение»
10б. Функции циркулирующей крови. (Транспортная, регуляторная, защитная.)
20б. Клапан, соединяющий правое предсердие с правым желудочком. (Трехстворчатый.)
30б. Единственная артерия, по которой течёт венозная кровь. (Лёгочная артерия.)
40б. Клапан, соединяющий левое предсердие с левым желудочком. (Двухстворчатый, митральный.)
50б. Кровеносные сосуды, которые снабжают сердце кровью. Если их просвет сужается, сердце испытывает недостаток крови. Именно это происходит при сердечном приступе. (Коронарные артерии.)
5. «Гигиена»
10б. Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки? (Зубы будут неровными.)
20б. Как избежать солнечного удара? (Носить головной убор, в жару нельзя находиться на солнце.)
30б. Почему нельзя грызть ногти? (Под ногтями находятся возбудители различных болезней, яйца гельминтов.)
40б. Почему нельзя гладить незнакомых собак, кошек? (Можно заразиться яйцами глистов, блохами, лишаями.)
50б. К чему может привести привычка брать в рот несъедобные предметы? (Можно проглотить предмет, можно перекрыть вход в трахею, можно проколоть нёбо или щеку, заразиться болезнями.)
Игра со зрителями (Приложение 1.)
«Красный раунд»
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | |
Угадай-ка | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Болезни | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Объясни разницу | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Биологические омонимы | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
1. «Медицина. Учёные»
10б. Русский ученый, лауреат Нобелевской премии, впервые употребил термин «условные рефлексы». Создатель учения о высшей нервной деятельности.
(Иван Петрович Павлов.)
20б. Основоположник иммунологии, открыл явление фагоцитоза, лауреат Нобелевской премии. (Илья Ильич Мечников.)
30б. Открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. (Роберт Кох.)
40б. Основатель отечественной патологической анатомии и физиологии и оперативной хирургии. Применял: обезболивание эфиром, йод и спирт для предупреждения нагноений ран, гипсовые повязки. (Николай Иванович Пирогов.)
50б. Разработал вакцины против сибирской язвы и бешенства. (Луи Пастер.)
2. «Угадай-ка»
10б. Фаллопиева труба. (Маточные трубы или яйцеводы — парный трубчатый орган, соединяющий полость матки с брюшной полостью.)
20б. Ахиллесово сухожилие. (Пяточное сухожилие, расположено позади пятки и поднимает её вверх. Самое мощное и крепкое сухожилие человеческого тела, может выдержать тягу на разрыв до 350 килограммов.)
30б. Адамово яблоко (Переднее — верхняя часть щитовидного хряща, выступающая на передней поверхности шеи, в большей степени у мужчин – кадык.)
40б. Евстахиева труба. (Слуховая труба в среднем ухе, соединяет полость среднего уха с носоглоткой)
50б. Варолиев мост. (Мост головного мозга, часть ствола мозга у млекопитающих, входящая в состав заднего мозга. Варолиев мост расположен между продолговатым мозгом и средним мозгом, по бокам переходит в ножки мозжечка. Передаёт информацию из спинного мозга в отделы головного.)
3. «Болезни»
10б. Возбудитель этой болезни – палочка Коха. Чаще поражает легкие и встречается у курильщиков. (Туберкулез.)
20б. Это заболевание, при котором слой артерий уплотняется за счёт разрастания соединительной ткани. (Атеросклероз.)
30б. Возбудитель болезни – вибрион, микроб, имеющий форму запятой. Поражает тонкую кишку, вызывает рвоту и понос, обезвоживание организма. (Холера.)
40б. Увеличение выработки гормонов железой внутренней секреции приводит к повышенной возбудимости, нервозности, учащенному сердцебиению, повышению аппетита с одновременным похудением. (Базедова болезнь.)
50б. Черный ящик.
Новгородский историко-археологический музей-заповедник. На витринах – найденные при раскопках ножи, топоры, наконечники копий и стрел. А вот какие-то странные палочки. В Древнем Новгороде каждый уважающий себя человек помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для гигиенических целей. Обычно палочки эти изготавливали из дерева, но иногда находят отдельные искусно украшенные экземпляры из металла и кости. Использовали их все слои населения – от крестьян (деревянные), купцов (костяные, бронзовые, железные) до царской фамилии. Ну, а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих … с этой палочкой, позабыв про все дела, называли копушей. Что это за палочки? Нужно ли постоянно пользоваться этими палочками? (Ушные палочки – «копоушечки», «уховёртки» для удаления «ушной серы». Достаточно периодически промывать мылом и теплой водой преддверия слуховых проходов.)
4. « Объясни разницу»
10б. Палочки и колбочки. (Светочувствительные рецепторы: палочки и колбочки. Палочки не различают цвета, но отличаются повышенной светочувствительностью. Колбочки воспринимают цвет, расположены в центре желтого пятна.)
20б. Серое и белое вещество. (В спинном мозге различают серое и белое вещество. Серое вещество состоит из тел нейронов и дендритов, белое – из их длинных отростков, образующих нервные волокна.)
30б. Фибрин и фибриноген. (Фибриноген – растворимый белок, вырабатываемый в печени, содержится в плазме крови. Фибриноген превращается в нерастворимый фибрин — основу сгустка при свёртывании крови. Фибрин впоследствии образует тромб, завершая процесс свёртывания крови.)
40б. Миндалины и аденоиды (Миндалины и аденоиды – гроздья лимфатических узлов, которые распухают, защищая от инфекций уха, носа и горла, особенно у маленьких детей. Аденоиды расположены в задней части полости носа, а миндалины – в задней части полости рта.)
50б. Диагноз и анамнез. (Диагноз – определение существа, характера и причины заболевания. Анамнез – совокупность сведений, которые обследуемый — больной или здоровый человек (при диспансеризации) сообщает о состоянии своего здоровья, о своем заболевании, о своих переживаниях и ощущениях в связи с заболеванием. Служит для постановки диагноза.)
5. «Биологические омонимы»
10б. Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений. (Клетка.)
20б. Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками. (Секрет.)
30б. Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки. (Ребро.)
40б. Не только ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги. (Стопа.)
50б. Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета. (Таз.)
Финальный вопрос.
Что такое премоляры и моляры? (Премоляры – малые коренные зубы, моляры – большие коренные зубы, не считая зубов мудрости.)
Итоги игры. Жюри подводит итоги. Вручение призов!
Список использованной литературы
-
«Биологический энциклопедический словарь». Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.
-
Внеклассные мероприятия в 5-7 классах / авт.-сост. Е.Н. Арсенина и др. – Волгоград: Учитель, 2005. – 175 с.
-
Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8(9) класс. – М.: ВАКО, 2007.- 416 с. – (В помощь школьному учителю).
-
С.Ю. Афонькин/Анатомия человека. – СПб.: «БКК», 2007. – 96 с., ил.
-
Школьник Ю.К. Человек. Полная энциклопедия./Ил. А. Воробьёва, Ю. Золотарёвой, Г. Мацыгина, Ю. Школьник. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 256 с., ил.
-
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 464 с.: ил.
-
Энциклопедия школьника. 4000 увлекательных фактов. Авт. Д. Фарндон. – М.: «Махаон», 2006.
Интернет-источники
-
http://zanimatika.narod.ru/ZOJ_anatom_viktorina.htm
-
http://zanimatika.narod.ru/Book6.htm
-
http://ru.wikipedia.org/wiki/
/
Приложение 1.
Игра со зрителями. Вопросы викторины.
-
У кого длинней кишечник — у человека или у овцы? (У овцы.)
-
Плюсна – это часть стопы или кисти? (Стопы.)
-
В какой части огурца содержится больше всего нитратов? (В кожуре.)
-
Сколько камер имеет сердце человека? (Четыре.)
-
Прибор для измерения давления. (Тонометр.)
-
Человек, отдающий кровь. (Донор.)
-
«Электростанция» клетки. (Митохондрии.)
-
Химический элемент, входит в состав костей скелета. (Кальций.)
-
Органы, на которые действуют гормоны. (Органы-мишени.)
-
Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Лопух.)
-
Подвижная кожная складка, закрывающая глазное яблоко. (Веко.)
-
Подвижное соединение костей в скелете. (Сустав.)
-
Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от инородных тел и веществ. (Иммунитет.)
-
Снаружи легкие покрыты плотной оболочкой. (Плеврой.)
-
Самая крупная железа нашего организма. (Печень.)
-
Предплечье образовано двумя костям. (Локтевой и лучевой.)
-
Слуховые косточки в среднем ухе. (Молоточек, наковальня, стремечко.)
-
Что у человека 12 пар, а у монеты всего одно? (Ребро.)
-
Каких зубов у здорового человека должно быть больше: клыков или резцов? (Резцов.)
-
Какое питательное вещество вырабатывается в организме матери при лактации? (Молоко.)
Приложение 2. Оценочный лист
Тема | «Синий раунд» | Итого | Общий балл | Примечания | |||||
№1 | Науки о человеке | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
|
Витамины | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Гормоны | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Кровь. Кровообращение. | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Гигиена | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
№2 | Тема | «Синий раунд» | Итого | Общий балл | Примечания | ||||
Науки о человеке | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Витамины | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Гормоны | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Кровь. Кровообращение. | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Гигиена | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
| |||||||||
№1 | Тема | «Красный раунд» | Итого | Общий балл | Примечания | ||||
Медицина. Учёные. | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Угадай-ка | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Болезни | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Объясни разницу | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Биологические омонимы | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
№2 | Тема | «Красный раунд» | Итого | Общий балл | Примечания | ||||
Медицина. Учёные. | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Угадай-ка | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Болезни | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Объясни разницу | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
| |
Биологические омонимы | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
|
|
|