«Анатомия клетки» ( органоиды клетки) — 2 часа
10 класс
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии педагогических мастерских.
Учебная цель: Способствовать осознанию взаимосвязи между строением органоида и выполняемой им функции, развивать самостоятельность мышления, формировать умения устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы, стимулировать переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Задачи урока: Расширить и углубить знания учащихся о клеточном строении организма, структуре и функциях органоидов, научиться связывать части целого, чтобы появился элемент новизны, научить критически оценивать значимость результата.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | |
I.Организационный момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места школьников к учебному занятию | Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов для работы на занятии |
II. Мотивация и целеполагание (индукция) | 1. Вводное слово (приложение 1)
| Работают с учителем
Записывают не менее пяти тезисов
Рассаживаются на группы по 3-4 человека
Выполняют задания по группам, а затем выписывают по два «ключевых» слова на доске (каждая группа) |
III. Изучение нового материала и закрепление
1 блок Реконструкция
Социализация
Афиширование
Деконструкция
2 блок Реконструкция
Социализация
Афиширование
Рефлексия
|
что каждый органоид имеет свои, вполне определённые функции
Почему каждый органоид выполняет именно такую, а не иную функцию?
Предлагает дополнить схему из раздаточного материала и озаглавить её (приложение 2); Выполнить задание из приложения 3
Предлагает обсудить результаты работы в группе
Предлагает объяснить результаты своей работы. Сделать рекламу органоиду.
Предлагает дополнить таблицу , которую заполняли тезисно в начале изучения темы, также тезисно |
Работают над сбором материала для доказательства важности «их» органоида
Обсуждают результаты работы в группах
Прикрепляют «органоид» на доску магнитом и выступают от имени органоида в целом получается «нелепая» клетка. Сравнивают свои работы с образцом (таблицей)
дополняют схему из раздаточного материала и озаглавливают её заполнят схему 3
обсуждают результаты работы в группе
Каждая группа вывешивает свою схему на доску (на ватмане схема 3) Дополняют таблицу , которую заполняли тезисно в начале изучения темы, также тезисно |
IV. Домашнее задание | §§ 15-17 |
|
V. Подведение итогов учебного занятия |
|
|
Приложение 1
Путеводитель по выбору литературы
Где о нём прочесть | |
1. Митохондрии | [1. С 217-222]; [2. С.68] ; [3. С. 46] |
2. ЭПС | [2. С.64] ; [3. С. 45] |
3. Аппарат Гольджи | [2. С.64 — 65] ; [3. С. 45 — 46] |
4. Пластиды | [1. С 2243 — 245]; [2. С.68 — 69] ; |
5. Клеточный центр | [2. С.62 — 63] ; [3. С. 47] |
6. Рибосомы | [1. С 194 — 196]; [2. С.63] ; [3. С. 45] |
7. Лизосомы | [2. С.65 — 67] ; [3. С. 46 — 47] |
Список литературы:
1.Боген Г. Современная биология М., «Мир», 1998
2.Каменский А.А. Общая биология 10-11 М., «Дрофа», 2010г.
3. Мамонтов С.Г. Основы биологии М., «Просвещение», 2006
Приложение 2
Дополните таблицу и озаглавьте её
| Синтез белка |
| Энергетические станции клетки |
| Фотосинтез |
| Накапливают и переправляют вещества к нужным органоидам |
| Образуют нити ахроматинового вещества при делении, участвуют в образовании ресничек и жгутиков |
| Образуются лизосомы, идёт сборка мембран клеток |
| Разрушают пищевые частицы до необходимых клетке веществ |