Тема урока: Строение и жизнедеятельность бактерий.
Учитель: Т.В. Жданова
Класс: 5 класс
УМК: В.В. Пасечник Биология: Бактерии. Грибы. Растения.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Основное содержание темы: Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение
Учащиеся должны уметь:
Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки
Выделять существенные признаки бактерий.
Характеризовать основные процессы жизнедеятельности бактерий.
Отличать бактерии от других живых организмов.
Методы и методические приёмы: работа с учебником, работа в рабочей тетради, работа в парах и в группе, самонаблюдение, заполнение схем и таблиц, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль; диалогический метод, наглядный метод, метод познавательно-проблемного изложения.
Цель урока: познакомить учащихся с самой древней группой живых существ – бактериями, систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности бактерий
Задачи: Создание условий для достижения образовательных результатов:
Личностных: осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументируть их; работать с информацией и преобразовать её; соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение работать с логическими знаками и символами.
Предметных: знание отличительных признаков бактериальной клетки, умение находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств; представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности; приводить примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.
Технология: элементы технологии развивающего, критического, проблемного, опережающего, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1 | Мотивация | Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас на уроке биологии. Сегодня вы познакомитесь с необычными организмами, которые всюду сопровождают нас, но мы их не замечаем. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор. Кто они?
| Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Формулируют тему урока. | ||
2 | Актуализация знаний | Предлагает заполнить 1 колонку в таблице
| Заполняют 1 колонку таблицы. Рисуют лестницу знаний и себя на ней на начало урока. | ||
3 | Целеполагание | Предлагает заполнить 2 колонку таблицы.
Комментарии: 1) анги́на — острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением небных миндалин. Практически каждый из вас сталкивался с этим неприятным заболеванием. 2) Ботокс — это процедура введения в мимические мышцы препарата под названием ботокс, который «парализует» мышцы, благодаря чему происходит разглаживание морщин. 3) Молочнокислое брожение – это процесс, который используется для консервации продуктов питания, для приготовления таких продуктов питания как кефир, йогурт, сметана и др.
Почему одни и те же бактерии могут быть в одних случаях врагами для человека, а с другой стороны приносят пользу?
| Заполняют 2 колонку таблицы. Озвучивают информацию | ||
4 | Построение проекта урока | Предлагает составить план изучения темы
Запись плана на доске:
| Составляют план на основе 2 колонки таблицы | ||
5 | Реализация проекта | На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему?
| Работают индивидуально или в парах. Выдвигают гипотезы. | ||
|
| Предлагает сравнить предположения с текстом учебника на стр 53 (строение бактерий) | Анализируют правильность своих суждений. Выполняют зад 41 в ТПО | ||
|
| Выявление формы и размеров бактерий | Работа с текстом учебника на стр 52, выполнение зад 40 в ТПО | ||
|
| Предлагает сравнить растительную клетку и клетку бактерий, найти сходства и отличия | Работают по вариантам: 1- находят сходства 2 – отличия Отвечают, обобщают Записывают в ТПО зад 42 | ||
|
| Презентация: распространение бактерий. Действительно, в настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия. Посмотрите на слайд , количество бактерий зависит от определённых условий. Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?
Итак, бактерии широко распространены в природе. Можете ли вы назвать точное число, бактерий, которые вас окружают? Почему?
| Слушают, отвечают на поставленные вопросы | ||
| Физкультминутка | Проговаривает текст
Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать — Раз – два – три – четыре – пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться. Да прилежно, не лениться
| Выполняют упражнения | ||
|
| Предлагает вспомнить способы питания живых организмов (авто и гетеротрофы). К какому типу относятся бактерии? Каким способом питаются бактерии? | Фронтальные ответы | ||
|
| Размножение бактерий. Бактерии размножаются путем деления одной клетки на две. Решите задачу: подсчитайте сколько бактерий будет на ваших руках к концу учебного дня, с условие что в 8.00 на ваших руках была всего 1 бактерия. Одна бактерия кишечной палочки в течение суток могла бы дать потомство, общего объёма которого хватило бы для постройки пирамиды площадью 2 кв.м. и высотой 1 км. Почему этого не происходит? Ответ обоснуйте.
| Решают задачу
Выдвигают предположения | ||
|
| Спорообразование. Что такое капсула? Почему болезнетворные бактерии, попадая в наш организм, не погибают, ведь на них действует пищеварительный сок, содержащий кислоту? Учитель координирует деятельность учащихся, дополняет ответы информацией, которая отсутствует в учебники. Например, капсула бактериальной клетки защищает бактерию не только от высыхания, но и от разрушения самой бактерии пищеварительными соками, когда она попадает в организм человека. Поэтому, когда человек заболевает, ему назначают такие лекарственные препараты, которые разрушают эту защитную оболочку, после чего бактерия гибнет.
| Работа с текстом учебника стр 54 | ||
6 | Первичное закрепление | Выберите верные утверждения
10)Размножаются бактерии простым делением клетки надвое. За каждый верный ответ выставляется 1 балл.
| Можно провести в виде да-нетки или графического диктанта.
Взаимопроверка. | ||
7 | Самооценка деятельности.
| Можем ли мы ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока? Достигли ли цели урока? Заполните последнюю колонку таблицы Что вас поразило больше всего на уроке? Что запомнится надолго? Где пригодятся знания по данной теме? Оцените свою работу на уроке, нарисовав человечка на лесенке знаний | Дети сравнивают глубину своих знаний о бактериях в начале урока и после изучения темы. Дают оценку своей работе на уроке, рисуют себя на лестнице знаний | ||
8 | Рефлексия | Мне было интересно… Мне было трудно… Сегодня я узнал… Я научился… У меня настроение… Больше всего мне понравилось… Сегодня на уроке я почувствовал.. |
| ||
9 | Домашнее задание | Изучить текст § 11 учебника и ответить на вопросы в конце параграфа. На выбор:
| Записывают задания. Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |