Урок физики в 10 классе.

Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды Ноябрьского региона»

Тип урока — урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках при изучении темы «Тепловые двигатели».

Задачи урока:

1.Образовательные: закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые двигатели».

2. Воспитательные: формирование системы взглядов на мир.

3.Развивающие: развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.

Решая проблему формирования современного мышления учащихся средствами учебного предмета «Физика», я считаю, что нужно, прежде всего, уделить внимание вопросам экологии. Я с этой целью провожу в X классе урок «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды Ноябрьского региона». Он посвящается изучению нового материала. Учащиеся образуют 5 групп, в каждой из которых назначен консультант; он проверяет знания других по определенным вопросам (их составляет учитель), помогает им готовиться к ответу по теме и плану, предположенным данной группе.

Учащиеся работают на уроке самостоятельно с учебником, справочниками, интернет-ресурсами, дополнительной научно-популярной литературой. После того как ребята подготовятся, начинаются их сообщения и обсуждение докладов. От каждой группы выступает один ученик.

Я подвожу общий итог, заостряя внимание на том что:

  1. решение экологических проблем жизненно важно для каждого человека;

  2. организация охраны окружающей среды требует усилий в масштабе
    земного шара;

  3. сознание у людей должно быть другим, готовым к охране природы,
    нацеленным на это.

Оборудование: карточки с заданиями для проверки домашней работы, карточки с заданиями для новой самостоятельной познавательной деятельности в группах, проектор (для обобщения результатов работы), презентации «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды», модель ДВС, паровой турбины.

План урока:

  1. Организация класса — 1 минута.

  2. Проверка знаний учащихся (в группах с помощью консультантов —
    5 мин.

  3. Самостоятельная работа учеников по предложенным темам и планам —
    15 мин.

  4. Выступления представителей групп — 20 мин.

  5. Подведение итогов работы — 4 мин.

Ход урока.

Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 8 класс / Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества / 2.8. Принципы работы тепловых двигателей). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-6 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП).

Вопросы для проверки усвоения пройденного: (они записаны на карточках, вручаемых каждой группе):

  • Какие двигатели называют тепловыми?

  • Сколько существует типов тепловых двигателей?

  • Что служит рабочим телом в тепловых двигателях?

— Какой принцип положен в основу работы ДВС?

— Какова формула, по которой можно определить КПД реального теплового двигателя?

— Может ли КПД современных тепловых двигателей быть 100%и более?

— По какой формуле рассчитывают КПД идеальной тепловой машины?

— Что такое паровая машина?

— Как она устроена и работает?

— Каков примерно КПД современной паровой — турбины?

— Как работает карбюраторный двигатель внутреннего сгорания?

— Как действует тепловой двигатель-дизель?

Каковы пути повышения КПД тепловых двигателей?

Изучение нового материала.

Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 8 класс / Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества / 2.13. Экологические проблемы использования тепловых машин). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-8 ЭП).

  1. Вопросы для изучения нового материала, над которыми самостоятельно работают учащиеся по группам.

  2. Для 1 группы: значение тепловых двигателей в народном хозяйстве. План ответа: Тепловые электростанции. Двигатели внутреннего сгорания на автомобильном транспорте. ДВС на железнодорожном транспорте. ДВС на водном транспорте и военных кораблях. ДВС в авиации.

  3. Для 2 группы: применение тепловых двигателей на предприятиях региона.

План ответа: ДВС на мотоциклах. ДВС на тракторах. ДВС на автомобилях. (При подготовке ответа указать количественный состав используемой техники и мощность двигателей).

  1. Для 3 группы: влияние тепловых двигателей на окружающую среду. План ответа: Повышение температуры на земле вследствие работы ДВС и ТЭС. Выброс в атмосферу работающими двигателями внутреннего сгорания вредных для растений, животных и человека веществ. ДВС и вибрации, шумы; их воздействие на человека. Паровые турбины электростанций и отчуждение земель под пруды для охлаждения отработанного пара. Потребность тепловых двигателей в топливе и воде.

  2. Для 4 группы: пути преодоления обществом вредных последствий работы тепловых двигателей для окружающей среды и меры их предупреждения.

  3. План ответа: Рост экономичности двигателей и ТЭС.

  4. Использование новых сортов топлива и новых технологий их сжигания. Утилизация отходов. Способы снижения шума и вибраций.

  5. Для 5 группы: Постановления правительств о неотложных мерах экологического оздоровления обстановки.

  6. Подведение итогов работы в группах, оценивание учащихся.

Использованная на уроке литература:

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Просвещение 2010.

2.Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учебное пособие для учащихся — М.: Просвещение, 1993. Таблица 166-177.

3.Интернет-ресурсы.

4. Инновационный учебно-методический комплекс «Физика. 7–9 классы» : Методические рекомендации для учителя. 8 класс / В.Г. Кадышевский, Ю.А. Панебратцев, И.Д. Ванков, М.И. Димитрова, И.А. Ломаченков, В.В. Белага. – М., 2008.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here