Интегрированный урок» биология + география» по теме

«Многообразие и происхождение культурных растений» 6-й класс.

Разделы: Преподаватель биологии, Преподаватель географии
Цель: познакомить обучающихся с многообразием и центрами происхождения

культурных растений.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и углубить знания обучающихся о культурных растениях, их происхождении и многообразии;

  • показать вклад Н.И. Вавилова в изучение происхождения культурных растений.

  • Познакомить обучающихся с навыками и приемами выращивания культурных растений на основе знаний полученных на уроке.

Развивающие:

  • развивать кругозор обучающихся ;

  • воспитание гордости за русскую науку на примере жизнедеятельности и научных работ Н.И. Вавилова.

Оборудование:

  • Карта мира «Важнейшие культурные растения мира и их родина»

  • интернет – ресурсы

  • (интернет – ресурс 1 мин 56 сек видеофильм 260 серия. Христофор Колумб-Видио@Mail .Ru .), {BIO 6 06-48}_{MA_01}.SWF(объект «application/xshockwaveflash»), презентация, «Дневник исследователя»

Ход урока.

Вступительное слово учителя биологии (слайд 1,2,3)

-Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, ребята.

Сегодня у нас необычный урок, урок биологии и географии.

Учитель биологии:

Подводит к теме — « Многообразие и происхождение культурных растений»

Сегодня мы с вами поработаем исследователями. Откройте ваши Дневники исследователя. (Приложение 2) Познакомьтесь с их содержанием. Обратите внимание на таблицу. В нее вы будете записывать время знакомства с растениями и откуда растение прибыло в Россию. Будьте внимательны!

Человеческая цивилизация существует больше 10 тыс. лет. За это время человек научился выращивать прекрасные цветы, растить сады, возделывать поля. Тысячи лет люди изменяли природу на благо себе .

-Как вы понимаете, что такое многообразие растений?

-Что вы знаете о происхождении культурных растений? (ввезены из других стран и континентов)

-Благодаря кому и когда они распространились по свету?

Чтобы выяснить это, мы пройдем путь от древнейших времен до наших дней и узнаем историю «приручения» диких растений и превращение их в растения культурные, а также каким образом Великие географические открытия повлияли на распространение культурных растений по всему свету.

На уроке мы будем использовать новые понятия. Познакомимся с ними.

В источниках распечатанных на столе найдите ответ на вопросы

-какие растения называются дикорастущими? (которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека)

-какие растения относятся к культурным? (растения, специально выведенные и выращиваемые человеком ради своих потребностей.)

-ради чего первобытные люди собирали растения? (с древнейших времен наши предки много знали о свойствах растений использовали их для еды, получения текстильных тканей, постройки и обогрева жилищ, изготовления оружия и многое другое, люди каменного века не только собирали растения, но и выращивали их около своих обиталищ.

Учитель биологии:

Из поколения в поколение люди научились отбирать и выращивать растения с самыми вкусными плодам, с самыми крупными зернами и сочными листьями. Так появился искусственный отбор — это выбор наиболее ценных в хозяйственном отношении растений и животных. Запишите в дневник исследователя понятие искусственный отбор.

Развивалось растениеводство, люди научились ухаживать за растениями, совершенствовать их качества проводить прививки искусственное опыление и даже создавать новые формы растений, которых не было в природе. Так развивалась наука селекция. В параграфе 26 на стр. 154 найдите определение термину селекция— это процесс выведения новых сортов растений. И сделать записи в дневник исследователя.

Учитель биологии:

Человек научился создавать растения с нужными для себя качествами. Посмотрите на фотографии (слайд 2, 3, 4. 5, 6) вы видите разные сорта яблони. Одни, как Белый налив, созревают уже в середине лета. Такие сорта как Зимняя красавица относятся к лежким, то есть их плоды можно использовать до следующего урожая.

Мы убедились, что растения могут обладать разными качествами, нужными человеку.

Группу растений, обладающих определенными качествами, нужным человеку, называют сортом. Обучающиеся находят определения в параграфе 26 стр. 150 по заданию учителя.

Учитель биологии: В наше время во всем мире используется традиционно несколько десятков культурных растений.

Проблемный вопрос: как вы считаете, возможно, ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование происхождения и распространения культурных растений в мире.

Наше исследование мы начинаем с наших огородов (слайды 7,8,9)

На грядках так много, привычных нам, культурных растений: морковь, тыква, огурцы, помидоры и т.д.

Диалог с детьми:

-У кого из вас есть огород?

-Какие растения растут на вашем огороде?

-Откуда же эти растения появились в России? Ваша версия?

Мы заслушаем выступление наших знатоков по данному вопросу.

Полученную информацию мы будем вносить в «Дневник исследователя».

Раньше всех на российских огородах появлялись растения Старого света. О них расскажут знатоки по данному вопросу. Я предоставляю им слово.

Выступление обучающихся о культурных растениях

(слайды 10,11,12,,14)

Название растения

Время знакомства

Откуда прибыло

Огурец

Петрушка

Свёкла

Гречиха

Закрепление.

Учитель географии: Ребята, проверим, что насколько внимательно вы слушали наших знатоков.

1.Его плети украшали стены храмов в древнем Египте.

2. Какое растение у древних греков символизировало радость и славу?

3.Корни какого растения больше всего содержат сахар?

4.Какое растение называют «черным рисом»?

Учитель географии:

Началась эпоха ВГО (великих географических открытий)- это время ознаменовалось путешествиями Х.Колумба (слайд 15)

Вслед за Колумбом в Новый Свет отправились испанцы, англичане, французы (интернет — ресурс 1 мин 56 сек видеофильм 260 серия. Христофор Колумб-Видео@mail .ru )(слайд15)

-Что же они привезли в Старый свет?

-Какие новые растения?

-Как они попали на территорию нашей страны?

Об этом нам расскажут знатоки нашего класса, а вы продолжаете заполнять дневник исследования (слайды 16,17,18,19)

Название растения

Время знакомства

Откуда прибыло

Кукуруза

Томат

Подсолнечник

Картофель

Учитель географии:

Второе название этого растения МАИС. Назовите другое название этого растения.

Какое растение в Италии называли «золотое яблоко», а во Франции «яблоко любви»?

Из семян какого растения русский крестьянин Воронежской губернии Бокарев научился добывать ценное масло?

Родина этого культурного растения – Южная Америка. Оно произрастает в Андах от Чили до Центральной Америки. Это растение в России по правду называют вторым хлебом.

Учитель географии: какой вывод мы можем сделать? Как вы думаете, какую роль сыграли ВГО в распространении растений?

Дети: ВГО способствовали распространению новых растений по всему свету. Отмечают на интерактивной карте smartnotebuk – центры происхождения культурных растений.

Учитель биологии: Эти новые дикие формы человек превращал в культурные растения.

Встал вопрос: для создания новых сортов растений необходимо иметь разнообразие исходного растительного материала. А наиболее богатыми по количеству культур являются древние центры цивилизации, именно там началась культура земледелия. Появилась необходимость в определении таких центров и тщательном изучении видового разнообразия растений очагов древнего земледелия. Сейчас мы узнаем, кто и когда определил центры происхождения древних культурных растений? (слайд 22)[BIO6_06-48]_[MA_01].SWF(объект«application /xshockwaveflash«)

Итак, создатель теории о центрах происхождения культурных растений – Н.И.Вавилов. Наш знаток познакомит вас с научными достижениями Н.И.Вавилова, которые прославили русскую науку.

Выступление учащегося о Н.И.Вавилове (слайд 20)

Учитель биологии: Вернёмся к вопросу нашего урока: возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Ответ: можно предположить, что – да, возможно.

Дети скажут.

— Известны центры происхождения культурных растений. Изучена только часть растений, произрастающих в очагах древнего земледелия.

— Люди по прежнему производят искусственный отбор среди растений с нужными качествами.

— Есть наука селекция, которая позволяет изменять и улучшать качества растений.

Учитель биологии:

На современном этапе селекционеры активно работают с новыми перспективными растениями. Одно из направлений в развитии сельского хозяйства – это введение в культуру новых растений, отобранных среди дикорастущих форм. В настоящее время известно 250 тысяч видов покрытосемянных растений. Но число основных сельскохозяйственных культур не превышает нескольких десятков. Несомненно, имеется много таких растений, которые могли бы стать полезными для человека.

Учитель географии. Огромное большинство этих растений обитает в тропиках и субтропиках. Ученые пробуют ввести новые виды в круг сельскохозяйственных культур для получения от них как продуктов питания, так и других новых продуктов.

  • Гваюла (слайд 23,24)

  • Echinochloa (слайд 25)

  • Хохоба (слайд 26,27,28)

  • Спаржевый порошок (слайд 29)

Мы ответили на вопрос: можно ли вводить в культуру дикорастущие растения?

Ответ детей: да, можно.

Закрепление (Загадки о растениях в стихах.)

1.Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки (Огурцы)

2.Вот зеленая кокетка,

Сельдереева соседка.

Остроносая подружка,

Знаем мы тебя … (петрушка)

3.Хоть я сахарной зовусь, но дождя я не боюсь.

От дождя я не растаю, угощу всех сладким чаем (свёкла)

4.Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

5.Удивительное солнце:

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни черненьких галчат (подсолнух)

6.Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют (томаты)

7. Загадка в ваших дневниках исследователя:

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:

-Это черная?

-Нет, это красная.

-А почему она белая?

-Потому что зеленая.

-О чем они вели разговор? (смородина) А как это растение попало к нам?

Домашняя задание: (слайд 30).

На следующем уроке мы продолжим изучать культурные растения, которые

использует человек.

Рефлексия.

  1. Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

  2. Что вам особенно запомнилось?

  3. Понравилась ли вам форма урока?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here