Абайский районный отдел образования

КГУ СОШ имени П. Корниенко

Разработка урока русского языка на тему:

«Виды сложноподчинённых предложений»

в 9 классе

Подготовила Медведева С.М. ,

учитель русского языка и

литературы

п. Топар

2014 г

Тема: «Виды сложноподчинённых предложений» 1

Цель: 1) закрепить сведения о сложноподчинённом предложении и о видах придаточных в нём; 2) развивать у школьников навыки в построении сложноподчинённого предложения, коммуникативные и творческие способности;

3) воспитывать языковое чутьё учащихся; 4) приобщать к нормам и ценностям общества.

Ход урока: I. 1. Синтаксическая пятиминутка.

Судьба всегда играет над человеком по тем правилам, о которых он даже не подозревает.

Выполнить синтаксический разбор предложения и морфологический разбор глагола «подозревает».

2. Фронтальный опрос класса:

а) Дайте определение сложноподчинённого предложения.

б) Как определить главное и придаточное предложения?

в) Перечислите средства связи между главным и придаточным в сложноподчинённом предложении.

г) Как определить тип придаточного? Перечислите все виды и назовите вопросы, на которые они отвечают.

д) Какими союзами или союзными словами связываются с главным предложением:

1) изъяснительные; 2) определительные; 3) обстоятельственные придаточные?

Е) Чем отличаются союзы от союзных слов? Приведите примеры.

3. Составление предложений по схемам, определение вида придаточного.

а) (Кто…), тот…

б) , (когда…)

в) Там,(где…), …

г) …глаг , (что…)

Зачитываются предложения.

4. Словарная работа.

Характер, темперамент (совокупность психических свойств человека, характеризующихся в степени его возбудимости и проявляющаяся в его поведении), проповедовать, реагировать, реквием, респектабельный.

Даётся лексическое значение каждого слова. Составляются сложные предложения с одним из слов. Анализ предложений.

5. Выполняется упражнение №265 (записываются предложения на доске и в тетрадях, графически разбираются).

II. 1. Слово учителя о судьбе человека, о его имени.

Имя человека – это код, формирующий жизнь, судьбу человека, это социально-культурный знак, совокупность которых создаёт национальную картину мира.

Анализ записанного предложения.

Чтение ученицей стихотворения Е.Евтушенко «Судьба имён».

Судьба имён – сама судьба времён.

У славы есть отливы и приливы.

Не обмануть историю враньём.

Она, как мать, строга и справедлива.

Все люди ей, всевидящей, ясны,

в какой они себя не прячут панцирь.

Напрасно кто-то на её весы 2

пытается нажать украдкой пальцем.

Как ни хотят пролезть в неё извне,

как на приманку лжи её не ловят,

в конце концов на мыслящей земле

всё на свои места она становит.

В конце концов она клеймит лжецов,

в конце концов сметает дамбы догмы –

пусть этого её «в конце концов»

порою ждать приходится так долго!

Её всевышний суд суров и прям.

Она плюёт на пошлый гомон чей-то

и возвращает честь тем именам,

которые заслуживают чести.

И перед человечеством честна,

достаточно разборчива и грамотна,

стирает властно с мрамора она

Те имена, что недостойны мрамора.

Вопросы к классу:

— Какова основная мысль стихотворения? В каком предложении она выражена?

— Почему стихотворение так названо? Можно ли говорить, что у имён есть своя судьба?

— Определите значения слов отливы и приливы. Подберите слова с этим корнем. Как вы понимаете смысл предложения У славы есть отливы и приливы?

— Объясните, почему по отношению к судьбе можно сказать так: всевидящая, разборчивая, грамотная, честная, клеймит, сметает дамбы, её всевышний суд и др.

Выписываются из стихотворения сложноподчинённые предложения. Составляются их схемы.

2. Работа со связным текстом (раздаточные листы на столе).

Определяем его стиль, тип речи. Списываем, вставляем буквы, расставляем знаки препинания.

В имени зал…жен социальный код ф…рмирующий всю жизнь человека его судьбу. Определённые звуки влияют на определённые участки мозга. Когда с ран…его детства сотни людей мил…ионы раз произносят ваше имя это находит отражение в ф…рмировани…вашего характера. Надо правильно называть человека чтобы он рос здоровым жизнерадос…ным и бодрым.

Выписываем сложноподчинённые предложения, определяем тип придаточных.

  1. На доске написано 3 высказывания о судьбе.

А) Судьбу человека нельзя изменить (Чжуан – Цзы).

Б) Судьба человека находится в его собственных руках (Бэкон)

В) Судьба заключена в характере (Акутагава Рюноскэ).

Выбрать высказывание, которое вы считаете правильным, обосновать позицию, использую сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных.

III. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Дом. задание: упражнение №266 (письменно), упражнение №259 (устно), обосновать одно из высказываний, данных в упражнении.

Список использованной литературы.

1. Сулейменова Э.Д., З.К. Сабитова. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. Алматы, «Атамұра» , 2013 г

2. В.С. Гетманова. Пособие по русскому языку для учащихся 9-11 классов, готовящихся к ЕНТ. Шымкент, «Шикула»,2005 год.

3. Л.Я. Золотарёва, И.В. Алексеева, И.В. Иттерова. Сборник тестовых заданий по русскому языку для подготовки к ПГК в 9-х классах. Кокшетай, «Келешек», 2008 г.

4. В.Ф. Греков, С.Е Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах школы. Москва, «Просвещение», 1993 год

5. Д. Э.Розенталь Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. Москва, «Просвещение», 1990 год

6. Ф. Г. Брулёва, С.Б. Бегалиева, Г.Ф.Булгакова, В.К. Павленко. Русский язык.

Учебник для 11 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. Алматы, «Мектеп», 2011 год.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here