Дубовкина С.А.
Урок №49
-
Тема урока: «Изменение прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных».
Интегрирующая дидактическая цель: — ознакомление с изменением имён прилагательных по родам, развитие умения правильно писать родовые окончания прилагательных.
Целевой план действий для учащихся:
-
развитие умения определять род имён прилагательных;
-
развитие умения изменять имена прилагательные по родам;
-
развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания;
-
развитие умения разбирать имена прилагательные по составу;
-
развивать речь;
-
обогащать словарный запас.
-
Банк информации:
а) входной контроль
Ответьте на вопросы:
— Как определить род имён прилагательных?
— Как определить род имён существительных?
б) объяснение нового материала
Сказка
Отправилось погулять прилагательное тёплый. Сначала оно гуляло с существительным день и имело окончание —ый, потом оно гуляло с существительным молоко и имело окончание —ое, и, наконец, оно отправилось на прогулку с существительным погода и вновь изменило своё окончание на —ая.
Как вы думаете – почему так происходит?
Вот такое наше прилагательное изменчивое — всегда подстраивается под существительное и меняет свои род и окончание.
Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.
в) закрепление нового материала
Уровень А
Задание 1.
Цель: — развитие умения изменять имена прилагательные по родам, разбирать по составу.
Методический комментарий для учащихся: 1. Измени имена прилагательные по родам. 2. Запиши. 3. Выдели окончания. 4. Разбери по составу.
Синий, молодой, большой.
Задание 2.
Цель: — развитие умения писать родовые окончания прилагательных.
Методический комментарий для учащихся:1. Вставь пропущенные окончания прилагательных. 2. Докажи.
Берёзов… роща, восточн… ветер, весенн… погода, февральск. . . празд ник, высок… дерево, зимн… солнце.
Задание3.
Цель: — развитие умения писать родовые окончания прилагательных.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте, вставляя нужные окончания.2. Спишите.
Дождлив… лето хуже осени.
Утренн… роса – добр… слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.
Задание 4.
Цель: — развивать умение правильно употреблять в речи имена прилагательные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте прилагательные с каждым из существительных. 2. Запишите словосочетания.
Лесной – край, поляна, озеро.
Золотой – кольцо, брошь, зуб.
Уровень Б
Задание 1.
Цель: — развитие умения изменять имена прилагательные по родам, разбирать по составу.
Методический комментарий для учащихся: 1. Измени имена прилагательные по родам. 2. Запиши. 3. Выдели окончания.4. Разбери по составу.
Дальний, тёплый, пушистый.
Задание 2.
Цель: — развитие умения писать родовые окончания прилагательных.
Методический комментарий для учащихся:1. Вставь пропущенные окончания прилагательных. 2. Докажи.
Родн… село, широк… река, син… море, мягк… знак, сильн… человек, весенн… погода.
Задание3.
Цель: — развитие умения писать родовые окончания прилагательных.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте, вставляя нужные окончания.2. Спишите.
Умн… книга, что тёпл… дождь для всходов.
Добр… слава лежит, а худ… бежит.
Хорош… дело два века живёт.
Задание 4.
Цель: — развивать умение правильно употреблять в речи имена прилагательные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте прилагательные с каждым из существительных. 2. Запишите словосочетания.
Голубой – лента, небо, цветок.
Любимый – село, город, страна.
Уровень С
Задание 1.
Цель: — развитие умения изменять имена прилагательные по родам, разбирать по составу.
Методический комментарий для учащихся: 1. Измени имена прилагательные по родам. 2. Запиши. 3. Выдели окончания.4. Разбери по составу.
Вкусный, маленький, ласковый.
Задание 2.
Цель: — развитие умения писать родовые окончания прилагательных.
Методический комментарий для учащихся:1. Из данных слов составь словосочетания. 2. Запиши.
Чудесный картина — _________________________________________
Жирный пятно — ____________________________________________
Щавелевый кислота — _______________________________________
Душистый сено — ____________________________________________
Жилые дом — ________________________________________________
Пушистый белка — ___________________________________________
Задание3.
Цель: — развитие умения писать родовые окончания прилагательных.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай пословицы. 2. Подбери подходящие по смыслу прилагательные, чтобы закончить пословицы. 3. Допиши. 4. Укажи род подобранных прилагательных.
Речь хороша короткая, а верёвка ________________________ .
За большим подъёмом и спуск ___________________________ .
У ленивой лошади всегда повозка ________________________ .
У спорого кузнеца руки чёрные, да хлеб ___________________ .
Задание 4.
Цель: — развивать умение правильно употреблять в речи имена прилагательные.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте прилагательные с каждым из существительных. 2. Запишите словосочетания.
Широкий – поле, простор, улица.
Чудесный – утро, вечер, ночь.
г) выходной контроль
Уровень А
Цель: — установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Вставь пропущенные слова.
Чтобы правильно написать окончание прилагательного надо определить его __________ .
Выбери прилагательное мужского рода:
-
прозрачная;
-
знойный;
-
белое.
Выбери пропущенное окончание – маленьк… дело:
-
-ая;
-
-ое;
-
-ий.
Уровень Б
Цель: — установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Вставь пропущенные слова.
Чтобы правильно написать окончание прилагательного надо определить его __________ . Род прилагательного можно определить по ________________.
Выбери прилагательное женского рода:
-
белая;
-
белый;
-
белое.
Выбери пропущенное окончание – лишн… слово:
-
-яя;
-
-ое;
-
-ее.
Уровень С
Цель: — установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Самым интересным для меня было …
Методический комментарий для учащихся:
Вставь пропущенные слова.
Чтобы правильно написать окончание прилагательного надо _____________ __________ . Род прилагательного можно определить по ________________.
Выбери прилагательное среднего рода:
-
белая;
-
белый;
-
белое.
Выбери пропущенное окончание – свеж… мясо:
-
-ие;
-
-ое;
-
-ее.
Использованные ресурсы:
-
Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997.
-
http://shopedu.ru/uploaded_files/shop_images/808.jpg
-
Семёнова Е.Е. Занимательная грамматика. М., «Омега», 1995.