Дубовкина С.А.

Урок №49

  1. Тема урока: «Изменение прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных».

Интегрирующая дидактическая цель: — ознакомление с изменением имён прилагательных по родам, развитие умения правильно писать родовые окончания прилагательных.

Целевой план действий для учащихся:

  • развитие умения определять род имён прилагательных;

  • развитие умения изменять имена прилагательные по родам;

  • развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания;

  • развитие умения разбирать имена прилагательные по составу;

  • развивать речь;

  • обогащать словарный запас.

  1. Банк информации:

а) входной контроль

Ответьте на вопросы:

— Как определить род имён прилагательных?

— Как определить род имён существительных?

б) объяснение нового материала

Сказка

Отправилось погулять прилагательное тёплый. Сначала оно гуляло с существительным день и имело окончание —ый, потом оно гуляло с существительным молоко и имело окончание —ое, и, наконец, оно отправилось на прогулку с существительным погода и вновь изменило своё окончание на —ая.

Как вы думаете – почему так происходит?

Вот такое наше прилагательное изменчивое — всегда подстраивается под существительное и меняет свои род и окончание.

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.

Конспект урока по русскому языку "Изменение прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных" 3 класс

в) закрепление нового материала

Уровень А

Задание 1.

Цель: — развитие умения изменять имена прилагательные по родам, разбирать по составу.

Методический комментарий для учащихся: 1. Измени имена прилагательные по родам. 2. Запиши. 3. Выдели окончания. 4. Разбери по составу.

Синий, молодой, большой.

Задание 2.

Цель: развитие умения писать родовые окончания прилагательных.

Методический комментарий для учащихся:1. Вставь пропущенные окончания прилагательных. 2. Докажи.

Берёзов… роща, восточн… ветер, весенн… погода, февральск. . . празд ник, высок… дерево, зимн… солнце.

Задание3.

Цель: — развитие умения писать родовые окончания прилагательных.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте, вставляя нужные окончания.2. Спишите.

Дождлив… лето хуже осени.

Утренн… роса – добр… слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

Задание 4.

Цель: — развивать умение правильно употреблять в речи имена прилагательные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте прилагательные с каждым из существительных. 2. Запишите словосочетания.

Лесной – край, поляна, озеро.

Золотой – кольцо, брошь, зуб.

Уровень Б

Задание 1.

Цель: — развитие умения изменять имена прилагательные по родам, разбирать по составу.

Методический комментарий для учащихся: 1. Измени имена прилагательные по родам. 2. Запиши. 3. Выдели окончания.4. Разбери по составу.

Дальний, тёплый, пушистый.

Задание 2.

Цель: развитие умения писать родовые окончания прилагательных.

Методический комментарий для учащихся:1. Вставь пропущенные окончания прилагательных. 2. Докажи.

Родн… село, широк… река, син… море, мягк… знак, сильн… человек, весенн… погода.

Задание3.

Цель: — развитие умения писать родовые окончания прилагательных.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте, вставляя нужные окончания.2. Спишите.

Умн… книга, что тёпл… дождь для всходов.

Добр… слава лежит, а худ… бежит.

Хорош… дело два века живёт.

Задание 4.

Цель: — развивать умение правильно употреблять в речи имена прилагательные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте прилагательные с каждым из существительных. 2. Запишите словосочетания.

Голубой – лента, небо, цветок.

Любимый – село, город, страна.

Уровень С

Задание 1.

Цель: — развитие умения изменять имена прилагательные по родам, разбирать по составу.

Методический комментарий для учащихся: 1. Измени имена прилагательные по родам. 2. Запиши. 3. Выдели окончания.4. Разбери по составу.

Вкусный, маленький, ласковый.

Задание 2.

Цель: развитие умения писать родовые окончания прилагательных.

Методический комментарий для учащихся:1. Из данных слов составь словосочетания. 2. Запиши.

Чудесный картина — _________________________________________

Жирный пятно — ____________________________________________

Щавелевый кислота — _______________________________________

Душистый сено — ____________________________________________

Жилые дом — ________________________________________________

Пушистый белка — ___________________________________________

Задание3.

Цель: — развитие умения писать родовые окончания прилагательных.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай пословицы. 2. Подбери подходящие по смыслу прилагательные, чтобы закончить пословицы. 3. Допиши. 4. Укажи род подобранных прилагательных.

Речь хороша короткая, а верёвка ________________________ .

За большим подъёмом и спуск ___________________________ .

У ленивой лошади всегда повозка ________________________ .

У спорого кузнеца руки чёрные, да хлеб ___________________ .

Задание 4.

Цель: — развивать умение правильно употреблять в речи имена прилагательные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте прилагательные с каждым из существительных. 2. Запишите словосочетания.

Широкий – поле, простор, улица.

Чудесный – утро, вечер, ночь.

г) выходной контроль

Уровень А

Цель: — установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

Вставь пропущенные слова.

Чтобы правильно написать окончание прилагательного надо определить его __________ .

Выбери прилагательное мужского рода:

  1. прозрачная;

  2. знойный;

  3. белое.

Выбери пропущенное окончание – маленьк… дело:

  1. -ая;

  2. -ое;

  3. -ий.

Уровень Б

Цель: — установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

Вставь пропущенные слова.

Чтобы правильно написать окончание прилагательного надо определить его __________ . Род прилагательного можно определить по ________________.

Выбери прилагательное женского рода:

  1. белая;

  2. белый;

  3. белое.

Выбери пропущенное окончание – лишн… слово:

  1. -яя;

  2. -ое;

  3. -ее.

Уровень С

Цель: — установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

Вставь пропущенные слова.

Чтобы правильно написать окончание прилагательного надо _____________ __________ . Род прилагательного можно определить по ________________.

Выбери прилагательное среднего рода:

  1. белая;

  2. белый;

  3. белое.

Выбери пропущенное окончание – свеж… мясо:

  1. -ие;

  2. -ое;

  3. -ее.

Использованные ресурсы:

  1. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997.

  2. http://shopedu.ru/uploaded_files/shop_images/808.jpg

  3. Семёнова Е.Е. Занимательная грамматика. М., «Омега», 1995.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here