Урок по теме: «Размножение насекомых. Типы развития насекомых»7 класс
Задачи урока:
закрепление классификационных признаков представителей класса насекомых;
формирование понятия “циклы развития насекомых”;
знакомство с типами метаморфоза насекомых.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Актуализация полученных ранее знаний.
Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы “Насекомые”. Задачами нашего урока являются: повторить особенности внешнего и внутреннего строения насекомых, изучить типы развития насекомых. Дайте ответы на вопросы:
1. Какие представители Класса Насекомых вам известны?
2. По каким признакам их можно отнести к одному классу?
Итак, вы перечислили все признаки, кроме одного: у насекомых имеется сложные циклы развития, с которыми мы познакомимся на уроке.
II. Изучение нового материала
А) На доске вывешен рисунок червивого яблока. Детям задается вопрос:
Перед вами рисунок червивого яблока. Какое отношение имеет рисунок к нашей теме?
Дети делают предположения, среди которых звучит ответ, что яблоко поедает гусеница, которая является одной из стадий развития бабочки. Таким образом, делается вывод, что бабочка проходит в своем развитии несколько стадий.
Б) Далее задается вопрос:
Какие стадии, кроме гусеницы, имеются в жизненном цикле бабочки?
Для ответа на этот вопрос просматривается интеракт..рисунок « Развитие насекомых»
Задание
Запишите схему развития бабочки.
Выделите особенности каждой стадии.
Учащиеся при ответе на первый вопрос, прикрепляют к доске карточки со стадиями развития, составляя схему. При этом комментируются особенности каждой стадии развития. Приходят к выводу, что бабочка в своем жизненном цикле проходит четыре стадии развития.
В) Учитель: Не все насекомые проходят все четыре стадии развития. Отгадайте загадку:
Какое насекомое называют “кухонным нахлебником”? (Таракан)
Таракана хоть раз в жизни видели все. Видел ли кто-нибудь гусеницу таракана? (Нет, не видели)
Вывод: у таракана имеются не все стадии развития.
Г) Назовите имеющиеся стадии развития таракана.
По ходу ответов на доску прикрепляются таблички со стадиями развития.
3 Актуализация полученных знаний.
А) Таким образом, мы рассмотрели с вами два цикла развития. Каждый из этих циклов развития имеет свое название: развитие с полным метаморфозом и развитие с неполным метаморфозом. На доску вывешиваются таблички с соответствующими надписями к имеющимся схемам развития.
Схема на доске:
Б) Ведется беседа по вопросам:
1. В чем сходство и различия этих циклов?
2. Какой цикл развития является наиболее прогрессивным и почему?
3. В чем преимущества и недостатки каждого из типов развития?
4. Почему стадия гусеницы напоминает по внешнему строению кольчатых червей?
В) У учащихся на партах лежат рисунки и фотографии наиболее известных насекомых.
Им предлагается классифицировать насекомых по типам развития, а затем прикрепить рисунки на доску к соответствующим схемам.
Далее проверяем правильность расположения рисунков в соответствии с типом развития и в случае ошибки даются пояснения. Делается вывод.
4 Факторы, влияющие на скорость развития насекомых.
Что может повлиять на скорость развития насекомых?
Заслушивается заранее подготовленное сообщение по данному вопросу.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание п. 27;