Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка

Конспект урока по русскому языку

в 4 классе

«Имена существительные с шипящими на конце»

подготовила

учитель начальных классов

Шкут Елена Васильев

г. Липецк

2014 г.

Задача.

Познакомить учащихся с правилом написания имён существительных с шипящими на конце слова.

Цели.

  • Создать условия для формирования умения писать ь в именах существительных с шипящими на конце слова.

  • Развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

  • Воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, желание учиться.

Форма работы: в парах.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока.

1. Чистописание. Повторение.

ж ш ч щ

— Из каких букв составлено упражнение? Что о них знаете? На доске слова: картофель, кровать, воробьи, пальто. Что общего в этих словах? ( Мягкий знак). Что обозначает мягкий знак в каждом из этих слов? (Составляется таблица).

1. Показатель мягкости

ь 2. Разделительный

3.

— А третью роль мягкого знака узнаете на уроке.

— Что ещё объединяет написанные слова? (Это слова одной и той же части речи – имена существительные).

Учащиеся обосновывают ответ по плану:

1. Обозначает …

2. Отвечает на вопросы …

3. Имеет …

4. Изменяется …

(Учащиеся доказывают, что слово воробьи отвечает на вопрос кто?, а остальные слова – что? Существительное воробьи стоит во множественном числе, остальные в единственном, а существительные пальто, картофель употребляются только в единственном числе).

Учитель предлагает обозначить род имён существительных. Взаимопроверка в паре.

Учитель предлагает составить предложение со словом воробьи. Выбирается лучшее и с комментированием записывается в тетрадь. Учитель может предложить своё предложение.

Шумные в…р…б..и громко чирикают з..мой.

(Вставить пропущенные буквы, объяснить написание).

Разобрать по составу слова: шумные, зимой.

Разобрать предложение по членам предложения. Составить схему. Надписать над словами части речи. Проверка по эталону на доске в паре.

Какими членами предложения являются имена существительные?

2. Сообщение цели урока. Наблюдение в паре над словами:

сторож рожь

малыш мышь

луч речь

плащ вещь

Прочитайте слова парами, назовите последние звуки. (Звуки одинаковые, обозначены одинаковыми буквами).

— Как объяснить написание мягкого знака?

Составляется таблица:

Ж.Р. М.Р.

Ж Ж

Ш Ъ Ш _

Ч Ч

Щ Щ

Чтение правила по учебнику.

3. Закрепление.

1. Распределите слова в два столбика.

На доске: клю…, помощ…, товарищ…, доч…, глуш…, лож…, лещ…

Проверка в паре и по эталону.

2. Спишите пословицы, вставьте, где нужно ь, объясните написание.

Без знаний и утро – ноч…

Книжка – лучший товарищ…

Объясните смысл пословиц.

3. Зрительный диктант.

На безрыбье и мелоч… — рыба.

Не печ… кормит, а нива.

Идёт силач… добывать калач…

Объяснение смысла пословиц и отгадки к загадке.

Объяснение значения слова нива по толковому словарю.

Объяснение написания имён существительных с шипящими на конце.

4. Творческая работа.

На доске поздравительная открытка и опорные слова:

карандаш…, гуаш…, доч…,туш…

Задание: составьте текст, используйте опорные слова.

Слабым учащимся можно предложить составить текст из предложений:

Рисую ветку пушистой мимозы и пишу поздравление.

Беру карандаш… и рисую …….

Вот яркая гуаш…и туш…

Дополните текст.

Чтение учащимися текстов, их анализ.

Объяснение написания имён существительных.

4. Итог урока.

Внесение в табличку третьей роли употребления мягкого знака: существительные женского рода с шипящими на конце слова.

Список использованной литературы

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 4 класс. Ч. 2-М.: Издательство «Баласс», 2010

2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 4 класс.
М.: Издательство «Баласс», 2010

3.Уман А.И. Учебные задания и процесс обучения. — М., 1989

4. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1971.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here