Паспорт урока

  1. Ф.И.О учителя: Климачева Елена Артуровна

  2. О.У.: ГБОУ СОШ с. Мусорка

  3. Предмет: Биология

  4. Класс: 9

  5. Тема урока: «Эукариотическая клетка»

  6. Цель урока: изучить строение эукариотической клетки, выявить роль органоидов клетки.

  7. Задачи:

— образовательные: знать о строении эукариотической клетки, а так же о роли органоидов клетки.

— развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетке; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

— воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

  1. Планируемые образовательные результаты:

личностные результаты – самоопределение с целью получения наивысшего результата; формирование личного (эмоционального) отношения к структурно – функциональной единице нашего организма – клетке.

метапредметные результаты:

— Познавательные: выделение необходимой информации о строении клетки и ее органоидов; осмысление взаимосвязи между органоидами клетки; осмысление понятий, связанных с темой «Клеточное строение организма»; систематизация знаний о строении органоидов клетки.

— Результативные: Формирование умения выполнять задание в соответствии с целью, интегрироваться в пару. Уметь планировать свою деятельность для решения поставленной задачи;

— Коммуникативные: Слушать и вступать в диалог; уметь отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в парах. Умение объяснять свой выбор.

предметные результаты – осмысление преставлений о клетке, об органоидах клетки. Умение находить каждый органоид клетки, называть его функцию.

  1. Ведущая мировоззренческая идея урока: «Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор прочтены только первые страницы». Д. И. Писарев 

  2. Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: эукариотическая клетка, органоид, цитоплазма, миофибриллы, цитоплазматическая мембрана, хромосома, ядерная мембрана, ДНК, РНК, рибосома, митохондрии, лизосома, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, клеточный центр, цитоскелет.

  3. План изучения нового материала:

а) Организационный этап.

б) Проверка домашнего задания

в) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

г) Актуализация знаний.

д) Первичное усвоение новых знаний.

е) Первичная проверка понимания

ж) Первичное закрепление

з) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

и) Рефлексия (подведение итогов занятия)

  1. Тип урока: Комбинированный

  2. Форма урока: Индивидуальная работа, фронтальная работа с классом.

  3. Подготовка к уроку: Компьютер, проектор, интерактивная досква, подключение к интернету, цифровой микроскоп, препараты для микроскопа.

  4. Домашнее задание: § 5.2. Составить сиквейн по теме «Клетка». Тетрадь тренажер.

Технологическая карта урока

Планируемые результаты (ПР)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Коллективная или фронтальная беседа

1.Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

2.Настраивает на плодотворную работу.

Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок.

Проверка выполнения домашнего задания

Личностные УУД

Смыслообразование

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учет разных мнений

Познавательные УДД

Использование знаково-символических средств

Подведение под понятие

Аналогия, обобщение

Установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД: учатся контролировать и оценивать свои действия;

Проверка домашнего задания:

а) Индивидуальная работа учащегося с интерактивной доской по ссылке «Строение клетки прокариот»:

http://festival.1september.ru/articles/514543/pril4.swf

б) Индивидуальная работа учащегося с кроссвордом на компьютере

Приложение 1

в) Индивидуальная работа учащегося с дидактической карточкой «Прокариоты»

Приложение 2

г) Фронтальная проверка знаний (желтая — зеленая карточка)

Приложение 3

Учащийся самостоятельно выполняет задание на интерактивной доске

Учащийся на отдельном компьютере заполняет кроссворд

Учащийся заполняет дидактическую карточку.

Игра «ДА-НЕТ» (желтые и зеленые карточки)

ДА-желтая

НЕТ – зеленая

1.Внимательно слушают.

2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя.

3. Вспоминают.

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Личностные УУД

Смыслообразование,

формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы

Коммуникативные УУД

Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Учет разных мнений.

Познавательные УДД

Осуществляют подведение под понятие на основе выделения существенных признаков.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

Вступительная беседа.

В ходе беседы учитель задает проблемные вопросы:

Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности живых организмов?

Представьте, что в клетках организма прекратилась деятельность ядра. К каким последствиям это могло бы привести?

Вопрос к классу: Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

Какова цель нашего урока?

1.Внимательно слушают.

2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя

3. Вспоминают, проговаривают.

4. Записывают цель в тетрадь — тренажер.

Актуализация знаний

Цель: организация восприятия задания обучающимися

Познавательные УДД

Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

Учитель задает вопрос:

— Назовите главные части клетки. (Ядро, цитоплазма, которые снаружи покрыты цитоплазматической мембраной)

1.Внимательно слушают.

2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя.

3. Вспоминают, проговаривают.

Первичное усвоение новых знаний

Цель: организация совместной деятельности педагога и учащихся.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.

Регулятивные УУД: учатся контролировать и оценивать свои действия

Примерное содержание рассказа: (Презентация)

1. Цитопла́зма — это внутренняя среда  клетки, ограниченная плазматической мембраной.

Строение:
Включает гиалоплазму — основное прозрачное вещество цитоплазмы, находящиеся в ней обязательные клеточные компоненты — органеллы, а также различные непостоянные структуры — включения. 

2. Наружная цитоплазматическая мембрана.

3. Эндоплазматическая сеть — сеть полостей и канальцев.

Шероховатая ЭПС на поверхности имеет рибосомы.

Функции гранулярной ЭПС:
1) синтез белков,
4) транспорт синтезированных продуктов в цистерны

Функции гладкой ЭПС:
1) участие в синтезе гликогена;
2) синтез липидов;

4. Комлекс гольджи — В клетках растений и простейших аппарат Гольджи представлен отдельными тельцами серповидной или палочковидной формы.

5. Митохондрии — Состоят из внешней и внутренней мембраны. В них вырабатывается АТФ — вещество богатое энергией.

6. Лизосомы — пузырьки внутри которых содержатся ферменты.

7. Клеточный центр

8. Цитоскеле́т — это клеточный каркас или скелет, находящийся в цитоплазме живой клетки. Он присутствует во всех клетках эукариот.

1.Наблюдают.

2. Анализируют.

3. Вспоминают размеры и формы клеток, основные органоиды клетки и их функции.

Физкульт. минутка

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с учителем и сверстниками

Гимнастика для глаз

Учитель показывает упражнения для глаз

Учащиеся слушают и выполняют

Первичная проверка понимания

Познавательные УУД: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Регулятивные УУД: вносят необходимые коррективы в действия после их завершения на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело; учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.

Индивидуальная работа

Учитель раздает заранее приготовленный текст лабораторной работы «Строение животной клетки». (Приложение 4)

1. Рассматривают препарат.

2. Находят основные части клетки.

3. Делают вывод о проделанной работе.

Первичное закрепление

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

  1. Выполнение интерактивного задания по ссылке:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000055d-1000-4ddd-b656-100046bc500b/view/

1. Работают с компьютером

2. Анализируют.

3. Готовятся дать ответ.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание (комментирование учителем)

Записывают домашнее задание

Подведение итогов урока. Рефлексия

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело

Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Учитель предлагает ребятам провести голосование с помощью пультов, как они усвоили новую тему.

Учитель задает вопросы ребятам:

Примерные вопросы:

  1. Что нового Вы узнали на уроке?

  2. Понравился Вам урок или не понравился?

1) Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

2) Определяют свое настроение в конце урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here