Паспорт урока
-
Ф.И.О учителя: Климачева Елена Артуровна
-
О.У.: ГБОУ СОШ с. Мусорка
-
Предмет: Биология
-
Класс: 9
-
Тема урока: «Эукариотическая клетка»
-
Цель урока: изучить строение эукариотической клетки, выявить роль органоидов клетки.
-
Задачи:
— образовательные: знать о строении эукариотической клетки, а так же о роли органоидов клетки.
— развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетке; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
— воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
-
Планируемые образовательные результаты:
личностные результаты – самоопределение с целью получения наивысшего результата; формирование личного (эмоционального) отношения к структурно – функциональной единице нашего организма – клетке.
метапредметные результаты:
— Познавательные: выделение необходимой информации о строении клетки и ее органоидов; осмысление взаимосвязи между органоидами клетки; осмысление понятий, связанных с темой «Клеточное строение организма»; систематизация знаний о строении органоидов клетки.
— Результативные: Формирование умения выполнять задание в соответствии с целью, интегрироваться в пару. Уметь планировать свою деятельность для решения поставленной задачи;
— Коммуникативные: Слушать и вступать в диалог; уметь отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в парах. Умение объяснять свой выбор.
предметные результаты – осмысление преставлений о клетке, об органоидах клетки. Умение находить каждый органоид клетки, называть его функцию.
-
Ведущая мировоззренческая идея урока: «Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор прочтены только первые страницы». Д. И. Писарев
-
Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: эукариотическая клетка, органоид, цитоплазма, миофибриллы, цитоплазматическая мембрана, хромосома, ядерная мембрана, ДНК, РНК, рибосома, митохондрии, лизосома, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, клеточный центр, цитоскелет.
-
План изучения нового материала:
а) Организационный этап.
б) Проверка домашнего задания
в) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
г) Актуализация знаний.
д) Первичное усвоение новых знаний.
е) Первичная проверка понимания
ж) Первичное закрепление
з) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
и) Рефлексия (подведение итогов занятия)
-
Тип урока: Комбинированный
-
Форма урока: Индивидуальная работа, фронтальная работа с классом.
-
Подготовка к уроку: Компьютер, проектор, интерактивная досква, подключение к интернету, цифровой микроскоп, препараты для микроскопа.
-
Домашнее задание: § 5.2. Составить сиквейн по теме «Клетка». Тетрадь тренажер.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | ||
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Коллективная или фронтальная беседа 1.Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку. 2.Настраивает на плодотворную работу. | Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок. |
Проверка выполнения домашнего задания | ||
Личностные УУД Смыслообразование Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Учет разных мнений Познавательные УДД Использование знаково-символических средств Подведение под понятие Аналогия, обобщение Установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: учатся контролировать и оценивать свои действия; | Проверка домашнего задания: а) Индивидуальная работа учащегося с интерактивной доской по ссылке «Строение клетки прокариот»: http://festival.1september.ru/articles/514543/pril4.swf
б) Индивидуальная работа учащегося с кроссвордом на компьютере Приложение 1
в) Индивидуальная работа учащегося с дидактической карточкой «Прокариоты» Приложение 2
г) Фронтальная проверка знаний (желтая — зеленая карточка) Приложение 3 |
Учащийся самостоятельно выполняет задание на интерактивной доске
Учащийся на отдельном компьютере заполняет кроссворд
Учащийся заполняет дидактическую карточку.
Игра «ДА-НЕТ» (желтые и зеленые карточки) ДА-желтая НЕТ – зеленая 1.Внимательно слушают. 2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя. 3. Вспоминают.
|
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | ||
Личностные УУД Смыслообразование, формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы Коммуникативные УУД Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Учет разных мнений. Познавательные УДД Осуществляют подведение под понятие на основе выделения существенных признаков. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
| Вступительная беседа. В ходе беседы учитель задает проблемные вопросы: Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности живых организмов?
Представьте, что в клетках организма прекратилась деятельность ядра. К каким последствиям это могло бы привести?
Вопрос к классу: Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? Какова цель нашего урока? |
1.Внимательно слушают. 2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя 3. Вспоминают, проговаривают. 4. Записывают цель в тетрадь — тренажер. |
Актуализация знаний Цель: организация восприятия задания обучающимися | ||
Познавательные УДД Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
| Учитель задает вопрос: — Назовите главные части клетки. (Ядро, цитоплазма, которые снаружи покрыты цитоплазматической мембраной) | 1.Внимательно слушают. 2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя. 3. Вспоминают, проговаривают. |
Первичное усвоение новых знаний Цель: организация совместной деятельности педагога и учащихся. | ||
Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение. Регулятивные УУД: учатся контролировать и оценивать свои действия | Примерное содержание рассказа: (Презентация) 1. Цитопла́зма — это внутренняя среда клетки, ограниченная плазматической мембраной. Строение: 2. Наружная цитоплазматическая мембрана. 3. Эндоплазматическая сеть — сеть полостей и канальцев. Шероховатая ЭПС на поверхности имеет рибосомы. Функции гранулярной ЭПС: Функции гладкой ЭПС: 4. Комлекс гольджи — В клетках растений и простейших аппарат Гольджи представлен отдельными тельцами серповидной или палочковидной формы. 5. Митохондрии — Состоят из внешней и внутренней мембраны. В них вырабатывается АТФ — вещество богатое энергией. 6. Лизосомы — пузырьки внутри которых содержатся ферменты. 7. Клеточный центр 8. Цитоскеле́т — это клеточный каркас или скелет, находящийся в цитоплазме живой клетки. Он присутствует во всех клетках эукариот.
| 1.Наблюдают. 2. Анализируют. 3. Вспоминают размеры и формы клеток, основные органоиды клетки и их функции.
|
Физкульт. минутка | ||
Коммуникативные УУД Сотрудничество с учителем и сверстниками | Гимнастика для глаз Учитель показывает упражнения для глаз | Учащиеся слушают и выполняют |
Первичная проверка понимания | ||
Познавательные УУД: строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении.
Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения
Регулятивные УУД: вносят необходимые коррективы в действия после их завершения на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело; учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями. | Индивидуальная работа Учитель раздает заранее приготовленный текст лабораторной работы «Строение животной клетки». (Приложение 4) |
1. Рассматривают препарат. 2. Находят основные части клетки. 3. Делают вывод о проделанной работе.
|
Первичное закрепление | ||
Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000055d-1000-4ddd-b656-100046bc500b/view/
| 1. Работают с компьютером 2. Анализируют. 3. Готовятся дать ответ. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ||
| Домашнее задание (комментирование учителем) | Записывают домашнее задание |
Подведение итогов урока. Рефлексия | ||
Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме. | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. Учитель предлагает ребятам провести голосование с помощью пультов, как они усвоили новую тему. Учитель задает вопросы ребятам: Примерные вопросы:
| 1) Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. 2) Определяют свое настроение в конце урока. |