Акмолинская область,

город Кокшетау,

экологическая школа гимназия №13«Экос»

Учитель химии и биологии 2 категории

Хабарова Татьяна Валерьевна.

Планирование урока биологии для 9 класса

Тема урока: Размножение живых организмов

Цель урока: создать условия для формирования знаний у учащихся об особенностях разных способов и форм размножения, его практическое значение

Задачи урока:

образовательная – актуализировать знания о процессе размножения, полученные школьниками при изучении предшествующих курсов биологии; обеспечить усвоение учащимися особенностей бесполого, полового размножения живых организмов, показать многообразие форм размножения; значения размножения для поддержания численности популяций в природе;

развивающая – создать условия, способствующие развитию следующих умений:

  • учебно-интеллектуальных (уметь сравнивать, работать с информационным текстом, анализировать материал, систематизировать и обобщать его, графически оформлять материал в виде кластера, таблицы «Бортовой журнал»; синтезировать, делать выводы, формировать собственное мнение на различные аспекты современных биологических исследований).

  • учебно-коммуникативных (слушать учителя и одноклассников, внимательно читать, запоминать прочитанное, управлять своим вниманием, работать с учебником, дополнительными источниками информации).

  • учебно-организационных (уметь оценивать себя, работать в группе, сотрудничать, проводить рефлексию).

  • учебно-информационных (уметь работать с дополнительными источниками информации, интерактивной доской);

воспитательная – воспитание интереса к предмету через рассматривание современных достижений биологической науки, создание условий для профессионального самоопределения

Тип урока:

урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

урок закрепления знаний;

урок комбинированный

обобщения и систематизации знаний;

урок оценки, проверки и коррекции знаний и др;

комбинированный.

Ход урока

I. Оргмомент

Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц. Поэтому все улыбнулись друг другу, нашим гостям. Настроились на урок.

II. Ориентировочно-мотивационный этап

Эволюционное развитие многоклеточных животных привело к возникновению колоссального количества форм на планете. Все они обладают основными признаками, характерными для живого организма.
Вопрос классу: Назовите основные признаки живого.
Ответ: Обмен веществ, питание, дыхание, рост и развитие, подвижность, выделение, размножение.

Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни – от старости, другие – из-за болезней, третьих съедают хищники…Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара и ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась”. Скажите, ребята, а какой процесс должен идти, чтобы численность вида не уменьшалась?

Ответ: размножение.

Ребята, подберите однокоренные слова к слову «размножение» (множить, умножение, много, множитель). Каково общее лексическое значение данных слов? (увеличение, большое количество чего-либо).

III. Актуализация знаний и практических и умственных умений

Итак, ребята, тема нашего урока… «Размножение живых организмов» Слайд 1. Тема урока

Запишите в индивидуальном листе ФИ, дату и тему урока.

Определите цели сегодняшнего урока.

Ученики предлагают свои варианты целей урока, затем Слайд 2 Цели урока.

Слайд №3 Эпиграф урока.

Эпиграфом к теме урока я взяла слова «Размножение – это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время». В течение урока вы должны будете понять смысл данного эпиграфа, к которому мы вернёмся в конце урока.

Начнём с определения «Размножение» Слайд 4

Выберите определение, которое вы считаете наиболее удачным.

Размножение – это:

1) общее свойство живых организмов.

2) способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений.

3) процесс увеличения численности особей.

Индивидуальная работа.

Голосование за то или иное определение размножения: учащиеся поднимают руки на соответствующий номер, я фиксирую. Наиболее удачным вы выбрали определение №2.

Запишите определение в тетрадь. Слайд 5.

Способы размножения организмов Слайд 6.

Запишите схему в тетрадь Слайд 7.

А сейчас подумайте, пожалуйста, и запишите в таблице всё, что вы знаете о размножении. Все ваши ассоциации фиксируйте в левом столбике таблицы (2 мин)

Для того, чтобы нам начать работу в группах, необходимо вспомнить способы деления клеток.

Возьмите устройства в руки, отвечайте на вопросы.

Тестирование на флипчарте. Флипчарт

IV. Операционно-исполнительский этап

Для проведения исследования класс разбивается на группы.

1 группа готовит исследование по бесполому размножению

2 группа готовит исследование по клонированию

3 группа готовит исследование по половому размножению

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 1.

Работа по §20

I.Изучите материал абзаца «Бесполое размножение» на стр.93 и «Формы бесполого размножения» на стр. 94.

II. Запишите определение.

Бесполое размножение – это…………………………………………………….
III. Каковы особенности бесполого размножения?

1. Происходит с помощью ………………………клеток.

2. Участвует ……..материнская особь.

3. Генотип потомка …………………… с материнским.

4. Преимущество — ………………………………………………………………….
IV. Внесите в схему названия форм бесполого размножения.

Бесполое размножение

………… ………… …………… ………… ………… ………… …………..

V. В каких случаях бесполое размножение эффективнее? Где можно применить полученные знания?

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 2.

I. К какому из двух способов размножения относится клонирование организмов?

II. Клонирование: за и против.

Учитель: Организмы, размножающиеся в природе только бесполым путем скорее исключение из правил. Как правило, они обладают какими-то особенностями. Например, амебы обитают в воде, где условия более постоянны, чем на суше. Бактерии обладают огромной скоростью размножения. У большинства же представителей тех или иных природных царств в жизненных циклах бесполое размножение чередуется с половым.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 3.

Работа по §

I.Изучите материал абзаца «Половое размножение» на стр…. и «Формы полового размножения» на стр. ….

II. Запишите определение.

Половое размножение – это…………………………………………………….
III. Каковы особенности полового размножения?

1. Происходит с помощью ………………………клеток — ………..

2. Участвует …….. особи.

3. Генотип потомка сочетает признаки и свойства ……………………

4. Преимущество — ……………………………………………………….
IV. Внесите в схему названия форм полового размножения.

Половое размножение

…………….. ……………… ……………… ……………

V. В чём преимущество полового размножения над бесполым? Где можно применить полученные знания?

Бодрость за одну минуту по Д.В.Керни

При отчёте группы 1

Слайд9.

При отчёте группы2 Слайд10, 11

При отчёте группы3 Слайд12 (дополнить схему)

Слайд 13

Слайд14 видео

Вопрос классу: Для чего была проведена исследовательская работа в группах? Какой вывод вы делаете после неё?

Необходимо проанализировать «прирост» знаний учащихся.

А теперь заполняем вторую часть(правую колонку) таблицы Слайд 7

Свои ответы можете начинать словами: «В начале урока я знал, что….., а сейчас знаю, что…»

Конкурс проектов и определение победителей по номинациям “ Самый научный проект”, “ Самый содержательный”, “Самый оригинальный”, “ Самый лаконичный”.

Руководители групп перечисляют фамилии наиболее активных учащихся, заполняют листы самооценки.

V. Коррекция и первичная проверка знаний

Заполняем вместе таблицу «Сравнение бесполого и полового размножения» Слайд 15

VI. Закрепление, тренировка, отработка умений и навыков

Определите способ и форму размножения Слайд16

VII. Контроль и учет знаний

Индивидуальная работа со взаимоконтролем

Установите соответствие между способами размножения и их характерными особенностями.

СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ: А. Бесполое. Б. Половое.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ:

1. В размножении участвуют две особи.

2. В размножении участвует одна особь.

3.Для размножения используются специальные клетки – гаметы.

4. В результате размножения образуется зигота.

5. Потомство является генетически точной копией родителей.

6. Потомки имеют собственные признаки.

7.Способствует сохранению наибольшей приспособленности особей в меняющихся условиях обитания.

Проверка Слайд 17.

Если позволит время
1. Выбери правильное утверждение:
1) При бесполом размножении участвует один или несколько родителей; —
2) Половые клетки называются сперматозоидами и яйцеклетками; +
3) При бесполом размножении образуется один новый организм; —
4) Половым способом размножаются все многоклеточные организмы; —
5) Партеногенез – это развитие из неоплодотворенной яйцеклетки; +
6)  Гермафродиты – это организмы, у которых одна и та же  особь способна производить мужские и женские гаметы. +
7) Почкованием могут делиться как одноклеточные, так и многоклеточные организмы; +
8) Спорами  размножаются грибы, мхи, водоросли, лишайники; +
9) Специальными видоизмененными органами размножения являются луковицы, корневища, клубни; +
10) Половые клетки животных образуются в половых органах;

VIII. Домашнее задание Слайд18

§…. Составить пять разных предложений с термином “размножение”, чтобы максимально его раскрыть.

Творческое задание на выбор: подготовить и провести

1. презентацию профессий, связанных с данной темой биологии.

2. презентацию на тему «Половое размножение и поведение животных»

IX. Рефлексивно-оценочный этап

Возвращение к целям урока Слайд 2. Цели урока.

Исходя из целей, сделайте выводы по сегодняшнему уроку.

А теперь вернёмся к эпиграфу урока. Слайд 3.

Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма. Если нарушится процесс размножения, то сам организм останется цел и невредим, но под угрозой окажется жизнь последующих поколений. Именно размножение обеспечивает преемственность и непрерывность, оно стоит на страже выживания не просто отдельного организма, а целого вида – сообщества организмов.

Оценки за урок

И в завершении нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: Слайд 19

  • Сегодня на уроке я…

  • Больше всего мне понравилось…..

  • Сложнее всего для меня было…

  • Я понял, что…

  • Мои одноклассники сегодня….

  • Я могу применить знания, полученные сегодня…

«Жизнь велит вам учить и учиться
Опыт ваш – это мудрости клад.
Все, что выучили вы, пригодится
И весомее станет стократ».

Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here