Акмолинская область,
город Кокшетау,
экологическая школа гимназия №13«Экос»
Учитель химии и биологии 2 категории
Хабарова Татьяна Валерьевна.
Планирование урока биологии для 9 класса
Тема урока: Размножение живых организмов
Цель урока: создать условия для формирования знаний у учащихся об особенностях разных способов и форм размножения, его практическое значение
Задачи урока:
образовательная – актуализировать знания о процессе размножения, полученные школьниками при изучении предшествующих курсов биологии; обеспечить усвоение учащимися особенностей бесполого, полового размножения живых организмов, показать многообразие форм размножения; значения размножения для поддержания численности популяций в природе;
развивающая – создать условия, способствующие развитию следующих умений:
-
учебно-интеллектуальных (уметь сравнивать, работать с информационным текстом, анализировать материал, систематизировать и обобщать его, графически оформлять материал в виде кластера, таблицы «Бортовой журнал»; синтезировать, делать выводы, формировать собственное мнение на различные аспекты современных биологических исследований).
-
учебно-коммуникативных (слушать учителя и одноклассников, внимательно читать, запоминать прочитанное, управлять своим вниманием, работать с учебником, дополнительными источниками информации).
-
учебно-организационных (уметь оценивать себя, работать в группе, сотрудничать, проводить рефлексию).
-
учебно-информационных (уметь работать с дополнительными источниками информации, интерактивной доской);
воспитательная – воспитание интереса к предмету через рассматривание современных достижений биологической науки, создание условий для профессионального самоопределения
Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
урок закрепления знаний;
урок комбинированный
обобщения и систематизации знаний;
урок оценки, проверки и коррекции знаний и др;
комбинированный.
Ход урока
I. Оргмомент
Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц. Поэтому все улыбнулись друг другу, нашим гостям. Настроились на урок.
II. Ориентировочно-мотивационный этап
Эволюционное развитие многоклеточных животных привело к возникновению колоссального количества форм на планете. Все они обладают основными признаками, характерными для живого организма.
Вопрос классу: Назовите основные признаки живого.
Ответ: Обмен веществ, питание, дыхание, рост и развитие, подвижность, выделение, размножение.
“Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни – от старости, другие – из-за болезней, третьих съедают хищники…Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара и ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась”. Скажите, ребята, а какой процесс должен идти, чтобы численность вида не уменьшалась?
Ответ: размножение.
Ребята, подберите однокоренные слова к слову «размножение» (множить, умножение, много, множитель). Каково общее лексическое значение данных слов? (увеличение, большое количество чего-либо).
III. Актуализация знаний и практических и умственных умений
Итак, ребята, тема нашего урока… «Размножение живых организмов» Слайд 1. Тема урока
Запишите в индивидуальном листе ФИ, дату и тему урока.
Определите цели сегодняшнего урока.
Ученики предлагают свои варианты целей урока, затем Слайд 2 Цели урока.
Слайд №3 Эпиграф урока.
Эпиграфом к теме урока я взяла слова «Размножение – это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время». В течение урока вы должны будете понять смысл данного эпиграфа, к которому мы вернёмся в конце урока.
Начнём с определения «Размножение» Слайд 4
Выберите определение, которое вы считаете наиболее удачным.
Размножение – это:
1) общее свойство живых организмов.
2) способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений.
3) процесс увеличения численности особей.
Индивидуальная работа.
Голосование за то или иное определение размножения: учащиеся поднимают руки на соответствующий номер, я фиксирую. Наиболее удачным вы выбрали определение №2.
Запишите определение в тетрадь. Слайд 5.
Способы размножения организмов Слайд 6.
Запишите схему в тетрадь Слайд 7.
А сейчас подумайте, пожалуйста, и запишите в таблице всё, что вы знаете о размножении. Все ваши ассоциации фиксируйте в левом столбике таблицы (2 мин)
Для того, чтобы нам начать работу в группах, необходимо вспомнить способы деления клеток.
Возьмите устройства в руки, отвечайте на вопросы.
Тестирование на флипчарте. Флипчарт
IV. Операционно-исполнительский этап
Для проведения исследования класс разбивается на группы.
1 группа готовит исследование по бесполому размножению
2 группа готовит исследование по клонированию
3 группа готовит исследование по половому размножению
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 1.
Работа по §20
I.Изучите материал абзаца «Бесполое размножение» на стр.93 и «Формы бесполого размножения» на стр. 94.
II. Запишите определение.
Бесполое размножение – это…………………………………………………….
III. Каковы особенности бесполого размножения?
1. Происходит с помощью ………………………клеток.
2. Участвует ……..материнская особь.
3. Генотип потомка …………………… с материнским.
4. Преимущество — ………………………………………………………………….
IV. Внесите в схему названия форм бесполого размножения.
Бесполое размножение
………… ………… …………… ………… ………… ………… …………..
V. В каких случаях бесполое размножение эффективнее? Где можно применить полученные знания?
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 2.
I. К какому из двух способов размножения относится клонирование организмов?
II. Клонирование: за и против.
Учитель: Организмы, размножающиеся в природе только бесполым путем скорее исключение из правил. Как правило, они обладают какими-то особенностями. Например, амебы обитают в воде, где условия более постоянны, чем на суше. Бактерии обладают огромной скоростью размножения. У большинства же представителей тех или иных природных царств в жизненных циклах бесполое размножение чередуется с половым.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 3.
Работа по §
I.Изучите материал абзаца «Половое размножение» на стр…. и «Формы полового размножения» на стр. ….
II. Запишите определение.
Половое размножение – это…………………………………………………….
III. Каковы особенности полового размножения?
1. Происходит с помощью ………………………клеток — ………..
2. Участвует …….. особи.
3. Генотип потомка сочетает признаки и свойства ……………………
4. Преимущество — ……………………………………………………….
IV. Внесите в схему названия форм полового размножения.
Половое размножение
…………….. ……………… ……………… ……………
V. В чём преимущество полового размножения над бесполым? Где можно применить полученные знания?
Бодрость за одну минуту по Д.В.Керни
При отчёте группы 1
Слайд9.
При отчёте группы2 Слайд10, 11
При отчёте группы3 Слайд12 (дополнить схему)
Слайд 13
Слайд14 видео
Вопрос классу: Для чего была проведена исследовательская работа в группах? Какой вывод вы делаете после неё?
Необходимо проанализировать «прирост» знаний учащихся.
А теперь заполняем вторую часть(правую колонку) таблицы Слайд 7
Свои ответы можете начинать словами: «В начале урока я знал, что….., а сейчас знаю, что…»
Конкурс проектов и определение победителей по номинациям “ Самый научный проект”, “ Самый содержательный”, “Самый оригинальный”, “ Самый лаконичный”.
Руководители групп перечисляют фамилии наиболее активных учащихся, заполняют листы самооценки.
V. Коррекция и первичная проверка знаний
Заполняем вместе таблицу «Сравнение бесполого и полового размножения» Слайд 15
VI. Закрепление, тренировка, отработка умений и навыков
Определите способ и форму размножения Слайд16
VII. Контроль и учет знаний
Индивидуальная работа со взаимоконтролем
Установите соответствие между способами размножения и их характерными особенностями.
СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ: А. Бесполое. Б. Половое.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ:
1. В размножении участвуют две особи.
2. В размножении участвует одна особь.
3.Для размножения используются специальные клетки – гаметы.
4. В результате размножения образуется зигота.
5. Потомство является генетически точной копией родителей.
6. Потомки имеют собственные признаки.
7.Способствует сохранению наибольшей приспособленности особей в меняющихся условиях обитания.
Проверка Слайд 17.
Если позволит время
1. Выбери правильное утверждение:
1) При бесполом размножении участвует один или несколько родителей; —
2) Половые клетки называются сперматозоидами и яйцеклетками; +
3) При бесполом размножении образуется один новый организм; —
4) Половым способом размножаются все многоклеточные организмы; —
5) Партеногенез – это развитие из неоплодотворенной яйцеклетки; +
6) Гермафродиты – это организмы, у которых одна и та же особь способна производить мужские и женские гаметы. +
7) Почкованием могут делиться как одноклеточные, так и многоклеточные организмы; +
8) Спорами размножаются грибы, мхи, водоросли, лишайники; +
9) Специальными видоизмененными органами размножения являются луковицы, корневища, клубни; +
10) Половые клетки животных образуются в половых органах;
VIII. Домашнее задание Слайд18
§…. Составить пять разных предложений с термином “размножение”, чтобы максимально его раскрыть.
Творческое задание на выбор: подготовить и провести
1. презентацию профессий, связанных с данной темой биологии.
2. презентацию на тему «Половое размножение и поведение животных»
IX. Рефлексивно-оценочный этап
Возвращение к целям урока Слайд 2. Цели урока.
Исходя из целей, сделайте выводы по сегодняшнему уроку.
А теперь вернёмся к эпиграфу урока. Слайд 3.
Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма. Если нарушится процесс размножения, то сам организм останется цел и невредим, но под угрозой окажется жизнь последующих поколений. Именно размножение обеспечивает преемственность и непрерывность, оно стоит на страже выживания не просто отдельного организма, а целого вида – сообщества организмов.
Оценки за урок
И в завершении нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: Слайд 19
-
Сегодня на уроке я…
-
Больше всего мне понравилось…..
-
Сложнее всего для меня было…
-
Я понял, что…
-
Мои одноклассники сегодня….
-
Я могу применить знания, полученные сегодня…
«Жизнь велит вам учить и учиться
Опыт ваш – это мудрости клад.
Все, что выучили вы, пригодится
И весомее станет стократ».
Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок.