Цель:

  • познакомить с разнообразием лишайников, их строением, размножением;

  • расширить знания о роли лишайника в природе.

Оборудование: гербарии, иллюстрации

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Согласны ли вы с данными утверждениями:

  • Многообразие отделов растений на Земле — результат эволюции.

  • Риниофиты — это растения, произрастающие в теплых влажных местах.

  • Возникновение фотосинтеза — важный этап в развитии растительного царства.

  • Покрытосеменные появились на Земле благодаря Животным — опылителям.

  • Покровная ткань с устьицами — свойство растений, произрастающих на суше.

  • Старый свет дал миру растения, из которых готовят хлеб.

  • Новый свет дал миру овощи и фрукты.

  • Прокариоты — организмы, клетках которых нет ядра

  • Эукариоты — организмы, в клетках которых есть хлорофилл.

  • Зеленые водоросли дали начало высшим растениям.

  1. Заполните таблицу:

Название грибов

Где живут

Способы питания

Значение в природе и жизни

Шляпочные

Плесневые

Дрожжи

Грибы-паразиты

  1. Фронтальная беседа с классом.

  1. Какое строение имеет бактериальная клетка?

  2. Каковы способы питания бактерий?

  3. Размножение бактерий?

  4. Какие грибы называются шляпочными?

  5. Что такое мицелий, гифы плодовое дерево?

  6. Как размножаются шляпочные грибы?

  7. Какое строение имеют плесневые грибы?)Их размножение

  1. Какое строение имеют дрожжи?

  2. Какие грибы паразиты вам известны?

  1. Проверка д/з.

  2. Изучение нового материала.

Перед тем, как начать изучение нового материала мне бы хотелось вам прочесть легенду. Вы должны внимательно прослушать и попробовать ответить на вопрос :

«О какой группе растений пойдёт речь?»

Древняя легенда рассказывает, как однажды много дней толпа народа брела по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок.

Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.

  • Манна, манна! С неба падает манна!

Все бросились собирать ее: брали пригоршнями серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.

В легенде рассказывается, «манна» упала с неба. Многие читатели представляли себе эту манну манной крупой, которая, как известно, получается из размолотой твердой пшеницы.

(Ответы детей различны)

Рассказ учителя с использованием ИКТ.

Манна же, как доказал в 1772 г. Русский ученый Паллас,- это лишайник, перекатываемый ветром по пустыням Африки. Лишайник съедобный нагревается в пустыне до 70 градусов и не погибает. Он может высохнуть, а потом опять ожить, впитав влагу из воздуха.

Особую группу составляют лишайники. Их насчитывается 26 тысяч.

В темном еловом лесу очень часто видны косматые серые «бороды». Это лишайники — бородач. Особенно его много в горных лесах, где чистый воздух. Не все лишайники растут на деревьях. В сухих сосновых борах разные виды лишайников образуют сплошной ковер из ветвистых беловатых или розоватых кустиков.

«Олений мох» или ягель — это тоже лишайник, относящийся к кустистым.

На коре деревьев часто встречаются лишайники в виде пластинок разной формы и разного цвета. Их называют листоватыми.

Наиболее заметна степная золотянка, растущая на коре осин. Накипные лишайники — в горах. Их трудно отодрать.


Внутреннее строение особое. Тело — его слоевище, состоит из гриба и водоросли, находящиеся в симбиозе. В тесной взаимосвязи, как единый организм. Если сделать разрез, то увидим гифы и вкрапленные водоросли. Лишайник представляет симбиоз. Водоросль в процессе фотосинтеза вырабатывают органические вещества, которые используются грибом.


Гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. Гриб — более сильный организм, часто угнетающий и иногда уничтожающий клетки водорослей.


Исследования последних лет оказали, что лишайники очень трудно поддерживать в живом состоянии в лаборатории. Они растут чрезвычайно медленно, до 2-3 мм в год. Нужно 20 лет, чтобы вырастить взрослый лишайник в лаборатории. Лишайники возникли очень давно. За многие миллионы лет лишайники выработали собственные виды размножения, мельчайшими клубочками, состоящими из 1-2 клеток водорослей, окружен, гифами. Эти клубочки образуются внутри слоевища в большом количестве. Под давлением их разросшейся массы, тело лишайника, разрывается, и эти клубочки разносятся ветром. Значение: неприхотливы к условиям, им нужен свет и чистый воздух. Многие виды лишайников умирают в загрязненном воздухе. Отмирая, оставляют перегной. Некоторые виды являются сырьем для промышленности.

  1. Закрепление.

Используется задание из части «С»

Лишайники неслучайно называют » пионерными» организмами. Они первыми поселяются в тех местах, где уничтожены или до этого вообще не существовали живые организмы. Иногда отсутствует даже почва. Но для лишайников это неважно. Они очень требовательны и для их обитания и для их обитания достаточно хотя бы небольшого количества света. Но есть один фактор, который может ограничить их распространение на новых, или уже заселённых территориях. Назовите его.

Вставьте пропущенное слово (слова).

  1. Лишайник, состоящий из гриба и цианобактерии, способен благодаря цианобактериям не только фотосинтезировать, но и усваивать________ _______воздуха.

  2. В природе больше лишайников. У которых в симбиозе с грибом находятся водоросль из отдела _______________.

  3. Лишайники разных жизненных форм проявляют неодинаковую устойчивость к

загрязнению среды. При загрязнении атмосферы первыми исчезают , а

последними лишайники.

  1. .Найди соответствие:

Слоевище лишайников

Примеры

  1. Накипное

А) ягель, олений мох;

  1. Листовое

Б) кладония листовая;

  1. Кустистое

В) калоплака настенная

Г) гипогимния вздутая.

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание: пар. 61

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here