Цель:
-
познакомить с разнообразием лишайников, их строением, размножением;
-
расширить знания о роли лишайника в природе.
Оборудование: гербарии, иллюстрации
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Согласны ли вы с данными утверждениями:
-
Многообразие отделов растений на Земле — результат эволюции.
-
Риниофиты — это растения, произрастающие в теплых влажных местах.
-
Возникновение фотосинтеза — важный этап в развитии растительного царства.
-
Покрытосеменные появились на Земле благодаря Животным — опылителям.
-
Покровная ткань с устьицами — свойство растений, произрастающих на суше.
-
Старый свет дал миру растения, из которых готовят хлеб.
-
Новый свет дал миру овощи и фрукты.
-
Прокариоты — организмы, клетках которых нет ядра
-
Эукариоты — организмы, в клетках которых есть хлорофилл.
-
Зеленые водоросли дали начало высшим растениям.
-
Заполните таблицу:
Где живут | Способы питания | Значение в природе и жизни | |
Шляпочные |
|
|
|
Плесневые |
|
|
|
Дрожжи |
|
|
|
Грибы-паразиты |
|
|
|
-
Фронтальная беседа с классом.
-
Какое строение имеет бактериальная клетка?
-
Каковы способы питания бактерий?
-
Размножение бактерий?
-
Какие грибы называются шляпочными?
-
Что такое мицелий, гифы плодовое дерево?
-
Как размножаются шляпочные грибы?
-
Какое строение имеют плесневые грибы?)Их размножение
-
Какое строение имеют дрожжи?
-
Какие грибы паразиты вам известны?
-
Проверка д/з.
-
Изучение нового материала.
Перед тем, как начать изучение нового материала мне бы хотелось вам прочесть легенду. Вы должны внимательно прослушать и попробовать ответить на вопрос :
«О какой группе растений пойдёт речь?»
Древняя легенда рассказывает, как однажды много дней толпа народа брела по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок.
Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.
-
Манна, манна! С неба падает манна!
Все бросились собирать ее: брали пригоршнями серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.
В легенде рассказывается, «манна» упала с неба. Многие читатели представляли себе эту манну манной крупой, которая, как известно, получается из размолотой твердой пшеницы.
(Ответы детей различны)
Рассказ учителя с использованием ИКТ.
Манна же, как доказал в 1772 г. Русский ученый Паллас,- это лишайник, перекатываемый ветром по пустыням Африки. Лишайник съедобный нагревается в пустыне до 70 градусов и не погибает. Он может высохнуть, а потом опять ожить, впитав влагу из воздуха.
Особую группу составляют лишайники. Их насчитывается 26 тысяч.
В темном еловом лесу очень часто видны косматые серые «бороды». Это лишайники — бородач. Особенно его много в горных лесах, где чистый воздух. Не все лишайники растут на деревьях. В сухих сосновых борах разные виды лишайников образуют сплошной ковер из ветвистых беловатых или розоватых кустиков.
«Олений мох» или ягель — это тоже лишайник, относящийся к кустистым.
На коре деревьев часто встречаются лишайники в виде пластинок разной формы и разного цвета. Их называют листоватыми.
Наиболее заметна степная золотянка, растущая на коре осин. Накипные лишайники — в горах. Их трудно отодрать.
Внутреннее строение особое. Тело — его слоевище, состоит из гриба и водоросли, находящиеся в симбиозе. В тесной взаимосвязи, как единый организм. Если сделать разрез, то увидим гифы и вкрапленные водоросли. Лишайник представляет симбиоз. Водоросль в процессе фотосинтеза вырабатывают органические вещества, которые используются грибом.
<г
Гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. Гриб — более сильный организм, часто угнетающий и иногда уничтожающий клетки водорослей.
Исследования последних лет оказали, что лишайники очень трудно поддерживать в живом состоянии в лаборатории. Они растут чрезвычайно медленно, до 2-3 мм в год. Нужно 20 лет, чтобы вырастить взрослый лишайник в лаборатории. Лишайники возникли очень давно. За многие миллионы лет лишайники выработали собственные виды размножения, мельчайшими клубочками, состоящими из 1-2 клеток водорослей, окружен, гифами. Эти клубочки образуются внутри слоевища в большом количестве. Под давлением их разросшейся массы, тело лишайника, разрывается, и эти клубочки разносятся ветром. Значение: неприхотливы к условиям, им нужен свет и чистый воздух. Многие виды лишайников умирают в загрязненном воздухе. Отмирая, оставляют перегной. Некоторые виды являются сырьем для промышленности.
-
Закрепление.
Используется задание из части «С»
Лишайники неслучайно называют » пионерными» организмами. Они первыми поселяются в тех местах, где уничтожены или до этого вообще не существовали живые организмы. Иногда отсутствует даже почва. Но для лишайников это неважно. Они очень требовательны и для их обитания и для их обитания достаточно хотя бы небольшого количества света. Но есть один фактор, который может ограничить их распространение на новых, или уже заселённых территориях. Назовите его.
Вставьте пропущенное слово (слова).
-
Лишайник, состоящий из гриба и цианобактерии, способен благодаря цианобактериям не только фотосинтезировать, но и усваивать________ _______воздуха.
-
В природе больше лишайников. У которых в симбиозе с грибом находятся водоросль из отдела _______________.
-
Лишайники разных жизненных форм проявляют неодинаковую устойчивость к
загрязнению среды. При загрязнении атмосферы первыми исчезают , а
последними лишайники.
-
.Найди соответствие:
-
Слоевище лишайников
Примеры
-
Накипное
А) ягель, олений мох;
-
Листовое
Б) кладония листовая;
-
Кустистое
В) калоплака настенная
Г) гипогимния вздутая.
-
-
Итог урока.
-
Домашнее задание: пар. 61