Муниципальное казенное учреждение
«Геологическая основная общеобразовательная школа»
Нижнеудинского района Иркутской области
Конспект урока по биологии в 7 классе
«Тип членистоногие. Класс Ракообразные»
подготовила
учитель биологии
Кухта Ольга Сергеевна
п. Вознесенский
2014
Тема: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.
Цель: познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие
Задачи:
-
Обобщить знания учащихся об общих признаках животных класса ракообразных
раскрыть их роль в сообществах, жизни человека, сформировать знания о среде обитания
-
Формировать умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данных животных
-
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Оборудование: таблица: Речной рак, компьютер, проектор, экран, колонки
Проведение урока
1) Организационный момент
2) Контроль знаний. Вопросы и задания для проверки домашнего задания.
1. Из предложенных моллюсков один не соответствует данному классу. Исключить.
Осьминог, кальмар, каракатица, беззубка
3) Устный опрос.
1. Охарактеризуйте особенности внешнего строения и передвижения головоногих моллюсков. Что такое чернильная железа?
2. Расскажите о системе органов пищеварения.
3. Перечислите признаки, подтверждающие более высокий уровень организации головоногих моллюсков.
Какие утверждения верны?
-
Все моллюски имеют двустороннюю симметрию. (-)
-
За исключением двустворчатых, у всех моллюсков имеется голова. (-)
-
Нога у моллюсков служит у одних видов для ползания, у других — для плавания или редуцируется совсем. (+)
-
Кровеносная система моллюсков замкнутая. (-)
-
Моллюски имеют хорошо развитые органы осязания, химического чувства и равновесия. (+)
3) Изучение нового материала
Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идет речь и в конечном итоге определим тему нашего сегодняшнего занятия.
Нашел укрытие в цветке
И в восемь глаз глядит,
Заметив муху на листке,
К ней в восемь ног спешит.
Его собратья сети ткут —
Тончайшая работа.
А он, как волк: то там, то тут —
На мух идет охота!
(Бродячий паук – паук – волк.)
Стихи учителя.
У всех членистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение
На несколько отделов разделено их тело
Отделы из сегментов, такое, братцы дело.
Скелет у них наружный — хитиновый покров
Он защитить способен от всяческих врагов
Все это — характерные особенности многих животных
Относящихся к типу членистоногих.
У членистоногих возник головной отдел, ответственный за ориентацию и захват пищи. Средний отдел выполняет функцию передвижения с помощью ног. Задний отдел — функция пищеварения и размножения. Это водные животные, от них произошли ракообразные, паукообразные и насекомые.
Тип членистоногие: Классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые
Характеристика ракообразных.
1. Тело расчленено на сегменты: на головогрудь и брюшко.
2. Две пары усиков – антенны и антенулы
3. Конечности сохраняют примитивное строение
Физкультминутка
Заполнение таблицы: стр.145-147
Особенности строения | |
| 3 пары ногочелюстей, они служат для подачи пищи ко рту. 5 пар ходильных ног. Первая пара — большие клешни, схватывает добычу, отрывает и обороняется. На самом конце хвостовой плавник, при резком толчке плывет задом на перед. Имеют твердый хитиновый покров, не способен к растяжению. Периодически линяют. |
| Надглоточный нервный узел – головной мозг, подглоточный узел, окологлоточное кольцо, пары брюшных нервных стволов с узлами в каждом сегменте. |
| — Органы осязания: волоски и щетинки на поверхности антеннул, антенн и других конечностей. — Органы равновесия: пузырек – статоцист, в него пападают мелкие песчинки, играющие роль «слуховых камешков» — статолитов — пара сложных фасеточных глаз |
| — не замкнута. Гемолимфа. Синусы – участки полости тела |
| Кожные жабры: пластинчатые, ветвистые |
| Рот-глотка-пищевод – желудок (два отдела: жевательный, железистый)- кишка (боковые выпячивания – богаты железами) – анальное отверстие. Печень — двухлопастная |
| Парные зеленые железы |
| Раздельнополые. Половой диморфизм |
Просмотр видеофрагмента: Ракообразные
4) Закрепление
Тест (Работа с сигнальными карточками).
1Рак дышит жабрами? (Да)
2Тело рака состоит из двух отделов? (Да)
3Раки растительноядные? (Нет)
4Рак всегда передвигается пятясь назад? (Нет)
6Кровеносная система рака не замкнутая? (Да)
7Раки являются санитарами водоема? (Да)
8 Кровь у рака красная? (Нет)
Назовите, где спрятались раки?
1Р_ _ А_ К_(этот рак из хлопка сшит)
2РАК_ _ _(этот рак на луну спешит)
Загадки
1В древнегреческой мифологии- это мощный и злой великан с одним глазом во лбу. В биологии — ракообразное животное. (Циклоп)
2Каким словом одинаково названы наземное ракообразное, живущее в сырых местах и сорное огородное растение с мелкими листьями и мелкими цветочками? (Мокрица)
Оценки.
5) Домашнее задание
стр. 143-50 – читать, РТ стр. 84-85 №102, 105
Список использованной литературы
1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология многообразие живых организмов – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
2. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: «Олимп», 2009
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
http://www.youtube.com/watch?v=ooul4g79cAI
-
http://znanija.com/
-
http://festival.1september.ru/articles/522083/