Мануйлова Елена Ивановна УМК «Перспективная начальная школа»
Урок математики по теме: «Вычитание по частям»
1 класс
Цели урока: • создать условия для осознания закономерности вычитания чисел способом вычитания по частям .
• способствовать развитию математической речи, умения анализировать и обобщать;
-
воспитывать культуру учебного труда.
Личностные УУД.
-
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД.
-
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД.
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1.Мотивирование (самоопределение) к деятельности. Включение учеников в учебную деятельность. Приемы: добрые пожелания, девиз, и т.д. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. | Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
Внимание на экран
|
Включаются в учебную деятельность.
Дети получают эмоциональный настрой. |
2.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности. Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для « открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Повторить состав чисел
3. Выход на проблемнкю ситуацию с затруднением
4.Формулирование учебной проблемы и темы урока.
ТЕМА УРОКА «Вычитание по частям«
| Повторение изученного материала. Математика нас ждет, Начинаем устный счет. 1Устный счёт(слайд №1)
-Заполним пустые окошки
– Почему? – Как вычислить значение данного выражения, не применяя таблицу сложения и числовой отрезок? -Что нам поможет?
Ребята, чему будем учиться на уроке? –
|
Включились в учебную деятельность. Отвечают на вопросы. Разные ответы, спор
модель |
5.Этап «открытия» новых знаний. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания; (- Не знаю, что происходит. Но могу узнать. — Мне это интересно!)
Проговаривание алгоритма
Этап первичного закрепления. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта. Обсуждение проекта решения проблемы, ее решение. Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.
| – Рассмотрим графическую модель разности 13 – 7. Назовите уменьшаемое, назовите вычитаемое. Представим десяток в виде единиц. – Сколько единиц удобно сразу взять из уменьшаемого? (3 единицы.) Сколько еще единиц осталось взять? (4.) Почему? (7 – это 3 и 4.) Откуда возьмем эти 4 единицы? (Из десятка.) Какой получится ответ? (6.) – Итак, чему равна разность? – Для записи в тетради подбирается соответствующее числовое равенство и записывается таким образом: – Как проверить правильно ли мы выполнили вычитание? (Сложением.) Сложите разность и вычитаемое, сколько получится?– Сколько получится полных десятков? Сколько останется единиц?
–Как же решаются такие примеры?построим алгоритм решения подобных примеров и сформулируем способ вычитания.
– Прочитаем еще раз это правило в научной формулировке.
| Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение. учиться решать примеры вида 13-7 без опоры на таблицу сложения и счётные палочки.
(Ученики формулируют свой вариант правила вычитания.)
|
4. Самостоятельная работа.
Поддержание активной работоспособности. На этапе движения происходит усиление эффекта усвоения материала.
Закрепление
| – Выполните вычитание, используя новый прием вычислений.14-5 – Проверим. – Запишите соответствующее числовое равенство. Проверим. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА А теперь мы отдохнем. Физкультминутку проведем.
|
Открывают тетради и записывают , находят значения.
Анализируют и формулируют вывод.
Читают правило, проговаривают хором и индивидуально.
|
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Учащиеся выполняют задания, в которых тренируется использование изученного материала. Таким образом, происходит формирование навыка применения изученных способов действий и подготовка к введению в будущем следующих тем.
Поддержание активной работоспособности.
|
Тетрадь для самостоятельных работ вам поработать в парах.
|
Дети выполняют задание, записывают в тетради.
|
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на данном этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня все получается), и у него возникло желание закрепить удачный результат. | На этом этапе каждый работает самостоятельно.
|
Дети самостоятельно выполняют задания. Сравнивают с эталоном. Оценивают работу: + справился; ? сомневался; — не справился.
|
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| — Над какой темой работали на уроке? — Какой способ узнали?
— Кто уверен, что сегодняшний материал он усвоил? — Оцените свою работу на уроке. Покажи, куда ты сумел сегодня подняться, добывая знания. — Оцените работу класса. — Какое у вас настроение?
Все сумели? Все смогли? Мы сегодня МОЛОДЦЫ! Спасибо всем за урок.
| Дети отвечают на вопросы.
Оценивают работу свою и класса в целом.
Объясняют свой выбор. |