Ф.И.О. Малиновская Л.Н.

Предмет: биология

Класс:

Тип урока: изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

Три среды обитания

Цели

Образовательные: изучить особенности различных сред обитания живых организмов и их приспособления к обитанию в этих средах

Планируемый результат

Предметные: уметь характеризовать приспособленность организмов к среде обитания

Знать

Уметь

Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы

Коммуникативные: способность передавать содержание текста в сжатом виде или развернутом виде в соответствии с целью задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Регулятивные: умение ставить перед собой задачу, планировать свою деятельность, устранять причины возникших трудностей

Метапредметные: уметь структурировать материал, работать с разными источниками и преобразовывать информацию из одной формы в другую

Основные понятия

Наземно-воздушная, водная, почвенная среды обитания

Межпредметные связи

Русский язык, география, экология,

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Учебник, работа с текстом,

Организация пространства

Групповая, парная, индивидуальная

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Орг.момент.

(1мин)

Учащиеся входят в класс под музыку «От улыбки»

На доске высказывание древнеримского поэта и философа Цицерона:

«Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто как дружбой».

Сегодня мы вместе будем работать одной единой командой. И пусть улыбка, подаренная вами друг другу, будет сигналом для нашего общения.

На уроке мы будем использовать еще один сигнал это звук колокольчика. Слышим его, значит, прекращаем обсуждение и переходим к следующему этапу.

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

У нас на доске дружелюбно расположились разнообразные животные. А могут они в таком же составе встретиться в природе?

Почему?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Какую бы тему урока вы предложили бы на сегодняшний урок?

Запишите тему в свои рабочие листы.

А чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Запишите в листах.

А где мы можем найти эту информацию?

А как мы будем добывать эту информацию?

Что вам уже известно по этой теме?

Среды обитания.

(Беседа ученики называют свою тему урока)

( в рабочем листе прописывают)

( ученики называют:

— какие существуют среды?

— какие особенности имеют?

— как животные приспосабливаются к этим условиям?

Учебник, учитель

беседа

III. Изучение нового

(10 мин)

А что такое среда обитания?

( записать в тетради)

А какие есть среды обитания?

Прикрепить на доску название сред.

А почему животные обитают в разных средах?

Посмотрите на таблицу № 1 в рабочих листах. Что характерно для наземно-воздушной среды? Проанализируйте.

А что характерно для водной и почвенной? У вас возникло затруднение? А куда мы можем обратиться? К учебнику.

Чем характеризуется водная среда обитания?

Почвенная?

Оцените работу соседа по парте в специальных листочках оценивания

Запишите свою фамилию

И так мы выяснили, какие существуют среды обитания, и какими особенностями они обладают.

А в какой среде обитает шоколадный хирург? Почему так мнения разбежались? Хорошо, а что вам даст если я покажу как выглядит это животное? Это название рыбы.

Какие приспособления имеют животные которые обитают в водной? Почвенной? Наземно-воздушной среде?

Оцените работу соседа по парте используя пульт и критерии оценивания в специальных листочках

Спросить нескольких.

— разные условия

Анализируют таблицу.

§ 23

Все сидящие на 1 варианте, используя учебник, заполняют столбик «водная среда», 2 вариант столбик «почвенная среда».

А теперь 1 вариант выступает в роли учителя и помогает второму заполнить столбик «водная среда».

А теперь 2 вариант выступают в роли учителя и помогает заполнить третий столбик.

Условия жизни

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Кислород

Достаточно

Вода

Не всегда достаточно

Изменение температуры

Значительные

Свет

Достаточно

  1. ФИ ученика__________________________________

Оцените работу соседа, который вам рассказывал материал и помогал заполнять

таблицу

ФИ ученика, который рассказывал вам________________________

Ваша оценка: «отлично, все понятно, хорошо объяснил»,

«хорошо объяснил, но пришлось самому искать в учебнике»,

« я ничего не понял, мне было сложно заполнять таблицу»

2.)

Заполните таблицу «Приспособление животных к средам обитания»

Вы работаете четверками. У каждого разное задание, оно отличается по цвету бумаги. Вы работаете со своей информацией и главное кратко записываете в таблицу. После того, как вам сосед рассказал свой материал, вы с его помощью заполняете столбик в своем листе. Каждый должен собрать информацию у друг друга, передавая текст и пересказывая то, что вам пересказал сосед, заполняя при этом

таблицу «Приспособленность животных к различным средам обитания» (Приложение№1)

Среда обитания

Приспособления животных к обитанию в этой среде

Работа в группе

Оцените работу группы:

А. «Отлично» — мне было очень комфортно работать в таком составе,

В. «Хорошо» — мне было достаточно хорошо на уроке,

кроме некоторых нюансов.

С «Нормально» — мне было не очень уютно на уроке,

D «Плохо» — мне было плохо и не комфортно работать в группе

IV. Закрепление нового (10 мин)

У нас на уроке были новые слова, посмотрите на доску, какие буквы нужно писать в этих словах?

  1. Работа с динамическим пособием.(Приложение №2)

( проверяем с помощью интерактивной доски)

Проговариваем правильное написание.

Почвенная среда, гепард, колибри,

V. Контролирующее задание (10 мин)

Оцените работу

Тест с использованием системы быстрого тестирования.

Ваша оценка за тест: «5», «4», «3», «2»

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)

.

Посмотрите в рабочий лист, где вы прописывали задачи на урок и ответьте на вопрос:

«Все ли я узнал, что планировал или остались вопросы на которые я не получил ответ?»

4)

Оцените свою работу на уроке:

« я работал очень хорошо на уроке»,

« я работал неплохо на уроке»,

«я плохо работал на уроке»

«я не работал на уроке»

Домашнее задание: § 23, упр.166,167, 168, 169


Приложение 1.

Карточка №1

Задание: Прочитайте текст. Назовите, о какой среде обитания идет речь. Какие приспособления имеют животные к обитанию в этой среде.

Эти птицы – чемпионы по скорости полета среди птиц. Обычная для них скорость- 120 км в час. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилет означает наступление устойчивой теплой погоды.

Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья длинные, заостренные. В полете они бывают до 19 часов в сутки – ловят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. Во рту образуется много слюны. Слюна особенно клейкая во время гнездостроения.

О каких птицах идет речь?

Карточка №2

Задание: Прочитайте текст. Назовите, о какой среде обитания идет речь. Какие приспособления имеют животные к обитанию в этой среде.

Самое быстрое животное из всех зверей. Развивает скорость до 110 км в час, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.

О каком животном идет речь? В какой среде обитает?

Карточка №3

Задание: Прочитайте текст. Назовите, о какой среде обитания идет речь. Какие приспособления имеют животные к обитанию в этой среде.

Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные активно передвигаются в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.

Назовите животных, живущих в этой среде.

Карточка №4

Задание: Прочитайте текст. Назовите, о какой среде обитания идет речь. Какие приспособления имеют животные к обитанию в этой среде.

Эта среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные, обитающие в ней, обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.

Назовите животных, которые обитают в этой среде.

Приложение №2

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Приложение 2

Распределить животных по средам обитания

Приложение 3.

Тема:_________________________________________

Хочу узнать_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________ 1.Заполнить таблицу.

1) Водную среду заполняют ученики 1 варианта, почвенную среду ученики 2 варианта

2) После заполнения своей колонки, рассказывают и помогают заполнить колонку соседу по парте.

Условия жизни

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Кислород

Достаточно

Вода

Не всегда достаточно

Изменение температуры

Значительные

Свет

Достаточно

3) Оцените работу соседа, который вам рассказывал материал и помогал заполнять таблицу

ФИ ученика, который рассказывал вам___________________________________________

Ваша оценка: «отлично, все понятно, хорошо объяснял», «хорошо объяснял, но пришлось самому искать в учебнике», « я ничего не понял, мне было сложно заполнять таблицу»

2 . Работа с текстом.

Вы работаете четверками. У каждого разное задание, оно отличается по цвету бумаги. Вы работаете со своей информацией и главное кратко записываете в таблицу. После того, как вам сосед рассказал свой материал, вы с его помощью заполняете столбик в своем листе. Каждый должен собрать информацию у друг друга, передавая текст и пересказывая то, что вам пересказал сосед, заполняя при этом таблицу «Приспособленность животных к различным средам обитания»

Среда обитания

Приспособления животных к обитанию в этой среде

Домашнее задание: § 23, упр.166,167, 168, 169

Приложение 4.

Оценочный лист.

ФИ ученика__________________________________

  1. Оцените работу соседа, который вам рассказывал материал и помогал заполнять таблицу

ФИ ученика, который рассказывал вам___________________________________________

Ваша оценка: «отлично, все понятно, хорошо объяснял»,

«хорошо объяснял, но пришлось самому искать в учебнике»,

« я ничего не понял, мне было сложно заполнять таблицу»

2.) Работа в группе

Оцените работу группы:

А. «Отлично» — мне было очень комфортно работать в таком составе,

В. «Хорошо» — мне было достаточно хорошо на уроке, кроме некоторых нюансов.

С «Нормально» — мне было не очень уютно на уроке, но не плохо совсем

D «Плохо» — мне было плохо и не комфортно работать в группе

3. Тест с использованием системы быстрого тестирования.

Ваша оценка за тест: «5», «4», «3», «2»

4) Оцените свою работу на уроке:

«я работал очень хорошо на уроке»,

«я работал неплохо на уроке»,

«я плохо работал на уроке»

«я не работал на уроке»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here