Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа
по природоведению
для 5 класса
Составитель: учитель географии
I квалификационной категории
Насрутдинова Ф.Ф.
Апастово, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основании следующих документов:
— Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012года, №273-ФЗ
— Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции)
— Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)
— Закона РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443РТ от 18.07.2004г.
— Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г. №196);
— Примерной программы по биологии
— Приказа МО и Н РТ от 9июля 2012 года №4154/12/ «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования»
— Федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 зарегистрированным в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993).
Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом для одной из основных линий системы естественнонаучного образования в средней школе для 5— 11 классов. Данная линия разработана Н. И. Сониным, А. А. Плешаковым, В. Б. Захаровым и др.
Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
-
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
-
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
-
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Задачи: сформировать у детей общие представления об учебном предмете; установить связи между имеющимися у школьников знаниями об окружающей природе, полученными в курсе природоведения, и новыми знаниями, развить интерес к изучению природы; познакомить с основными методами познания природы; обобщить знания о телах природы, их свойствах, явлениях природы, находить взаимосвязи между живой и неживой природой, проверить умение учащихся ориентироваться в природе с помощью компаса, определять линию горизонта.
В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа, структура и методический аппарат учебника «Природоведение» для 5-х классов (авторов А.А.Плешаков, Н.И.Сонин) включает в себя содержание, позволяющее создать условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности учащихся, когда каждый из них, включаясь в индивидуальную и коллективную учебную деятельность, становится заинтересованным участником приобретения и открытия знаний. То есть, система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), экскурсии.
Рабочая образовательная программа в 5 классе ориентирована на 35 учебных недель в год. Режим работы по шестидневной учебной неделе, продолжительность урока – 45 минут. Объем отобранного содержания программы определен в соответствии с нормативной продолжительностью изучения в основной школе, которая установлена базисным учебным планом по 2 учебных часа в неделю, 68 учебных часов в год. Количество экскурсий – 2, контрольных работ – 2, лабораторных работ – 1, практических работ — 13. Обучение ведется на русском языке.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Вселенная (19 ч)
Экскурсия в парк. Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XVI—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообаразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик. Обобщающий урок.
Практическая работа «Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий северного полушария, рассматривание в телескоп поверхности Луны».
2. Земля (16ч)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, II. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Мировой океан, части океана. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Практические работы
-
«На контурной карте подписать названия крупнейших вершин и рек материков».
-
«На контурной карте подписать названия океанов, морей, омывающих Россию, крупнейших рек».
-
«Ознакомление со свойствами горных пород и минералов».
3. Жизнь на Земле (16 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды; донное сообщество кораллового рифа; глубоководное сообщество.
Практические работы
-
«Рассматривание ископаемых остатков организмов».
-
«Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах».
-
«Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов».
-
«Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов».
-
«Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций».
-
«Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов».
-
«Рассматривание морских организмов в коллекциях и на влажных препаратах».
4. Человек на Земле (19 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, «озоновая дыра», «парниковый эффект», радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Овладение простейшими способами оказания первой помощи.
«Знакомство с оборудованием для научных исследований».
«Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».
Календарно-тематический план
Тема, раздел | Кол-во часов | Календарные сроки | Планируемый результат | Домашнее задание | ||||
По плану | По факту | |||||||
| Тема: «Вселенная» Осенняя экскурсия на природу. | 1-20 1 | 4.09.13 |
| Познакомить с достопримечательностями, сохранять и беречь уже созданное | Купить атлас, рабочую тетрадь, контурную карту | ||
| Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 | 7.09 |
| Дать представление о Вселенной и ее строе-нии | С.4 читать, задание 1,2 | ||
| Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | 1 | 11.09 |
| Уметь различать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею | С. 5,6,7 читать, задание1,2,3,4 | ||
| Модели Вселенной по Копернику. | 1 | 14.09 |
| Уметь моделировать систему мира по Копернику | С. 10-12 читать, задание 1,2,3 | ||
| Дж. Бруно и Галилео Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника. | 1 | 18.09 |
| Уметь различать и моделировать самим модели Вселенной, знать заслуги ученых | С. 10-13 читать, задание 1,2 | ||
| Закрепление пройденного. Тестирование. | 1 | 21.09 |
| Умение работать с тестами, составлять тесты самими учащимися | С. 4-11читать, задание 3,4 | ||
| Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. | 1 | 25.09 |
| Дать представление о Солнечной системе, познакомить с планетами земной группы | С. 16,17 читать, задание с 21 «Какие утверждения верны» | ||
| Планеты-гиганты. | 1 | 28.09 |
| Познакомить с планетами-гигантами, их размерами, спутниками | С.22-25 читать, задание 4 | ||
| Самая маленькая планета – Плутон. | 1 | 2.10 |
| Познакомить с самой маленькой планетой Солнечной системы, ее характеристика | С. 23-25читать, задание 1,2,3 | ||
| Астероиды. Кометы. | 1 | 5.10 |
| Познакомить с небесными телами, входящих в состав Солнечной системы | С. 38 читать, задание с.33-тесты | ||
| Метеоры. Метеориты. | 1 | 9.10 |
| Познакомить с движением в межпланетном пространстве вокруг солнца, с метеорами и метеоритами | С. 29 читать, задание 3 | ||
| Таинственные соседи Солнца. | 1 | 12.10 |
| Уметь их различать и называть | С. 30,31 читать, задание 5 | ||
| Закрепление пройденного. Тестирование. | 1 | 16.10 |
| Умение работать с тестами, составлять тесты самими учащимися | С. 28-33читать, задание 4 | ||
| Мир звезд. | 1 | 19.10 |
| Многообразие гигантских пылающих шаров | С.34,35 читать, задание 5 | ||
| Созвездия. | 1 | 23.10 |
| Умение находить на небе и звездной карте созвездия | С. 36,37 читать, задание 1 | ||
| Галактика. | 1 | 26.10 |
| Галактика. ее возникновение | С. 40-41 читать, задание 1,2 | ||
| Световой год. | 1 | 30.10 |
| Множество Галактик во Вселенной, методы их изучения | С. 42,43 читать, задание 3,4 | ||
| Далекие миры. | 1 | 2.11 |
| Знать основные понятия, терминологический диктант | С. 40-45 читать, задание 1,2 | ||
| Обобщающий урок по теме : «Вселенная». | 1 | 13.11 |
| Обобщение знаний о Вселенной | С. 46-49 читать, задание 4,5 | ||
| Тема : «Земля». Гипотезы о возникновении. | 21-36 1 | 16.11 |
| Гипотезы о возникновении Земли, внутреннее строение, движение земной коры, уникальность Земли | С. 50,51читать, задание 1,2,3 | ||
| Возникновение Земли (продолжение). | 1 | 20.11 |
| Обоснование бережного отношения к Земле, рациональное использование ее ресурсов | С. 52-55 читать, задание 4,5 | ||
| Внутреннее строение Земли. | 1 | 23.11 |
| Познакомить с внутренним строением Земли, особенностями земной коры | С. 56,57 читать, задание1 | ||
| Горные породы, минералы. Полезные ископаемые. | 1 | 27.11 |
| Познакомить с особенностями происхождения горных пород, их отличия от минералов | С. 58-61 читать, задание 2,3 | ||
| Землетрясения. | 1 | 30.11 |
| Причины происхождения, зоны распространения | С. 62-65 читать, задание 1,2 | ||
| Вулканы. | 1 | 4.12 |
| Причины и последствия, действующие и потухшие | С. 66,67 читать, задание 3,4 | ||
| Суша планеты. | 1 | 7.12 |
| Материки и острова, их краткая характерис-тика | С. 68-72 читать, задание 4,5 | ||
| Атмосфера Земли. | 1 | 11.12 |
| Состав и строение атмосферы, основные ат-мосферные явления, значение для челове-чества и планеты | С. 73,74 читать, задание 1-3 | ||
| Погода. Климат. | 1 | 14.12 |
| Разнообразие погодных и климатических условий, влияние погоды и климата на все живое | С. 75,76 читать, задание 4,5 | ||
| Закрепление пройденного. | 1 | 18.12 |
| Систематизация и обобщение знаний детей, основные термины и понятия | С. 62-77 читать, задание 1 | ||
| Ураганы. Смерчи. | 1 | 21.12 |
| Грозные явления природы, их причины и последствия | С. 77-79 читать, задание 2-4 | ||
| Гидросфера Земли, ее части. | 1 | 11.01.14 |
| Составные части. их взаимосвязи, крупнейшие моря и океаны планеты | С.80-83 , задание 1-3 | ||
| Мировой океан. | 1 | 15.01 |
| Основная часть гидросферы | С. 84-87 читать, задание 4,5 | ||
| Воды суши. | 1 | 18.01 |
| Основные источники пресной воды, их роль в круговороте воды | С. 88-91читать, задание 1 | ||
| Уникальность планеты Земля. | 1 | 22.01 |
| Место в Солнечной системе, ее уникальность | С.92-94 читать, задание 2 | ||
| Обобщающий урок по теме: «Земля». | 1 | 25.01 |
| Систематизация и обобщение знаний детей, основные термины и понятия | С. 78-94, задание 1-5 | ||
| Тема: «Жизнь на Земле». Развитие жизни на Земле. | 37-51 1 | 29.01 |
| Современные взгляды на развитие жизни на Земле, древние животные | С. 95-97, задание 1,2 | ||
| Животные прошлого. | 1 | 1.02 |
| Ископаемые остатки древних животных. История развития жизни на Земле | С. 98-101 читать, задание 3,4 | ||
| Живые клетки. | 1 | 5.02 |
| Клеточное строение организма, клетка -структурная единица живого, история открытия и разнообразие клеток | С.102,103 читать, задание 1,2 | ||
| Строение клетки. Лабораторная работа. | 1 | 8.02 |
| Познакомить учащихся с увеличительными приборами, умение готовить микропрепарат кожицы чешуи лука | С.104-107 читать, задание 3,4 | ||
| Царство живой природы. Одноклеточные организмы. | 1 | 12.02 |
| Основное царство живой природы. | С.108-110 читать, задание 1,2 | ||
| Многоклеточные организмы. | 1 | 15.02 |
| Разнообразие грибов и растений, их отличительные черты, роль в природе | С.111,112 читать, задание 3,4 | ||
| Беспозвоночные и позвоночные животные. | 1 | 19.02 |
| Разнообразие, роль в природе, связи с растениями и другими живыми организмами | С. 113 читать, задание 2 | ||
| Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | 1 | 22.02 |
| Разнообразие сред, заселение их различными организмами, особенности наземно-воздушной среды | С. 114 читать, задание 3,4 | ||
| Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | 1 | 26.02 |
| Водная среда обитания, животные и их приспособленность к жизни в воде | С. 115 читать, задание 2 | ||
| Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | 1 | 1.03 |
| Особенности почвы, приспособленность растений и животных | С. 116-119 читать, задание 3 | ||
| Жизнь на разных материках. | 1 | 5.03 |
| Своеобразие растительного и животного мира различных материков Земли | С. 120-123 читать, задание 4 | ||
| Жизнь на разных материках | 1 | 8.03 |
| Систематизация и обобщение знаний детей, основные термины и понятия | С.124,125 читать, задание 1 | ||
| Закрепление пройденного
| 1 | 12.03 |
| Систематизация и обобщение знаний детей, основные термины и понятия | С.124,125 читать, задание 2,3 | ||
| Природные зоны Земли. | 1 | 15.03 |
| Природные зоны Земли, особенности расти-тельного и животного мира, причины распределения растений и животных на суше | С.126-131 читать, задание 2,3 | ||
| Жизнь в морях и океанах. | 1 | 19.03 | Коралловые рифы | С. 132-135 читать, задание 4 | |||
| Обобщающий урок по теме : «Жизнь на Земле». | 1 | 22.03 |
| Систематизация и обобщение знаний детей, основные термины и понятия | С.136-138 читать, задание 1,2 | ||
| Тема: «Человек на Земле»». Происхождение человека. Древние предки человека. | 52-70 1 | 2.04 |
| Происхождение человека и древних предков, среда обитания и образ жизни | С. 140-143 читать, задание 3 | ||
| Первые люди. | 1 | 5.04 |
| Усложнение в строении и поведении первых людей в процессе исторического развития | С.144-145 читать, задание 1 | ||
| Науки о природе. Превращение веществ. Физические явления. | 1 | 9.04 |
| Естественные науки, объекты их изучения | С. 146-151 читать, задание 2,3 | ||
| Методы изучения природы. Наблюдения, опыты и явления | 1 | 12.04 |
| Методы изучения природы, роль наблюдения при изучении природы | С.152 читать, задание 4 | ||
| Эксперимент, измерение – методы познания природы. | 1 | 16.04 |
| Способы изучения природы- эксперимент и измерение | С. 153 читать, задание 1,2 | ||
| Оборудование для научных исследований. | 1 | 19.04 |
| Увеличительные измерительные приборы, лабораторное оборудование | С.154-157 читать, задание 3,4 | ||
| История географических открытий. Открытие Америки. | 1 | 23.04 |
| Географические открытия материков нашей планеты | С.158 читать, задание 1,2 | ||
| Открытие Австралии и Антарктиды. | 1 | 26.04 |
| Великие географические открытия, первооткрыватели Австралии и Антарктиды | С.159 читать, задание 3 | ||
| Великие путешественники-первооткрыватели новых земель. | 1 | 30.04 |
| Путешественники-первооткрыватели | С. 160-163 читать, задание 4 | ||
| Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. | 1 | 3.05 |
| Последствия влияния человека на природу | С. 164 читать, задание 1,2,3 | ||
| Меры сохранения жизни на Земле. | 1 | 7.05 |
| Основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ | С. 165-167 читать, задание 3 | ||
| Опустынивание и его причины. | 1 | 10.05 |
| Причины опустынивания, меры его остановки | С. 168-169 читать, задание 4 | ||
| Жизнь под угрозой. | 1 | 14.05 |
| Негативная деятельность человека | С. 170-173 читать, задание 1 | ||
| Обобщающий урок по теме : «Человек на Земле». | 1 | 17.05 |
| Систематизация и обобщение знаний детей, основные термины и понятия | С. 174-175 читать, задание 1 | ||
| Здоровье человека и безопасность жизни. | 1 | 21.05 |
| Способы разрешения экологических пробл. | С.176-179 читать, задание 3 | ||
| Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения. | 1 | 24.05 |
| Способы разрешения экологических проблем | С. 180-181 читать, задание 4 | ||
| Оказание первой помощи. | 1 | 28.05 |
| Способы разрешения экологических пробл. | С.182 читать, задание | ||
| Обобщающий урок по курсу «Природоведение, 5 класс» Экскурсия в парк. | 1 | 31.05 |
| Систематизация и обобщение знаний детей, основные термины и понятия.
| С. 183 читать, задание
Учиться наблюдать за природой
|
Итого: 70часов лабораторная работа- 1
практическая работа-13
закрепление пройденного- 5
обобщающие уроки-4
экскурсии-2
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения природоведения ученик должен знать/понимать:
-
основные этапы в развитии взглядов людей на Вселенную; отличие систем мира по Птолемею и Н. Копернику; роль Дж. Бруно, Г. Галилея в развитии взглядов на Вселенную;
-
строение и состав Солнечной системы;
-
общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов;
-
основные типы звезд, созвездия неба Северного полушария;
-
характеристику галактик;
-
основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы;
-
внутреннее строение Земли и ее внешние оболочки;
-
причины землетрясений и вулканической деятельности; общую характеристику материков
Уметь:
• узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия
растений и животных с использованием атласа-определителя;
• приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения;
приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием чело
• указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
• находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
• описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
• сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;
• описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
• находить значение указанных терминов в справочной литературе;
• кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
• использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2—3 минуты);
• пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
• следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
-
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
-
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
-
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК
Отметка «5» ставится в случае:
-
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4»:
-
Знание всего изученного программного материала.
-
Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
-
Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
-
Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
-
Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
-
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
полнота раскрытия вопроса;
-
использование терминологии;
-
приведение примеров, раскрывающих сущность явления или понятия;
-
использование таблицы при ответе;
-
ответы на дополнительные вопросы учителя.
На лабораторно-практическом посту учащиеся самостоятельно выполняют лабораторные работы. Они тянут карточки с заданиями и работают по ним, при этом ученики сами выбирают необходимое оборудование и объекты для выполнения задания. На этом посту критериями оценки могут быть следующие:
-
правильное обращение с техникой;
-
правильность выбранного объекта, лабораторного оборудования;
-
аккуратность выполнения;
-
аргументированное объяснение полученных результатов;
-
ответы на дополнительные вопросы учителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическое обеспечение
1. Сборник нормативных документов. Природоведение: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс /Сост. В.Н.Кузнецов, М.Ю.Демидова/ — М.: Просвещение, 2004.
Предлагаемая тетрадь — часть учебного комплекта по курсу «Природоведение. 5 класс», созданного в рамках оригинальной авторской программы А. А. Плешакова и Н. И. Сонина.
Сиротин В.И.,сост. Контурные карты. Природоведение. 5 класс Контурные карты «Природоведение. 5 класс» помогут при изучении этого интересного школьного предмета. При выполнении любых заданий можно пользоваться школьным учебником и атласом по природоведению. Не нужно перерисовывать подробно карты атласа, выполнять только конкретные задания, которые указаны на контурной карте, и задания, предложенные учителем дополнительно. Контурная карта должна быть заполнена не только правильно, но и аккуратно.
Природоведение: Атлас для 5 кл.
Изучать законы природы необходимо всем людям. Знания о природе позволяют бережно пользоваться ее дарами, не наносить природе вреда неразумными действиями, определять пределы допустимых изменений в окружающей среде. Изучение природы позволит получить ответы на многие вопросы. Например, чем опасны чрезмерные вырубки лесов? Какой вред наносит водным животным строительство гидроэлектростанций? При строительстве заводов и фабрик, атомных электростанций, плотин на реках, дорог и каналов инженеры…