Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

по природоведению

для 5 класса

Составитель: учитель географии

I квалификационной категории

Насрутдинова Ф.Ф.

Апастово, 2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основании следующих документов:

— Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012года, №273-ФЗ

— Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции)

— Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)

— Закона РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443РТ от 18.07.2004г.

— Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г. №196);

— Примерной программы по биологии

— Приказа МО и Н РТ от 9июля 2012 года №4154/12/ «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования»

— Федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию

— СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в  общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 зарегистрированным в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993).

Программа предназначена для изучения основ ес­тествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом для одной из основных линий системы естественнонаучного обра­зования в средней школе для 5— 11 классов. Данная линия разработана Н. И. Сониным, А. А. Плешако­вым, В. Б. Захаровым и др.

Изучение природоведения в V классе направлено на достижение сле­дующих целей:

• освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; свя­зи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

• овладение начальными естественнонаучными умениями прово­дить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и твор­ческих способностей в процессе решения познавательных задач;

• воспитание положительного эмоционально-ценностного отноше­ния к природе; стремления действовать в окружающей среде в со­ответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здо­ровый образ жизни;

• применение полученных знаний и умений для решения практиче­ских задач в повседневной жизни, безопасного поведения в при­родной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи: сформировать у детей общие представления об учебном предмете; установить связи между имеющимися у школьников знаниями об окружающей природе, полученными в курсе природоведения, и новыми знаниями, развить интерес к изучению природы; познакомить с основными методами познания природы; обобщить знания о телах природы, их свойствах, явлениях природы, находить взаимосвязи между живой и неживой природой, проверить умение учащихся ориентироваться в природе с помощью компаса, определять линию горизонта.

В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа, структура и методический аппарат учебника «Природоведение» для 5-х классов (авторов А.А.Плешаков, Н.И.Сонин) включает в себя содержание, позволяющее создать условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности учащихся, когда каждый из них, включаясь в индивидуальную и коллективную учебную деятельность, становится заинтересованным участником приобретения и открытия знаний. То есть, система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), экскурсии.
Рабочая образовательная программа в 5 классе ориентирована на 35 учебных недель в год. Режим работы по шестидневной учебной неделе, продолжительность урока – 45 минут. Объем отобранного содержания программы определен в соответствии с нормативной продолжительностью изучения в основной школе, которая установлена базисным учебным планом по 2 учебных часа в неделю, 68 учебных часов в год. Количество экскурсий – 2, контрольных работ – 2, лабораторных работ – 1, практических работ — 13. Обучение ведется на русском языке.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Вселенная (19 ч)

Экскурсия в парк. Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Зем­ли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Все­ленной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XVIXVII вв. и их влия­ние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в разви­тии и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообаразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многооб­разие галактик. Обобщающий урок.

Практическая работа «Наблюдение за звездным небом, нахождение ос­новных созвездий северного полушария, рассматри­вание в телескоп поверхности Луны».

2. Земля (16ч)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, II. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной систе­мы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океаниче­ской коры. Горные породы. Минералы, полезные ис­копаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Суша планеты. Материки, острова. Характеристи­ка природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаж­дение воздуха над сушей и водной поверхностью. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Мировой океан, части океана. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых орга­низмов. Особенности расположения Земли в Солнеч­ной системе, ее вращение, строение, обеспечиваю­щие возможность жизни на планете.

Практические работы

• «На контурной карте подписать названия круп­нейших вершин и рек материков».

• «На контурной карте подписать названия океанов, морей, омывающих Россию, крупнейших рек».

• «Ознакомление со свойствами горных пород и минералов».

3. Жизнь на Земле (16 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем оке­ане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цито­плазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и живот­ного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Бес­позвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организ­мов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знаком­ство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхно­сти и толщи воды; донное сообщество кораллового рифа; глубоководное сообщество.

Практические работы

• «Рассматривание ископаемых остатков организ­мов».

• «Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах».

• «Рассматривание под микроскопом одноклеточ­ных организмов».

• «Исследование разнообразия растений с использо­ванием гербарных материалов».

• «Знакомство с организмами различных сред оби­тания с использованием гербариев и коллекций».

• «Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов».

• «Рассматривание морских организмов в коллек­циях и на влажных препаратах».

4. Человек на Земле (19 ч)

Научные представления о происхождении челове­ка. Древние предки человека: дриопитеки и австрало­питеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, сов­ременный человек). Изучение природы человеком. Естественные нау­ки (астрономия, физика, химия, геология, физичес­кая география, биология, экология). Методы изу­чения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные прибо­ры, измерительные приборы).Страницы истории географических открытий. Гео­графические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Вели­кие путешественники — первооткрыватели далеких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, «озоновая дыра», «пар­никовый эффект», радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пу­ти сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опусты­ниванием.

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожени­ем лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Овладение простейшими способами оказания первой помощи.

«Знакомство с оборудованием для научных иссле­дований».

«Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».

Календарно-тематический план