Российская Федерация Республика Саха (Якутия)
Муниципальное Учреждение Управление образованием
г. Нерюнгри
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 24
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Биологии
Уровень образования (класс): 5 А, Б, В
Количество часов: 35 часов
Учитель: Парфенова Мария Афанасьевна
Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012, по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, 35 ч, 1 ч в неделю. В разделе 4. Человек на Земле вынесены 2 часа, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,
— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно — деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.
В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:
-
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
-
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
-
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
-
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
-
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.
-
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
-
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
-
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
-
понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;
-
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
-
понимание необходимости здорового образа жизни;
-
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
-
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
-
правильному использованию биологической терминологии и символики;
-
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
-
развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Результаты изучения биологии в 5 классе.
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
-
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
-
реализация установок здорового образа жизни;
-
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
-
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
-
умение работать с разными источниками биологической информации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
-
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
-
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
-
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
-
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
-
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
-
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
-
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
-
В сфере трудовой деятельности:
-
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
-
освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
-
выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:
-
Живой организм: строение и изучение
-
Многообразие живых организмов
-
Среда обитания живых организмов
-
Человек на Земле
Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
— Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
— Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
— Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-образовательные ресурсы:
|
|
|
8. Электронно-программное обеспечение:
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в биологию. 5 класс
(35 ч, 1ч в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
-
ставить учебную задачу под руководством учителя;
-
систематизировать и обобщать разные виды информации;
-
составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
-
самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины —степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел,гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (4 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защитапланеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
— объяснять роль растений и животных в жизни человека;
— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
— соблюдать правила поведения в природе;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
-
формирование основ экологической культуры.
Ученик получит возможность учиться:
-
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
-
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
-
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
-
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
-
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
-
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
-
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
-
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
-
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
-
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
-
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
-
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
-
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
-
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программыпредполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
-
стартовой диагностики;
-
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
-
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
-
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
-
защиты итогового индивидуального проекта.
-
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
-
первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
-
выявлению и осознанию сущности и особенностейизучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
-
выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношениймежду объектами и процессами.
-
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
-
стартовой диагностики;
-
тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
-
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Резервное время — 3 ч.
Тематический план
Количество часов | |
Введение
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение 8 ч. | 1 |
1 | |
Тема 1.2 Наука о живой природе | 1 |
Тема 1.3 Методы изучения природы | 1 |
Тема 1.4 Увеличительные приборы | 1 |
Тема 1.5 Живые клетки | 1 |
Тема 1.6 Химический состав клетки | 1 |
Тема 1.7Вещества и явления в окружающем мире | 1 |
Тема 1.8 Великие естествоиспытатели | 1 |
Раздел 2.Многообразие живых организмов 14 ч
1 | |
Тема 2.2 Разнообразие живого | 1 |
Тема 2.3Бактерии | 1 |
Тема 2.4Грибы | 1 |
Тема 2.5Водоросли | 1 |
Тема 2.6 Мхи | 1 |
Тема 2.7 Папоротники | 1 |
Тема 2.8 Голосеменные растения | 1 |
Тема 2.9 Покрытосеменные (цветковые) растения | 1 |
Тема 2.10 Значение растений в природе и жизни человека | 1 |
Тема 2.11Простейшие | 1 |
Тема 2.12Беспозвоночные | 1 |
Тема 2.13Позвоночные | 1 |
Тема 2.14 Значение животных в природе и жизни человека | 1 |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов 4 ч
1 | |
Тема 3.2Жизнь на разных материках | 1 |
Тема 3.3 Природные зоны Земли | 1 |
Тема 3.4 Жизнь в морях и океанах | 1 |
Раздел 4.Человек на Земле 6ч.
1 | |
Тема 4.2 Как человек изменил Землю | 1 |
Тема 4.3 Здоровье человека и безопасность жизни | 1 |
Тема 4.4 Растения и животные, занесённые в Красную книгу. | 1 |
Тема 4.5 Обобщающее повторение | 1 |
Тема 4.6 Итоговый контроль | 1 |
Резерв времени | 2 |
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока. Форма проведения процесса. | Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся | Планируемые результаты | Система контроля | Основные средства обучения, ЭОР | Параграф (или страница учебника) | |||||
С начала года | По теме | личностные | метапред-метные | пред-метные | ||||||||
по плану 01.09-06.09 | Факт | 1 | 1 | Введение | Урок изучения и первичного закрепления знаний. Беседа. | Инструктаж по технике безопасности при работе в биологическом кабинете. Правила пожарной безопасности.
| Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения. | Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности. | Опрос, вводная диагностика, тест. | Учебник, наглядные пособия, определители, атласы. | 1-3 стр. |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч) | ||||||||||||
08-13.09 |
| 2 | 1 | Что такое живой организм. | Комбинированный. Лекция. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный.
| Формировать познавательный интерес | Уметь сопоставлять свойства живых организмов | Знать свойства и основные признаки живого организма | Ответы на вопросы 1-10 стр.11. | Муляжи животных, комнатные растения. Электронное приложение к учебнику. | П. №1, стр. 6-11. |
15.-20.09 |
| 3 | 2 | Наука о живой природе | Урок «открытия» нового знания. Беседа. | Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, частично-поисковый. | Формировать навыки осознания ценности живых объектов | Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни. | Знать основные свойства живой природы | Биологический диктант по теме «Признаки живого» | Электронное приложение к учебнику | П. №2, стр. 12-16. |
22-27.09 |
| 4 | 3 | Методы изучения природы. | Комбинированный. Беседа. | Индивидуальная, работа в парах, группах. Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний. | Формировать ответственное отношение к обучению. | Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты. | Знать характеристику методов биологических исследований. | Ответы на вопросы 1-9 стр.22 | Плакат «Лабораторное оборудование» | П. №3, стр. 17-22. |
29-4.10 |
| 5 | 4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». | Лабораторно-практический урок. Парная работа. | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. | Формировать навыки работы с увеличительными приборами | Уметь работать с увеличительными приборами | Знать устройство светового микроскопа, лупы. | Выполнение упр. 22-25 из рабочей тетради. | Микроскоп | П. №4, стр. 23-26. |
06-11.10 |
| 6 | 5 | Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука» | Лабораторно-практический урок. Парная работа. | Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль.
| Формировать навыки сравнения живых клеток. | Уметь находить отличия у живых клеток. | Знать основные органоиды клетки. | Ответы на вопросы 1-7 стр.32 | Микроскопы, готовые микропрепараты. | П. №5, стр. 27-32. |
18-25.10 |
| 7 | 6 | Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы». | Лабораторно-практический урок. Парная работа.
| Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в семенах./ | Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого. | Уметь работать с наглядным материалом. | Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества. | Выполнение упр.35-39 из рабочей тетради. | Электронное приложение к учебнику. Семена пшеницы, вода.в стакане, салфетка. | П. №6, стр. 33-38. |
27-1.11 |
| 8 | 7 | Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ». | Лабораторно-практический урок. Работа в парах. |
| Формировать познавательный интерес. | Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации. | Знать отличие веществ и явлений. | Ответы на вопросы 40-46 из рабочей тетради. | Модели атомов, магнит, металлические предметы. | П. №7, стр. 39-46. |
3.-08.11 |
| 9 | 8 | Великие естествоиспытатели. | Урок «открытия» новых знаний. Беседа. | Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником. | Формировать познавательный интерес. | Умение работать с разными источниками биологической информации. | Знать ученых сделавших, открытия. | Сообщения. Разноуровневый контроль знаний. | Портреты К. Линнея, Ч.Дарвина, В.Вернадского и др. | П. №8, стр. 47-50. |
УУД: регулятивные (Р).личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П).
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14ч)
№ УРОКА | Кол-во часов | Тема урока | Тип урока Форма проведения | Формы организации учебно – познавательной деятельности учащихся | Планируемые результаты | Система контроля | Основные Средства обучения | Пара граф (или страница) | |||||||||
|
|
| личностные | Метапредметные | предметные | ||||||||||||
10-15.11 |
| 10 | 1 | Как развивалась жизнь на Земле | Урок «открытия» нового знания
| Эвристическая беседа Групповая работа, работа с учебником Приобретение и первичный контроль знаний Просмотр фильма | Формировать познавательный интерес | П: Уметь находить закономерности Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты Л: умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, Р: умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности К: умение слушать и вступать в диалог, работатать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками | Знать этапы развития жизни на Земле | Вопр.№9 стр56 уч; Тест №1,2 электронное приложение к учебнику | Плакат, мультимедиа, царства живой природы Интерактивное Задание http\filesschjjl—collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П.№9 стр.52-56 | |||||
17-21.11 |
| 11 | 2 | Разнообразие живого | Урок изучения нового материала, | Индивидуальная, работа с учебником, приобретение знаний и первичный контроль, взаимоконтроль Просмотр фильма | Формировать этическое отношение к живым организмам | Уметь систематизировать многообразие живого П: умение давать определениям понятия, классифицировать объекты Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог | Знать отличия живых организмов друг от друга | Зад в раб тетр.№3,4 Электр.приложение «кто из какого царства» | Плакаты, муляжи, фильм http\filesschjjl—collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П.№10, стр.57-59 | |||||
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов 27-29.11 |
| 12 | 3 | Бактерии | комбинированный | Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа, сообщения учащихся Приобретение знаний и первичный контроль Работа в парах | Формировать познавательный интерес | Уметь дать характеристику, объяснять роль бактерий в природе и жизни человека П: умение работать с различными источниками информации , преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Л: потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа К: умение эффективно строить взаимодействие с одноклассниками | Знать особенности строения и жизнедеятельности | Вопр. №1, 4,10 учебника. Сообщение вопр.№7,8
| Таблица «Бактериальная клетка» Интерактивное задание http\filesschjjl—collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П.№11, стр60-63 | |||||
01-06.12 |
| 13 | 4 | Грибы | комбинированный | Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль | Формировать познавательный интерес | П: Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья Р: умение организовывать выполнения задания учителя, развитие навыка самооценки и самоанализа К : умение работать в составе творческих групп
| Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов, их значение в природе и жизни человека | Вопр.№1,38 учебн. стр 67 Раб.тетр. таблица «Значение грибов»
Электр.приложение к учебнику тест №1,2 | Муляжи, таблицы, Интерактивное задание
http\filesschjjl—collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П.№12.стр.64-67 | |||||
08-13.12 |
| 14 | 5 | Общая характеристика растений. Водоросли. | Комбинированный | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением растения» Просмотр фильма | Формировать познавательный интерес | П: Уметь дать характеристику водорослям Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей | Вопр.№13,6 стр 72 Сообщение (вопр.№10 На стр 72) Электр. Приложение к учебнику тест №1,2 , | Плакат, ТСО,
фильм http\filesschjjl—collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику
| П.№13 Стр69-72 | |||||
15-29.12 |
| 15 | 6 | Мхи | Комбинированный | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, сообщения учащихся и беседа | Формировать познавательный интерес | П: Уметь дать характеристику мхам, различать виды мхов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
| Знать особенности строения мхов | Вопр.№1,8 стр75; Сообщение (впр.№9 стр75); Электр. Приложение к учебнику тест №1,2 | Плакат, гербарий электронное приложение к учебнику | П.№14 Стр73-75 | |||||
22-27.12 |
| 16 | 7 | Папоротники | Комбинированный | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа Просмотр фильма | Формировать познавательный интерес | П: Уметь дать характеристику папоротников Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | Знать особенности строения папоротников | Вопр.№3,4,7 стр78
Электр. Приложение к учебнику тест №1,2
| Плакат, живое растение
фильм http\filesschjjl—collektion.edu.ruьм электронное приложение к учебнику | П.№15 Стр.76-78 | |||||
09-17.01 |
| 17 | 8 | Голосеменные растения | Комбинированный | Приобретение и закрепление знаний, беседа , индивидуальная работа и работа с учебником | Формировать познавательный интерес | П: Уметь дать характеристику голосеменных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
| Знать особенности строения голосеменных | Вопр.№4 Стр 82; Сообщение (вопр №6 стр 82)
Раб. Тетрадь 2 задания по выбору учащихся |
Плакат, веточки хвойных деревьев, гербарий Задание http\filesschjjl—collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П№16 Стр79-82 | |||||
19-24.01 |
| 18 | 9 | Покрытосеменные (Цветковые ) растения | комбинированный | Эвристическая беседа, работа с учебником, работа в парах, первичный контроль знаний Просмотр фильма | Формировать познавательный интерес | П: Уметь дать характеристику покрытосеменным Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Л: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Р: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов К: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение | Знать отличительные признаки цветковых растений | Вопр.№1,2,3,4 стр 87 Составить сравнительную таблицу (вопр №5 стр87)
Электронное приложение к учебнику Тест №1,2 | Плакат, живые растения, гербарий
фильм http\filesschjjl—collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П№17 Стр83-87 | |||||
26-31.01 |
| 19 | 10 | Значение растений в природе и жизни человека | Урок обобщения и контроля знаний | Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам (презента-ции) Просмотр фильма Контроль и углубление знаний | Формирование навыков поведения в природе | П: Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям Л: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение | Знать о значении растений в природе и жизни человека | Интерактив «да – нет» (электр.прил. к учебнику)
Задания в рабочей тетради (4 по выбоу учащихся) Биологический диктант | Фильм, плакаты электронное приложение к учебнику | П.№18 Стр88-90 | |||||
01-07.12 |
| 20 | 11 | Общая характеристика животных. Простейшие | Урок «открытия» новых знаний | Эвристическая беседа, лабораторная работа «наблюдение за передвижением животных», приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником в парах | Формировать осознание ценности живых объектов | П: Уметь определять простейших Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль
| Знать отличительные признаки | Вопр. №1,2,3,4,8 Стр93 Электр.прилож тест №1,2 | Плакат, микроскопы, культуры водных микроорганизмов электронное приложение к учебнику | П.№19 Стр91-93 | |||||
09.02-14.02 |
| 21 | 12 | Беспозвоночные | Комбинированный | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа Просмотр фильма | Формировать осознание ценности беспозвоночных | П: Уметь определять беспозвоночных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль | Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных | Вопр.№1,2,6,8 стр 96;
Сообщение уч-ся о представителях беспозвоночных (по выбору уч-ся)
| Плакат, ТСО, фильм, Задание http\filesschjjl—collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П.№20 Стр94-96 | |||||
16.-19.02 |
| 22 | 13 | Позвоночные | Комбинированный | Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, Сообщения учащихся Просмотр фильма Индивидуальная работа | Формировать осознание ценности позвоночных | П: Уметь находить на плакатах и систематизировать позвоночных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья Р: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов К: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль | Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение | Вопр.№1,5,6,9 стр 99
Зад.в рабочей тетради (по выбору уч-ся) Сообщение о представителях позвоночных | Плакаты, фильм и Задание http\filesschjjl—collektion.edu.ru электронное приложение к учебнику | П.№21 Стр97-99 | |||||
26-28.02 |
| 23 | 14 | Значе- ние животных в природе и жизни челове ка | Урок обобщения знаний и контроля знаний | Индивидуальная работа, Контроль знаний, углубление знаний проекты учащихся по заданным темам (презента-ции)
| Формирование навыков поведения в природе | П: Уметь находить изучаемые объекты в природе Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям Л: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе Р: умение планировать свою работупри выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию К: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение | Знать значение животных в природе и в жизни человека | биологический диктант;
вопр.№1 стр101;
электр.приложение к учебнику интерактив «да – нет»
| Плакаты, ТСО электронное приложение к учебнику | П.№22 Стр100-102 |
УУД: регулятивные (Р).личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П).
Раздел 3. Среда обитания организмов
№ УРОКА | Кол-во часов | Тема урока | Тип урока Форма проведения | Формы организации учебно – познавательной деятельности учащихся | Планируемые результаты | Система контроля | Основные Средства обучения | Пара граф (или страница) | |||||||||||||||
|
|
| личностные | Метапредметные | предметные | ||||||||||||||||||
02-07.03 |
| 24 | 1 | Среда обитания живых организмов. Три среды обитания | урок изучения нового материала; индивидуально-групповой; проблемно-поисковый.
| Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль.
| Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.
| Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.
| Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.
| Ответы на вопросы с.108, выполнение тестов.
| Таблицы, ЭОР Пищевая цепь. Задачи на предсказание последствий нарушения экологического равновесия с помощью анимированной модели http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a3fd666-ad4b-4f16-b755-a1bd743f5bdd/cep_1.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/723439db-0bc0-4938-a121-6fb878d39f8d/cep_2.swf
| П.23 | |||||||||||
09-14.03 |
| 25 | 2 | Жизнь на разных материках.
| урок изучения нового материала; индивидуально-групповой; проблемно-поисковый | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль.
| Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.
| Р:Развитие навыков оценки и самоанализа. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное. К: Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
| Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах.
| Сообщения, ответы на вопросы с.114
| Таблицы, ЭОР | П.24 | |||||||||||
16-21.03 |
| 26 | 3 | Природные зоны Земли.
| урок изучения нового материала; индивидуально-групповой; проблемно-поисковый | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.
| Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.
| Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П:умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.
| Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.
| Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний | Таблицы, ЭОР | П.25 | |||||||||||
23-28.03 |
| 27 | 4 | Жизнь в морях и океанах.
| урок изучения нового материала; индивидуально-групповой; проблемно-поисковый | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.
| Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах.
| Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа П:умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
| Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).
| Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.
|
| П.26 | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
|
№ урока | Тема урока | Тип урока. Форма проведения процесса. | Планируемые результаты | Система контроля | Основные средства обучения, ЭОР | Параграф (или страница учебника) | |||||
С начала года | По теме | личностные | метапред-метные | пред-метные | |||||||
Раздел 4.Человек на Земле
| |||||||||||
30-04.04 |
| 28 | 1 | Как человек появился на Земле. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. Беседа. | Формирование познавательного интереса | Объяснить место и роль человека в природе. | Знать этапы появления человека на Земле. | Ответы на вопросы. | ТСО | П. №27, стр. 128-134. |
06-08.04 |
| 29 | 2 | Как человек изменил Землю. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. Беседа. | Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе. | Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем. | Знать как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности. | Сообщения, творческие задания. | ТСО | П. .№28, №30, стр. 135-145. |
15-18.04 |
| 30 | 3 | Растения и животные, занесенные в Красную книгу. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. Лекция. | Формирование основ экологической культуры. | Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России и Ульяновской области. | Знать растения и животных занесенных в Красную книгу России, нашего региона. | Сообщения, ответы на вопросы | Фильм, плакаты. | П. .№ 29, стр. 140-142. |
20-25.04 |
| 31 | 4 | Здоровье человека и безопасность жизни | Урок «открытия» нового знания | Формировать осознание ценности здорового и безопасного образа жизни. | Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. | Знать природную и социальную среду обитания человека. | Ответы на вопросы | Плакат | П. № 31, стр. 146-152. |
27-02.05 |
| 32 | 5 | Обобщающее повторение | Урок рефлексии | Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее. | Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | Наблюдать и описывать явления природы. Представлять результаты своего исследования. | Отчет по экскурсии. | Тетрадь, ручка, пакет. |
|
04-16.05 |
| 33 | 6 | Итоговый контроль |
| Формирование интеллектуальных умений. | Формирование умения видеть проблему. | Анализ и оценка деятельности на уроке. | Итоговая диагностика. |
| Летнее задание: «Проект «Мое дерево». |
18-23.05 |
| 34 |
| Резерв времени 2 часа |
|
|
|
|
|
|
|
25-30.05 |
| 35 |
|
|
|
|
|
|
|
|