Сценарий урока чтения в 1 классе.
Тема: «Упражнения в чтении. Знакомство с приставкой.»
Цели: создать условия для открытия знаний о приставке;
Задачи: 1) тренировать детей в осмысленном чтении;
2) познакомить с приставкой;
3) развивать умение общаться в группе;
4) формировать умение выступать перед аудиторией;
5) учить самооценке своей деятельности.
Ход урока:
I Орг.момент. Речевая зарядка:
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два,
Кто с желанием читает,
Звуки, буквы изучает,
Тот отлично учится,
Всё у всех получится.
Дорогие друзья!
Сегодня я приглашаю вас в путешествие, в котором вам предстоит сделать важное открытие для себя в области русского языка.
Но прежде мы должны уточнить, что вы уже знаете. Для этого поработаем в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием.
-
группа:
*Прочитайте слова в столбиках.
*Являются ли данные слова родственными?
*Почему?
трава
травинка
травка
травушка
2 группа:
*Как называется выделенная часть слова?
*Где пишется суффикс: впереди корня или после корня?
ивушка
коровушка
совушка
головушка
3 группа:
*Выбрать к каждому понятию правильное объяснение:
КОРЕНЬ – это…
СУФФИКС – это…
— общая часть родственных слов.
— часть слова, которая стоит после корня.
4 группа:
*Прочитайте запись в столбиках.
*В каком столбике записаны слова, а в каком — части слов?
*Образуйте новые слова.
ХОД ПЕРЕ
ПУСК ВЫ
ГОРОД ПРИ
Каждая группа работает сообща. Затем, когда все будут готовы, выходят и выступают перед всем классом.
II Постановка цели детьми (учитель показывает карточку с дугой и уголком):
-
Вывод: — Что же такое корень слова?
(Это общая часть родственных слов.)
— Что «прячется» в корне слова?
(Смысл слова.)
— Что такое суффикс?
(Это часть слова, которая стоит после корня.)
— Как вы думаете, существуют ли ещё какие – то части слова?
Наверное, тогда у какой-то другой части слова есть своё
название, место, где она пишется.
-
Итак, — Какую цель мы перед собой поставим на уроке про эту
загадочную какую-то другую часть слова?
(Узнать или, если кто-то знает, то уточнить как она называется,
где стоит и для чего служит.)
III Актуализация знаний:
1) Работа в парах.
— Разложить строчки в правильном порядке и у вас получится стихотворение:
ОБРАЗУЮТСЯ СЛОВА.
СЛИТНО ПИШЕТСЯ ОНА,
А ПРИ ПОМОЩИ ПРИСТАВКИ
ПЕРЕД КОРНЕМ ЕСТЬ ПРИСТАВКА,
— Кто первым будет готов, тот и зачитывает стихотворение.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
А при помощи приставки
Образуются слова.
2) Вывод – Как же называется ещё одна часть, которая встречается в словах?
— Где пишется приставка, впереди корня или после корня?
— Что образуется с помощью приставки, если её сложить с корнем?
IV Исследовательская работа.
— Откройте Букварь на стр.108 и в верхней части страницы прочитайте, какие приставки бывают.
— Теперь посмотрите на доску:
по, до, про, пере, при, у, вы
— К доске прошу выйти пару учеников, взять карточку из первого столбика и взять карточку из второго столбика. Образуйте новое слово по данной формуле.
И т.д.
— В Букваре на стр. 108 в тексте назовите выделенные слова.
Они у нас есть и на доске.
— Читаем слово, выделяем приставку специальным значком.
прилетела
V Работа перед чтением текста:
— Предположите по этим ключевым словам, о чём пойдёт речь в тексте?
— Попробуйте догадаться по иллюстрации, о чём этот текст.
— Прочитаем текст и узнаем, совпадают ли наши предположения.
— Предлагаю читать текст по предложениям. Но что-то я забыла, как в
письменной речи обозначается предложение?
VI Чтение текста по предложениям и одновременная беседа по вопросам:
1) — Где стоит домик гнома?
2-3) — Почему к нему спешат гости?
4) — Почему не сова, а совушка? Ждёт ли её гномик?
5) — Почему крот вышел рано?
6) — Зачем оленёнку ромашки?
7) — Где живёт выдра? Какой подарок она приготовила?
8) — Почему не мёд, а медок?
9)- Какой был лисёнок? (Аккуратный.)
— Почему ему была нужна осторожность?
10) — Кто пришёл последним? Почему?
11- 12) — Ждал ли гномик гостей? Как догадались?
13-14) — Кому и чему рад гномик?
VII Повторное чтение текста по абзацам и ответы на вопросы:
— Как можно назвать текст?
— Что подарили бы вы, если бы гномик пригласил вас на именины?
ИМЕНИНЫ – это день рождения имени.
VIII Предлагаю вам дома нарисовать подарок для гномика и написать его имя в тетради для печатных текстов.
IХ Итог урока:
— Какое важное открытие про приставки вы сделали для себя на уроке?
(Приставка – это часть слова, которая стоит впереди корня и служит для образования новых слов.)
Х Рефлексия. Светофор:
— Если вы считаете, что были активны, закрасьте кружок зелёным цветом,
— Если вы считаете, что были не очень активны, то закрасьте кружок жёлтым цветом.
— Если вы считаете, что были совсем неактивны на уроке, то закрасьте кружок на светофоре красным цветом.