Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Украинская средняя общеобразовательная школа»
Омская область, Исилькульский район
Контрольная работа
по теме «Биологическая эволюция»
в 9 классе
подготовила:
Баймагамбетова Ирина Есеновна, учитель химии и биологии.
с. Украинка
2012
Цель: проверить уровень усвоения программного материала по теме «Биологическая эволюция»
1 вариант
Задание 1. Выберите одно правильное утверждение из четырех предложенных.
Тест 1. Генетический критерий вида – это:
-
совокупность внешних и внутренних признаков организма,
-
область земной поверхности, занимаемая видом,
-
Определенная часть экологической системы, занимаемая особями вида,
-
свойственный виду набор хромосом.
Тест 2. Согласно представлениям об эволюции, не могут эволюционировать:
-
аквариумные рыбки в вашем аквариуме,
-
табун лошадей,
-
термиты в термитнике,
-
тигр в зоопарке.
Тест 3. Сосуществование в природе систематических групп организмов, каждая из которых представляет родственные виды, роды, семейства и т.д., является результатом:
-
микроэволюции,
-
макроэволюции,
-
изоляции,
-
популяционных волн.
Тест 4. Эволюционные преобразования организмов, заключающиеся в возможности прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации:
-
идиоадаптация,
-
ароморфоз,
-
адаптация,
-
общая дегенерация.
Тест 5. Варианты пятипалой конечности у позвоночных – примеры:
-
адаптации,
-
идиоадаптации,
-
ароморфоза,
-
общей дегенерации.
Тест 6. Появление цветка и защиты семян плодом – пример:
-
адаптации,
-
идиоадаптации,
-
ароморфоза,
-
общей дегенерации.
Тест 7. Результатом микроэволюции является возникновение новых:
-
подвидов и видов,
-
родов и подсемейств,
-
семейств и подотрядов,
-
подотрядов и отрядов.
Тест 8. Элементарной эволюционной единицей является:
-
особь,
-
подвид,
-
популяция,
-
вид.
Тест 9. Эмбриологические доказательства эволюции:
-
сходство зародышевых форм,
-
сравнение флоры и фауны континентов,
-
островная фауна,
-
рудиментарные органы.
Задание 2. Подберите соответствия. Напишите номера утверждений, соответствующие приведенным понятиям.
Тест 1. Сравнительная характеристика способов видообразования.
-
Географическое видообразование:______________
-
Экологическое видообразование: ______________
-
Осуществляется на разных территориях,
-
тип изоляции – экологический,
-
низкая скорость,
-
генетическая изоляция – вторичная,
-
высокая скорость,
-
осуществляется на одной территории,
-
генетическая изоляция – первичная,
-
тип изоляции – географический.
Тест 2. Основные направления эволюции.
-
Ароморфоз: ______________________________________________.
-
Идиоадаптация: __________________________________________.
-
Общая дегенерация: _______________________________________.
-
Упрощение организации и снижение функциональной активности ряда органов,
-
характерен для оседлых и паразитических форм,
-
приводит к образованию мелких систематических групп,
-
совершенствование организмов достигается путем частных изменений в строении и функции органов,
-
ведет к образованию новых крупных систематических групп.
Задание 3. В приведенной ниже таблице заполните пустые ячейки.
Примеры | |
Биологический прогресс-
|
|
Биологический регресс-
|
|
2 вариант
Задание 1. Выберите одно правильное утверждение из четырех предложенных.
Тест 1. Морфологический критерий вида – это:
-
совокупность внешних и внутренних признаков организма,
-
область земной поверхности, занимаемая видом,
-
Определенная часть экологической системы, занимаемая особями вида,
-
свойственный виду набор хромосом.
Тест 2. Популяция какого вида достигнет большего успеха в эволюции за одинаковый промежуток времени?
-
Большая синица,
-
бабочка-капустница,
-
паразитический червь аскарида,
-
индийский слон.
Тест 3. Варианты пищевой специализации клюва у птиц – примеры:
-
адаптации,
-
идиоадаптации,
-
ароморфоза,
-
общей дегенерации.
Тест 4. Замена гладкой мускулатуры на поперечно-полосатую в двигательной системе, что привело к значительному увеличению подвижности животных, — пример:
-
адаптации,
-
идиоадаптации,
-
ароморфоза,
-
общей дегенерации.
Тест 5. Ароморфозом у растений является:
-
появление цветка и плода,
-
видоизменение листа в колючки,
-
размножение корневищем,
-
развитие корнеплодов.
Тест 6. Изоляция является важным фактором видообразования, так как она способствует:
-
сохранению генофонда вида,
-
изменению генофонда вида,
-
расселению популяций,
-
сохранению популяций вида.
Тест 7. Результатом макроэволюции является возникновение новых:
-
подвидов и видов,
-
родов и подсемейств,
-
семейств и подотрядов,
-
подотрядов и отрядов.
Тест 8. К рудиментарным органам крота следует отнести:
-
маленькие глаза,
-
безворсовую шерсть,
-
лопатообразные конечности,
-
удлиненную мордочку.
Тест 9. Морфологические доказательства эволюции:
-
рудиментарные органы,
-
биогенетический закон,
-
сходство зародышевых форм,
-
сравнение флоры и фауны континентов,
Задание 2. Подберите соответствия. Напишите номера утверждений, соответствующие приведенным понятиям.
Тест 1. Признаки биологического прогресса и биологического регресса.
-
Биологический прогресс: __________________________________.
-
Биологический регресс: ___________________________________.
-
Ослабление эволюционного процесса,
-
расширение ареала,
-
активация процесса видообразования,
-
сокращение ареала,
-
активное размножение, ведущее к увеличению численности особей,
-
уменьшение численности.
Тест 2. Примеры борьбы за существование.
-
Внутривидовая борьба: _____________________________________.
-
Межвидовая борьба: _______________________________________.
-
Борьба с неблагоприятными условиями среды: _________________.
-
Борьба оленей из-за самки,
-
карликовые березы в тундре,
-
гриб чага на стволе березы,
-
рыбы-прилипалы на теле акулы,
-
высокий одуванчик, выросший в тенистом месте,
-
распределение ролей в волчьей стае при охоте.
Задание 3. В приведенной ниже таблице заполните пустые ячейки.
Естественный отбор | Искусственный отбор | |
Источник генетического разнообразия |
|
|
Образующиеся новые формы |
|
|
Значение новых признаков для самих организмов |
|
|
Роль человека |
|
|
Ответы:
Вариант 1.
Задание 1- 4,4,2,1,2,3,1,3,1.
Задание 2: тест 1(А-1,3,4,8; Б – 2,5,6,7), тест 2 (А-5,6; Б-3,4; В-1,2).
Вариант 2.
Задание 1- 1,2,2,3,1,1,4,1,1.
Задание 2: тест 1(А-2,3,5; Б – 1.4,6), тест 2(А-1,6; Б-3,4; В-2,5).
Литература:
-
Анастасова Л.П. Самостоятельные работы для учащихся по общей биологии. – М.: «Просвещение», 1989.
-
В.Б. Захаров, А.Ю. Цибулевский. Готовимся к ЕГЭ. – М.: «Дрофа», 2006.
-
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс. – М.: «Вентана-граф», 2009.