Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Украинская средняя общеобразовательная школа»
Омская область, Исилькульский район
Контрольная работа
по теме «Генетика и селекция»
в 9 классе
подготовила
Баймагамбетова Ирина Есеновна, учитель химии и биологии.
с. Украинка
2012
Цель: проверить уровень усвоения программного материала по теме «Генетика и селекция»
1 вариант.
-
Как мутации и повышение исходного сортового и видового разнообразия растений и животных влияют на эффективность селекции?
-
повышают 3) ослабляют
-
не изменяют
-
Назовите растения, родиной которых был Центрально-американский центр.
-
1)картофель, кокаиновое дерево, хинное дерево
-
кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, фасоль
-
рис, сахарный тростник
3.Назовите процедуру, которую в селекции перекрестноопыляющихся растений используют для того, чтобы интересующие селекционера аллели накопить в организме в гомозиготном состоянии.
-
искусственное перекрестное опыление
-
искусственное самоопыление
-
вегетативное размножение
4.Представим, что для селекционной работы необходимо оценить животное мужского пола по генам, отвечающим за формирование таких признаков, которые отсутствуют в фенотипе животных этого пола, но развиваются у особей женского пола. Какой метод надо использовать?
-
анализирующее скрещивание
-
управление доминированием
-
получение гетерозисных животных
-
определение качества производителей по потомству
-
метод ментора
5.При отдаленной гибридизации возможно появление гибридов. Сравните их плодовитость с плодовитостью исходных форм, взятых для скрещивания.
-
более высокая 3) обычно бесплодны
-
такая же
6.Назовите явление (процедуру), благодаря которому Г. Д. Карпеченко получил плодовитые гибриды редьки и капусты.
1) мутации нескольких генов 2)полиплоидия
-
мутации нескольких хромосом
-
управление доминированием
7. Назовите белок, который одним из первых был получен с помощью методов генетической инженерии.
-
гемоглобин 3) каталаза
-
инсулин 4) фибриноген
8.Как приручение животных сказывается на степени наследственной изменчивости прирученных животных?
-
увеличивается 3) уменьшается
-
не изменяется
9.Г. Д. Карпеченко впервые получил плодовитый межвидовой гибрид при скрещивании редьки и капусты. Каждый из этих видов имеет в кариотипе по 18 хромосом. Сколько хромосом имеет плодовитый гибрид этих растений?
1)9
2) 18
3)27
4)36
10.Назовите животное, которое было предком крупного рогатого скота.
-
як 4) муфлон
-
тур 5) равнинный зубр
-
3)бизон
11.Назовите метод, который в селекции растений используют для повышения разнообразия исходного материала.
-
метод ментора
-
скрещивание отдаленных форм
-
массовый отбор
-
индивидуальный отбор
-
близкородственное скрещивание
12.Назовите растения, родиной которых был Южноазиатский тропический центр.
-
картофель, кокаиновое дерево, хинное дерево
-
кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, фасоль
3) рис, сахарный тростник
4)соя, просо
5) пшеница, рожь, виноград
13.В селекции для получения более разнообразного исходного материала ученые проводят различные мероприятия и процедуры. Найдите их среди ответов и укажите ту процедуру, которая НЕ входит в их число.
-
искусственное получение мутаций
-
близкородственное скрещивание
-
неродственное скрещивание
-
обнаружение диких форм в центрах многообразия и происхождения культурных растений
14.Назовите метод, который И. В. Мичурин использовал для того, чтобы направить развитие гибридного сорта яблони Бельфлер-китайки в нужную сторону с целью получения у нее плодов со вкусовыми качествами Бельфлера.
-
возвратное скрещивание
-
акклиматизация
-
использование черенков одного из родителей в качестве привоя
-
воздействие внешними факторами среды на развивающиеся гибриды
15.Какую форму отбора чаще всего используют на первых этапах в селекции перекрестноопыляющихся растений?
-
индивидуальный отбор
-
массовый отбор
16.Назовите метод, который в селекции животных используют для накопления в одном организме одинаковых аллелей изучаемого гена.
-
отдаленная гибридизация
-
искусственное получение мутаций
-
близкородственное скрещивание
-
массовый отбор
-
метод ментора
17.Назовите в селекции растений форму отбора, использование которой приводит к быстрому выделению чистых линий.
-
индивидуальный отбор
-
массовый отбор
18.Какой способ размножения растений используют (если это возможно) для сохранения качеств сложных гибридов, получаемых в результате скрещивания многих исходных форм?
-
искусственное самоопыление
-
естественное перекрестное опыление
-
искусственное перекрестное опыление
-
вегетативное размножение
19.Как называется скрещивание, посредством которого были получены гибриды редьки и капусты, ржи и пшеницы, пшеницы и пырея?
-
межлинейная гибридизация
-
близкородственное скрещивание
-
возвратное скрещивание
-
отдаленная гибридизация
-
анализирующее скрещивание
20.Укажите основную причину неблагоприятного влияния близкородственного скрещивания перекрестноопыляющихся растений на их потомство.
-
появление новых рецессивных вредных мутаций
-
появление новых доминантных вредных мутаций
-
переход многих вредных рецессивных мутаций в гомозиготное состояние
-
нарушение процесса расхождения хромосом при мейозе
21.Назовите группу растений, в потомстве которых содержится больше генов, находящихся в гетерозиготном состоянии, чем в потомстве растений другой группы.
-
самоопыляющиеся
-
перекрестноопыляющиеся
2 вариант.
1.Назовите группу растений, в потомстве которых содержится больше вредных рецессивных мутаций, чем в потомстве растений другой группы.
-
самоопыляющиеся
-
перекрестноопыляющиеся
2.Укажите последний этап получения гетерозисных растений.
1) перекрестное опыление между самоопыляющимися линиями
-
самоопыление перекрестноопыляющихся растений
-
отбор исходного материала
3. Назовите растения, родиной которых был Восточноазиатский центр.
-
картофель, кокаиновое дерево, хинное дерево
-
кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, фасоль
-
рис, сахарный тростник
-
соя, просо
-
пшеница, рожь, виноград
4. Назовите проявление гетерозиса, ради которого получают гетерозисные растения.
-
повышение гетерозиготности особей
-
повышение разнообразия особей
-
снижение числа рецессивных неблагоприятных мутаций, находящихся в гомозиготном состоянии
-
повышение урожайности и жизнеспособности
5. У гетерозисных организмов формируются особенности генотипа, которые называют генетическими основами гетерозиса. Найдите их среди ответов и укажите явление, которое к таким особенностям НЕ относят.
-
появляются новые благоприятные сочетания неаллельных генов
-
появляются полезные для организма мутации
-
большое число неблагоприятных рецессивных мутаций переходит в гетерозиготное состояние и не проявляется в фенотипе
6. Как в селекции увеличение разнообразия исходного материала влияет на эффективность отбора?
-
не изменяет 3) снижает
-
повышает
7. Какую форму отбора используют в основное в селекции самоопыляющихся растений?
-
индивидуальный отбор
-
массовый отбор
8. Назовите скрещивание, в результате которого получаются обладающие ценными качествами, но обычно бесплодные особи.
-
близкородственное скрещивание
-
отдаленная гибридизация
-
анализирующее скрещивание
-
возвратное скрещивание
9. И. В. Мичурин использовал в своей работе несколько основных методов селекции. Найдите их среди ответов и укажите метод, НЕ входящий в число используемых им методов.
1) скрещивание географических удаленных форм (сортов)
2)отбор
-
формирование полиплоидных гибридов
-
метод ментора
-
воздействие условиями внешней среды на развивающиеся гибриды
-
отдаленная гибридизация
-
подбор исходных родительских форм для гибридизации
10. Назовите группу растений, в потомстве которых содержится больше
генов, находящихся в гомозиготном состоянии, чем в потомстве растений
другой группы.
-
самоопыляющиеся
-
перекрестноопыляющиеся
11. Две группы перекрестноопыляющихся растений сначала подвергают
самоопылению, а затем их потомков скрещивают друг с другом. Как
называется наблюдаемое уже у их потомков явление повышения
урожайности и жизнеспособности?
-
полиплоидия 4) гетерозиготность
-
гетерозис 5) полимерия
-
инбридинг 6) гетерогаметность
12. Что служит источником наследственных изменений в чистых линиях?
-
комбинативная изменчивость
-
мутационная изменчивость
-
модификационная изменчивость
13. Назовите метод, который в селекции животных используют для оценки у особи тех генов, которые у нее самой непосредственно не проявляются в фенотипе, так как обусловленный этими генами признак развивается только у особей противоположного пола.
-
анализирующее скрещивание
-
возвратное скрещивание
3)определение качества производителей по потомству
4) близкородственное скрещивание
14. В селекции самоопыляющихся растений для получения исходного материала используют гибридизацию. Что после гибридизации происходит с разнообразием исходного материала?
-
не изменяется 3) снижается
-
повышается
15. Назовите растения, родиной которых был Юго-Западноазиатский центр.
-
картофель, кокаиновое дерево, хинное дерево
-
кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, фасоль
-
рис, сахарный тростник
-
соя, просо
-
пшеница, рожь, виноград
16. Назовите вид скрещивания, в результате которого получаются бесплодные гибриды, так как
из-за отсутствия парности хромосом у них в мейозе нарушается процесс расхождения хромосом и не формируются полноценные гаметы.
-
межлинейная гибридизация
-
близкородственное скрещивание
-
возвратное скрещивание
-
отдаленная гибридизация
-
анализирующее скрещивание
17. Назовите основную причину, в результате которой в потомстве организмов, выдающихся по многим качествам, появляются особи, уступающие своим родителям по этим качествам.
-
мутационная изменчивость
-
комбинативная изменчивость
-
нарушения развития
-
модификационная изменчивость
18. Назовите межвидовой гибрид, который был получен Г. Д. Карпеченко и у которого путем полиплоидии была преодолена бесплодность.
-
гибрид ржи и пшеницы
-
гибрид редьки и капусты
-
гибрид картофеля и томата
-
гибрид пшеницы и пырея
19. Что происходит с плодовитостью гибридов, полученных в результате отдаленной гибридизации?
-
не изменяется
-
повышается
-
снижается
-
они обычно бесплодны
20. Назовите метод, который в селекции растений используют для повышения разнообразия исходного материала.
-
перекрестное опыление самоопыляющихся растений
-
самоопыление перекрестноопыляющихся растений
-
возвратное скрещивание
-
перекрестное скрещивание
-
массовый отбор
21. Назовите растения, родиной которых был Средиземноморский центр.
-
картофель, кокаиновое дерево, хинное дерево
-
кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, фасоль
-
рис, сахарный тростник
-
соя, просо 5)пшеница, рожь, виноград
6)маслины, клевер, чечевица, капуста
Ответы на вопросы:
1 вариант.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
0 |
| 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||||||
1 | 4 | 3
| 1 | 3 | 1 | 2 | 6 | 2 | 3 | 3 | |||||||
2 | 1 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 вариант.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
0 |
| 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 | 1 | 1 | |||||||
1
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 4 | |||||||
2 | 1 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
-
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс. – М.: «Вентана-граф», 2009.
-
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. «Готовимся к ЕГЭ. Общая биология», М.: «Дрофа», 2008.