«Мы за здоровый образ жизни. А вы?»

Внеклассное мероприятие по химии и биологии, 9 – 11 класс

Автор: Ластивка Марина Михайловна,

учитель биологии МБОУ «СОШ №10»

Г.Зима

Тема: Мы за здоровый образ жизни. А вы?

Цель: воспитание потребности в здоровом образе жизни; показать пaгyбное влияние табакокурения, алкоголя, наркотиков на организм человека.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания о вредном воздействии табачного дыма и алкоголя, наркотических средств на организм человека; пропаганда здорового образа жизни; подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам; вовлечь учащихся в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья.

Развивающая: Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ, интереса к предмету.

Воспитательная: Способствовать воспитанию активной жизненной позиции, негативного отношения к негативным привычкам, а также формированию положительных привычек. Формировать бережное отношение к своему организму. Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников.

Оборудование: плакаты, высказывания, проектор, сигарета, вата, вода, марганцовка, шприцы, микроскоп, предметное стекло.

Ход урока

Учитель: Мы сегодня проводим урок, посвященный самой актуальной проблеме человечества, проблеме здоровья. Тема нашего занятия «Мы за здоровый образ жизни. А вы?» И задачей нашего занятия разобраться, вы за здоровый образ жизни?

Учитель: Вы ступили в эпоху нового тысячелетия, и каким ему быть зависит от вас.

Пятнадцать – возраст откровенный,

Пора влюбленности и грез,

Пора волнений и сомнений,

И нежных встреч, и тайных слез.

Такая волнующая жизнь у вас сейчас. Я сказала – жизнь, а что это такое? Послушайте известную притчу. Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он наклонился, подобрал её и пошел дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты». Вот так грустно сказал человек о жизни.

Попробуем и мы с вами ответить на этот вопрос.

(Класс заранее был разделен на две команды, каждая команда отвечает на вопросы, обсуждение составляет не более 2 – х минут).

Вопрос №1Что такое жизнь?

Жизнь- это долгое и прекрасное путешествие, но для одних это путешествие может быть опасной экспедицией, а для других — приятной прогулкой. И мне хочется, чтобы для вас жизнь была приятной прогулкой. Но бывает в жизни и такое… Сценка учащихся. Что это? Ответ учащихся — это вредные

привычки.

Вопрос №2. Эти пороки и вредные привычки мешают человеку жить долго, счастливо и красиво. Ваше отношение к этой проблеме.

После высушенных ответов учащихся, появляется слайд с понятием жизнь. Учитель говорит, о первой вредной привычке, о которой мы сегодня по – говорим это о вреде курения.

Учащийся начинает со стихотворения.

Утром наполнить спешу никотином

Хилые лёгкие. Пусть похрипят.

Так я воюю и с медициной,

И с утвержденьем: «Курение – яд!»

Это непросто: щёки обвисли,

Сердце в груди совершает прыжки.

Выпали волосы. Спутались мысли.

Руки дрожат. Под глазами мешки.

Но с ненавистным журналом «Здоровье»,

Что издаётся на радость ханже,

Вплоть до победы биться готов я.

Врач успокоил: «Недолго уже».

Г. Касмынин

Учитель: Кратко рассказывает о статистике.

Кто начинает курить, тот помнит предупреждение родителей и учителей. Постепенно начинающий курильщик превращается в злостных курильщиков. Поглощение никотина вызывает привычку .Народная мудрость гласит: Один курит — весь дом болеет.

Каждый курящий человек выкуривает за год 1,55 кг табака. Тот, кто не курит, но находиться рядом с курильщиком выкуривает 3,1 кг. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5 млн. человек. Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 миллионов сигарет!!! Поистине астрономическая цифра.

Опрос учащихся нашей школы показал, что первое знакомство с сигаретой у 78% учащихся произошло в возрасте 12 -13 лет.

Далее учащимся показывается презентация, которая сопровождается песней из к/ф «Остров сокровищ» Вред курения. После просмотра презентация, командам задается вопрос.

Вопрос №3 Какие органы страдают от последствий курения?

Учитель: Кратко комментирует ответы команд. (Рассказывает, какие органы страдают)

После краткого рассказа командам предлагается ответить на вопрос.

Вопрос №4 Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких? (одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких).

Учитель: Изначально в середине века использовали высушенные листья табака и их курили. Сегодня в состав сигарет добавляют самые разные химические вещества, которые оказывают разрушительное воздействие на организм. В табачном дыме 6000 различных компонентов, 30 из которых относятся к разряду натуральных ядов: никотин, мышьяк, угарный газ, полоний 210.(учитель проводит демонстрацию опыта, комментирует).

Опыт №1. В большой шприц поместить вату, вместо иглы поместить сигарету, зажечь и сделать несколько затяжек. Учащимся показывается цвет ватки. Ватка в результате поменяла, цвет стала темной, а потемнела она за счет того, что в сигарете содержаться никотин и смолистые вещества. Тоже происходит и в наших легких. Учитель показывает два фильтра от целой сигареты и выкуренной, как мы уже с вами выяснили, коричневый цвет говорит о том, что в сигарете содержится никотин и смолы. Часть никотина откладывается в альвеолах легких и разрушает их. Если мы с вами попробуем выдавить из шприца дым, то мы с вами увидим, что дым полностью не выходит, то же самое происходит и в альвеолах легких.

Опыт №2 Обнаружение бензальдегида, формальдегида, акролеина в фильтре сигарет. Фильтр сигареты поместим в пробирку, добавим воды, затем добавим несколько капель раствора перманганата калия. При наличии в растворе перечисленных веществ наблюдается обесцвечивание раствора и появление бурого осадка. Данные вещества являются ядами – вызывающие боль в груди, кашель, бронхит.

Опыт №3 Обнаружение фенолов в фильтре сигарет. Фильтр сигареты поместить в пробирку, добавить воды, затем прилить раствора хлорида железа (III). При наличии фенолов жидкость окрашивается, если в табачном дыме содержится фенол – в фиолетовую, пирокатехин – в зеленую, гидрохинон – в зеленую переходящую в желтую. Эти вещества – яды, Вызывает нарушение функций нервной системы. Пыль, пары и раствор фенола раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, кожу.

Опыт №3Определение воздействия на рыжих тараканов веществ, образующихся при сгорании сигарет.
Для эксперимента готовят «курительный аппарат» (резиновая груша, соединенная со стеклянной трубкой, на конце которой находится резиновая трубочка, в которую помещается сигарета). В пять колб одинаковой вместимостью помещают одинаковую массу еды (хлеба), одинаковую массу воды (вату, смоченную водой). В каждую колбу помещают по 5 тараканов. Первую колбу закрывают пробкой, она – контрольная. Во вторую и третью нагнетают дым сигареты без фильтра и с фильтром. В четвертую и пятую помещают вату с никотином от сигареты с фильтром и без фильтра и накрывают колбами такого же объема. Колбы соединяют клейкой лентой. Таким образом, создают тараканам одинаковое пространство обитания, одну и ту же питательную среду, но разные условия.
Вывод: Самые легко приспосабливающиеся к условиям обитания и внешнего воздействия насекомые – тараканы – могут находиться в замкнутом пространстве с объемом воздуха 250 мл 6 дней. Если этот воздух вытеснить дымом сигареты без фильтра или сигареты с фильтром, продолжительность жизни тараканов снижается в 2 раза. Практически жизнь в среде дыма без воздуха не существует. Содержание никотина в среде обитания снижает продолжительность жизни тараканов в 3 раза. В воздухе, состоящем на 50% из дыма, продолжительность жизни тараканов сокращается в 4 раза. Это свидетельствует о том, что пассивное курение опасно для организма.

Вопрос №5 Почему нужно отказаться от курения?

Вопрос №6 Командам выдаются листы с изображением на них пачки сигарет. Каждой команде дается задание изобразить на пачке информацию, чтобы курильщики не покупали сигареты.

После защиты своих работ, учащимся показывается слайд «Антиреклама».

Зря – нельзя – бросай – меняй.

Вред – бред – табак – рак

Курить – вредить – береги – беги

Сигареты – конфеты – будешь – не забудешь

Учитель биологии — Бросить курить надо раз и навсегда. В школе вы сами можете создать нетерпимое отношение к курильщикам.

Учитель биологии: Следующую вредную привычку, которые вы ребята назвали – это алкоголь. И не всех эта беда обходит стороной.

96% опрошенных старшеклассников нашей школы уже получили первый опыт общения с алкогольными напитками. На душу населения в год приходиться (в литрах, из расчета на чистый спирт): в России – 11; в Италии – 17; в США – 10,7; в Швеции – 7,4. И это без учета самодельных напитков. Еще большую тревогу вызывает массовое приобщение к спиртному молодых людей. В России по данным медико-социологических исследований до 85% учащихся употребляли спиртные напитки, и многие из них имеют поверхностное представление о пагубном влиянии спиртного.

Далее учащимся показывается презентация о вреде алкоголя, которая сопровождается песней их к/ф «Остров сокровищ»., о вреде алкоголя.

После просмотра презентации, командам задаются вопросы.

Вопрос №1Что такое алкоголизм? (это болезнь – пристрастие к спиртному)

Вопрос №2С чего начинается пьянство? Каждой команде назвать как можно больше причин. (Праздник, семейное торжество, гости, неудобно отстать от ребят, друзья уговорили, за компанию, для храбрости и т.д.)

Вопрос №3 Вы просмотрели слайды, ответьте на вопрос. На какие органы влияет употребление алкоголя? (После ответов учащихся, учитель биологии кратко комментирует ответы).

Учитель: проводит с учащимися опыт. Влияние алкоголя на организм. Моделирование внутренней среды.

  1. Подготовьте микроскоп к работе

  2. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуйки лука

  3. Рассмотрите микропрепарат

  4. Зарисовать схематично увиденное

  5. Нанесите на приготовленный микропрепарат несколько капель спирта, прикройте покровным стеклом

  6. Найдите отличия в состоянии цитоплазмы до воздействия спиртом на клетки чешуйки лука и со спиртом

  7. Сделайте вывод. Влияет ли алкоголь на внутреннюю среду человека, к каким последствиям это приводит.

Учитель: На опыте с кожицей чешуйки лука вы смоделировали внутреннюю среду организма человека. Представьте, что на листе приготовленного микропрепарата могут оказаться клетки крови, клетки любой ткани организма человека, употребляющего алкоголь (пиво, вино, водка, энергетический напиток). На опыте убедились, каким разрушительным действием обладает алкоголь.

Вопрос №5Как вы считаете, какой самый покупаем напиток у подростков? (Учащиеся работают с раздаточным материалом).

Учитель: Для 6 –го класса — у вас впереди знакомство с химией, а вы учащиеся 9 – го класса на уроках химии познакомитесь с темой «Спирты и их вред на здоровье». На слайде учащимся показывается формула этилового спирта. Основа водки.

Выводы: делают учащихся (после ответов учащимся показывается слайд с выводом о вреде алкоголя).

Учитель: Последнюю вредную привычку, которую вы назвали – это наркотики. Учащимся показывается видеоролик с интернета. Учащийся читает стихотворение про наркотики.

Учитель биологии описывает картину лица человека употребляющегося наркотики: Истощённое тело, отрешённый взгляд,бессвязная речь ,ответы невпопад, отсутствие интереса к жизни — эта страшная картина, название которой- наркомания.

Вопрос№1 Что же такое наркомания? (с греч.нарко –оцепенение, онемение, мания – безумие) – это болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в перечень наркотиков, проявляющаяся зависимостью от этих веществ и приводящая к расстройству психики, глубоким изменением личности и к нарушению функций внутренних органов).

Вопрос №2Какие наркотики вы знаете? (марихуана, гашиш, маковая соломка, таблетки экстази, кокаин, героин).

Вопрос №3Какие причины побуждают подростков принимать наркотики? (любопытство, уговорили друзья, дали взрослые, заставили, видели в кино). Успешные люди употребляют наркотические вещества.

Вопрос №4Что я рассказал бы другу, чтобы предостеречь его от наркотиков? (конфликт с родителями, нет взаимности в любви, в чем – то обвинен, изгой).

Вывод: Употребление наркотиков, помимо психической и физической зависимости, всегда приводит к необратимому грубому нарушению жизнедеятельности организма и социальной деградации наркомана. Именно эти последствия составляют наибольшую опасность для здоровья и жизни человека. Не проходите мимо подростка, не будьте равнодушными к их проблемам, обращайтесь за помощью к родителям и учителям. Донесите до своих друзей, чтобы все поняли, что наркомания- это трагедия!

Подведение итогов:

Учитель возвращается к теме занятия: «Мы за здоровый образ жизни, а вы?». Ответ учащихся, Мы за здоровый образ жизни. Учащимся задается вопрос, а что же такое здоровье? Здоровье- главная ценность человека, которая помогает человеку решать жизненные задачи. Каждый человек стремится прожить свою жизнь долго и счастливо. После ответов учащимся показывается видеоролик.

После просмотра учащиеся показывают презентацию, которую они приготовили заранее. Мы за здоровый образ жизни.

Список использованной литературы

1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1 -11 классах. – М.:Вербум – М, 2003.

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5- 9 класс. – М.: ВАКО, 2007.

3. Деларю В.В. Губительная сигарета. – М.: Просвещение, 1999.

4. Сгибнева Е.П. Классные часы в 10-11 классах. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2004.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here