МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50» г. Калуги
Элективный курс
«Экология человека »
для 8-11 классов
подготовила:
учитель биологии, педагог дополнительного образования
Калуга, 2009
Пояснительная записка.
В настоящее время происходят глобальные изменения окружающей среды, увеличиваются темпы жизни, растёт экологическое напряжение. Всё это не может не сказываться на функциональном состоянии здоровья современного человека, резервах его организма.
Курс «Экология человека» направлен на формирование у школьников представлений о тесной взаимосвязи организма человека со средой обитания. Эффективность обучения зависит не только от усвоения теоретического материала не менее важно овладеть и практическими умениями. Школьник, выполняющий собственное экспериментальное исследование, получает первые навыки практического решения проблем. Обязательным компонентом обучения становится научно-исследовательская работа школьника.
Предложенная программа элективного курса предназначена для учащихся 9-11 классов. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
В качестве активных методов обучения рекомендуется уроки-семинары; уроки-практикумы; написание рефератов, творческих проектов. Для проведения семинарских занятий и лекций необходимо использовать ряд видеофильмов.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— оценивать влияние окружающей среды на здоровье человека
-определять степень адаптации организма к изменяющимся условиям среды;
— владеть навыками и приемами простейших исследований,
— осознавать необходимость охраны и изучения природных явлений с целью оценки и принятия решений;
— работать с научной литературой эколого-биологического содержания, составлять и оформлять сообщения, рефераты, защищать свои работы, выступать с докладами.
Обучение по данному курсу поможет учащимся овладеть основами эколого-биологических знаний, сформировать свой взгляд на экологические проблемы, осознать ответственность за свое здоровье, здоровье нашей планеты.
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе практической экологической деятельности учащихся, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников.
Цели курса:
-
Развивать познавательный интерес учащихся к экологии на материале, выходящем за рамки школьной программы
-
Сформировать у учащихся знания о тесной взаимосвязи организма человека со средой обитания;
-
Развитие культуры исследовательской деятельности;
-
Профориентация школьников.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Сформировать представление об экологии человека как о комплексной междисциплинарной науке, определяющей пространственно-временное положение человека в системе живой природы, в окружающем мире.
2. Определить адаптивные возможности человеческого организма в условиях меняющейся окружающей среды.
3. Знакомство с методами оценки показателей здоровья, их соответствия возрастным нормам.
4. Выявить основные стрессогенные факторы среды.
5. Изучить методы оценки показателей здоровья, их соответствия возрастным нормам.
Содержание программы.
-
Введение
-
Определение экологии человека как науки. Окружающая среда и этические нормы. Методы исследования экологии человека
-
-
Основные принципы планирования и организации исследований.
-
Основные принципы планирования экспериментов и анализа результатов.
-
Построение таблиц, диаграмм, графиков.
-
-
Взаимодействие организма со средой обитания.
-
Факторы воздействия окружающей среды. Общие закономерности адаптации Определение адаптационного потенциала организма. Адаптивные формы поведения Механизмы адаптации. Кратковременная и долговременная адаптация. Экологические аспекты заболеваний. Зависимость адаптивных процессов от длительности проживания в изменённых условиях среды. Оценка состояния здоровья по вегетативному тонусу.
-
-
Адаптация к природным и климатогеографическим условиям.
-
Природные факторы и их воздействие на организм. Радиация. Магнитные поля. Метеорологические факторы и их влияние на организм. Исследование реакции организма человека на изменение температуры окружающей среды.
-
Экологические аспекты хронобиологии. Биологические ритмы. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам.
-
Адаптация человека к экстремальным условиям среды.
-
Характеристика экстремальных факторов окружающей среды и адаптация человека к ним. Влияние вращательных движений на состояние вестибулярного аппарата человека.
-
-
Социальная адаптация.
-
Адаптация к городским и сельским условиям. Проблема стресса. Умеете ли вы справляться со стрессом? Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Характеристика основных типов работ. Определение физической работоспособности. Определение умственной работоспособности. Ортостатическая и клиностатическая проба. Влияние различных видов деятельности на латентные периоды двигательных реакций.
-
-
Возрастные аспекты экологии человека.
-
Возрастные аспекты экологии человека. Биологический возраст и уровень соматического здоровья. Влияние антропогенных факторов функциональное состояние организма ребёнка. Оценка физического развития детей.
-
8. Представление и обсуждение результатов исследований.
Учебно-тематический план.
Распределение часов курса по темам и видам работ
Тема | Всего часов | Аудиторные занятия | |||
лекции | семинар | Практическая работа | |||
1 | Введение | 3 | 2 |
| 1 |
2 | Основные принципы планирования и организации исследований | 2 | 1 |
| 1 |
3 | Взаимодействие организма со средой обитания | 8 | 5 | 1 | 2 |
4 | Адаптация к природным и климатогеографическим условиям | 6 | 3 | 2 | 1 |
5 | Адаптация человека к экстремальным условиям среды | 2 | 1 |
| 1 |
6 | Социальная адаптация | 7 | 2 |
| 5 |
7 | Возрастные аспекты экологии человека | 4 | 2 |
| 2 |
8 | Представление и обсуждение результатов исследований | 2 |
| 2 |
|
| итого | 34 | 16 | 5 | 13 |
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Экология человека»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
1 |
| Введение | 3 |
|
|
| 1 | Определение экологии человека как науки. |
|
|
|
| 2 | Окружающая среда и этические нормы. |
|
|
|
| 3 | Методы исследования экологии человека |
|
|
|
2 |
| Основные принципы планирования и организации исследований | 2 |
|
|
| 4 | Основные принципы планирования экспериментов и анализа результатов. |
|
|
|
| 5 | Построение таблиц, диаграмм, графиков |
|
|
|
3 |
| Взаимодействие организма со средой обитания. | 8 |
|
|
| 6 | Факторы воздействия окружающей среды. |
|
|
|
| 7 | Общие закономерности адаптации |
|
|
|
| 8 | Определение адаптационного потенциала организма |
|
|
|
| 9 | Адаптивные формы поведения |
|
|
|
| 10 | Механизмы адаптации (нервная, гуморальная). |
|
|
|
| 11 | Кратковременная и долговременная адаптация. Экологические аспекты заболеваний. |
|
|
|
| 12 | Зависимость адаптивных процессов от длительности проживания в изменённых условиях среды. |
|
|
|
| 13 | Оценка состояния здоровья по вегетативному тонусу. |
|
|
|
4 |
| Адаптация к природным и климатогеографическим условиям. | 6 |
|
|
| 14 | Природные факторы и их воздействие на организм .Радиация. Магнитные поля. |
|
|
|
| 15 | Метеорологические факторы и их влияние на организм. |
|
|
|
| 16 | Исследование реакции организма человека на изменение температуры окружающей среды. |
|
|
|
| 17 | Экологические аспекты хронобиологии. Биологические ритмы. |
|
|
|
| 18, 19 | Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам. |
|
|
|
5 |
| Адаптация человека к экстремальным условиям среды. | 2 |
|
|
| 20 | Характеристика экстремальных факторов окружающей среды и адаптация человека к ним. |
|
|
|
| 21 | Влияние вращательных движений на состояние вестибулярного аппарата человека. |
|
|
|
6 |
| Социальная адаптация. | 7 |
|
|
| 22 | Адаптация к городским и сельским условиям. |
|
|
|
| 23 | Проблема стресса. Умеете ли вы справляться со стрессом? |
|
|
|
| 24 | Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Характеристика основных типов работ. |
|
|
|
| 25 | Определение физической работоспособности. |
|
|
|
| 26 | Определение умственной работоспособности. |
|
|
|
| 27 | Ортостатическая и клиностатическая проба. |
|
|
|
| 28 | Влияние различных видов деятельности на латентные периоды двигательных реакций. |
|
|
|
7 |
| Возрастные аспекты экологии человека. | 4 |
|
|
| 29 | Возрастные аспекты экологии человека. |
|
|
|
| 30 | Биологический возраст и уровень соматического здоровья. |
|
|
|
| 31 | Влияние антропогенных факторов на функциональное состояние организма ребёнка. |
|
|
|
| 32 | Оценка физического развития детей. |
|
|
|
8 | 33, 34 | Представление и обсуждение результатов исследований. | 2 |
|
|
|
| итого | 34 |
|
|
Список используемой литературы.
-
Е.П Гора «Экология человека» — М.:Дрофа, 2008-314с.
-
Е.П Гора Экология человека. Практикум- М.:Дрофа, 2008-127с.
-
Г.А.Нечаева Экология в экспериментах: 10-11 классы: Методическое пособие.- Вентана-Граф. 2006-112с.
-
Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статейатериалы по дополнительному экологическому образованию учащихся ()обие.-щей среды и профориентации школьника.иков.окружающем ми). Выпуск I/Под ред. В.В Королёва
Э.А Поляковой- Калуга: изд-во КГПУ им.К.Э Циолковского 2004-199с.