Урок-проектной деятельности
Учитель: Шанарова Галина Фёдоровна 1а класс МБОУ Хадаханская СОШ
Открытый урок (муниципальный семинар учителей начальных классов – 26.02.2014.)
Тема: Звуки и буква Ее
Цель: формирование навыков проектной деятельности на уроках обучения грамоте; создание детского сборника – пособия, ориентированного на аудиторию детского сада, подготовительную группу и первый класс.
Задачи:
-
Привить навыки самообразования, исследования и творчества;
-
Пробудить интерес к родному языку; изучению букв.
-
Научиться действовать в группе, выбирать главное, рассказывать, приводить примеры.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование учебной мотивации; адекватной самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовности открыто выражать свою позицию на уроках.
2. Регулятивные УУД
Формирование умения выделять из множества информации главную; умения осуществлять действие по образцу; контроля своей деятельности; контроля деятельности соседа по парте; умения видеть ошибку.
3. Познавательные УУД
Формирование умения строить устные высказывания; вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации.
4. Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре и в группах.
Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал (задания для групп), у каждого ученика звуковые фишки, лист самооценки, презентация Microsoft Office PowerPoint, таблички с названиями инициативных групп: «Аналитики», «Иллюстраторы», «Экспериментаторы», «Испытатели».
В ходе работы над проектом учащиеся должны
-
Знать: характеристику звуков, обозначаемых буквой «Е», особенности буквы «Е»; способы написания строчной и заглавной букв «е», «Е».
-
Уметь: выполнять звукобуквенный анализ слов с йотированными гласными в разных позициях; давать характеристику звуков; писать строчную и заглавную буквы «е», «Е»; делать выводы, участвовать в общем проекте: работать в паре, группе.
Оборудование: таблички с названиями инициативных групп: «Аналитики», «Иллюстраторы», «Экспериментаторы», «Испытатели».
Проектный продукт: Брошюра «Загадочная буква Е», презентация.
Ход работы над проектом:
-
Организационный момент.
Объяснение особенностей проектной деятельности.
Распределение ролей.
На партах таблички: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Испытатели». -
Формулирование темы и целей деятельности на уроке.
1) Обдумывание проекта и составление плана (Выполняют «аналитики».)
2) Разработка составных частей проекта. (Выполняют «экспериментаторы» и «аналитики».)
3) Иллюстрирование. (Выполняют «иллюстраторы».)
4) Испытание. (Выполняют «испытатели») -
Подготовительный этап.
Обдумывание проекта и составление плана. Выбор основных разделов проекта производится в виде «мозгового штурма». -
Защита проекта.
Звучит песня «Улыбка – украшение лица». На доске появляется улыбающаяся улитка.
Учитель: Какое настроение у нашей улитки? (Радостное)
Учитель: Как вы это определили? (Она улыбается)
Учитель: Ваша улыбка, ребята, может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу. И начнём урок.
Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок – защита проекта, цель которого в течение недели исследовать букву «Е». В ходе работы над проектом, вы выкладывали букву «Е» на ковре, на уроках обучения грамоте составляли схемы слов с буквой «Е», рисовали рисунки, много работали дома вместе с родителями. И вот пришло время подвести итоги. Давайте повторим:
-
Почему мы называем букву Е особенной буквой?
-
Какие звуки обозначает буква Е? (йэ,э)
-
В каких случаях буква Е обозначает два звука?
-
Как это изобразить схематически? (Дети показывают схему /йэ/)
Молодцы, я давно уже знаю, что вы у меня смышленые!
Итак, начнём!
I. Характеристика буквы «Е»
1) – Буква Е – 6-я буква современного русского алфавита. Она пришла из кириллицы.
— На что похожа буква Е? Как сделать из буквы Ш букву Е?
Е- как Е Cделать Е пустячок:
И лишь две точки Ша поставим на правый бочок.
Отличают мать от дочки.
2) Вот она какая буква Е!
В нашем классе есть мальчики. А если мы хотим назвать их полные имена, то нам на помощь придет буква Е. (ПАВЕЛ, СЕРГЕЙ, ВЯЧЕСЛАВ, АЛЕКСАНДР, ЕЛИЗАР, ЕВГЕНИЙ).
— В каких именах буква е показывает мягкость согласного? Два звука?
II. Разработка составных частей проекта
Сейчас мы с вами, как настоящие учёные – исследователи плодотворно поработаем и пригласим всех гостей в научную лабораторию, сначала к экспериментаторам.
1. Сейчас вы все будете экспериментаторами.
Ребята 1 ряда выполнят звукобуквенный анализ слова лев, 2 ряд – ели. 3 ряд – ежата.
Составить схемы слов.
Молодцы, вы хорошо ориентируетесь!
2. Теперь вы будете испытателями.
— Приведите примеры слов с буквой Е, где звуков больше, чем букв(ЕЛИЗАР)
— Приведите примеры слов, где количество звуков равно количеству букв. (ЖЕНЯ)
3. Пришло время вам стать иллюстраторами.
Из каких элементов состоит буква Е? (Учитель раздает элементы букв «Е», «е» и других букв. Дети отбирают нужные элементы, которые прикрепляются на доску.)
4. В каких буквах есть такие же элементы? (Учитель раздает буквы. Среди них есть лишние. Необходимо отобрать нужные.)
Н, О, К, Д, У, М – можно прикрепить на доску.
5. И вот вы вновь становитесь экспериментаторами.
Из данных слов, выберите те, которые пишутся с заглавной буквы.
На доске:
ЕЛЕНА, ЕЛИЗАР, ЕВГЕНИЙ, ЕЖИ, ЕДА, ЕХАЛ
Физминутка
Наша научная лаборатория не уместилась в школе и часть её была вынесена на дом. Спасибо нашим ассистентам – родителям, которые помогли учёным в исследовании буквы «Е».
6. Домашнее задание:
-
Есть ли в России города, начинающиеся на букву «Е»?
-
Имена мальчиков на букву Е.
-
Имена девочек на букву Е.
-
Загадка: Что находиться посередине Киева?
-
Стихи
Это интересно!
— Значение и происхождение наших «классных» имен.
След имени в истории.
М. Н. Ербанов — великий сын бурятского народа, видный руководитель. Именем нашего земляка названа улица села Хадахан.
.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Наше исследование подходит к концу. Закройте глаза, раз, два, три, откройте глаза.
— Понравился ли вам урок – проект? (Да, в нас проснулся дух исследователей)
— Что нового, юные исследователи и наблюдатели, вы сегодня открыли для себя?
— Хотели бы вы исследовать так каждую букву?
А сейчас подойдите к доске и возьмите ту букву ю, которая соответствует вашему настроению. Если вам всё понравилось, вы чувствовали себя комфортно, узнали много нового, то прикрепите на доску букву Е красного цвета, если что-то для вас осталось неясным или непонятным, то прикрепите на доску букву Е синего цвета.
Всем спасибо за урок. Мне было интересно с вами работать.