Урок-проектной деятельности

Учитель: Шанарова Галина Фёдоровна 1а класс МБОУ Хадаханская СОШ

Открытый урок (муниципальный семинар учителей начальных классов – 26.02.2014.)

Тема: Звуки и буква Ее

Цель: формирование навыков проектной деятельности на уроках обучения грамоте; создание детского сборника – пособия, ориентированного на аудиторию детского сада, подготовительную группу и первый класс.

Задачи:

  1. Привить навыки самообразования, исследования и творчества;

  2. Пробудить интерес к родному языку; изучению букв.

  3. Научиться действовать в группе, выбирать главное, рассказывать, приводить примеры.

Формирование универсальных учебных действий: 
1. Личностные УУД 
Формирование учебной мотивации; адекватной самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовности открыто выражать свою позицию на уроках. 
2. Регулятивные УУД 
Формирование умения выделять из множества информации главную; умения осуществлять действие по образцу; контроля своей деятельности; контроля деятельности соседа по парте; умения видеть ошибку. 
3. Познавательные УУД 
Формирование умения строить устные высказывания; вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации. 
4. Коммуникативные УУД 
Формирование умения слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре и в группах. 

Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал (задания для групп), у каждого ученика звуковые фишки, лист самооценки, презентация Microsoft Office PowerPoint, таблички с названиями инициативных групп: «Аналитики», «Иллюстраторы», «Экспериментаторы», «Испытатели».

В ходе работы над проектом учащиеся должны

  • Знать: характеристику звуков, обозначаемых буквой «Е», особенности буквы «Е»; способы написания строчной и заглавной букв «е», «Е».

  • Уметь: выполнять звукобуквенный анализ слов с йотированными гласными в разных позициях; давать характеристику звуков; писать строчную и заглавную буквы «е», «Е»; делать выводы, участвовать в общем проекте: работать в паре, группе.

Оборудование: таблички с названиями инициативных групп: «Аналитики», «Иллюстраторы», «Экспериментаторы», «Испытатели».

Проектный продукт: Брошюра «Загадочная буква Е», презентация.

Ход работы над проектом:

  1. Организационный момент.
    Объяснение особенностей проектной деятельности.
    Распределение ролей.
    На партах таблички: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Испытатели».

  2. Формулирование темы и целей деятельности на уроке.
    1) Обдумывание проекта и составление плана (Выполняют «аналитики».)
    2) Разработка составных частей проекта. (Выполняют «экспериментаторы» и «аналитики».)
    3) Иллюстрирование. (Выполняют «иллюстраторы».)
    4) Испытание. (Выполняют «испытатели»)

  3. Подготовительный этап.
    Обдумывание проекта и составление плана. Выбор основных разделов проекта производится в виде «мозгового штурма».

  4. Защита проекта.

Звучит песня «Улыбка – украшение лица». На доске появляется улыбающаяся улитка.

Учитель: Какое настроение у нашей улитки? (Радостное)

Учитель: Как вы это определили? (Она улыбается)

Учитель: Ваша улыбка, ребята, может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу. И начнём урок.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок – защита проекта, цель которого в течение недели исследовать букву «Е». В ходе работы над проектом, вы выкладывали букву «Е» на ковре, на уроках обучения грамоте составляли схемы слов с буквой «Е», рисовали рисунки, много работали дома вместе с родителями. И вот пришло время подвести итоги. Давайте повторим:

  • Почему мы называем букву Е особенной буквой?

  • Какие звуки обозначает буква Е? (йэ,э)

  • В каких случаях буква Е обозначает два звука?

  • Как это изобразить схематически? (Дети показывают схему /йэ/)

Молодцы, я давно уже знаю, что вы у меня смышленые!

Итак, начнём!

I. Характеристика буквы «Е»

1) – Буква Е – 6-я буква современного русского алфавита. Она пришла из кириллицы.

— На что похожа буква Е? Как сделать из буквы Ш букву Е?

Е- как Е Cделать Е пустячок:

И лишь две точки Ша поставим на правый бочок.

Отличают мать от дочки.

2) Вот она какая буква Е!

В нашем классе есть мальчики. А если мы хотим назвать их полные имена, то нам на помощь придет буква Е. (ПАВЕЛ, СЕРГЕЙ, ВЯЧЕСЛАВ, АЛЕКСАНДР, ЕЛИЗАР, ЕВГЕНИЙ).

— В каких именах буква е показывает мягкость согласного? Два звука?

II. Разработка составных частей проекта

Сейчас мы с вами, как настоящие учёные – исследователи плодотворно поработаем и пригласим всех гостей в научную лабораторию, сначала к экспериментаторам.

1. Сейчас вы все будете экспериментаторами.

Ребята 1 ряда выполнят звукобуквенный анализ слова лев2 ряд – ели. 3 ряд – ежата. 

Составить схемы слов.

Молодцы, вы хорошо ориентируетесь!

2. Теперь вы будете испытателями.

— Приведите примеры слов с буквой Е, где звуков больше, чем букв(ЕЛИЗАР)

— Приведите примеры слов, где количество звуков равно количеству букв. (ЖЕНЯ)

3. Пришло время вам стать иллюстраторами.

Из каких элементов состоит буква Е? (Учитель раздает элементы букв «Е», «е» и других букв. Дети отбирают нужные элементы, которые прикрепляются на доску.)

4. В каких буквах есть такие же элементы? (Учитель раздает буквы. Среди них есть лишние. Необходимо отобрать нужные.)

Н, О, К, Д, У, М – можно прикрепить на доску.

5. И вот вы вновь становитесь экспериментаторами.

Из данных слов, выберите те, которые пишутся с заглавной буквы.

На доске:

ЕЛЕНА, ЕЛИЗАР, ЕВГЕНИЙ, ЕЖИ, ЕДА, ЕХАЛ

Физминутка

Наша научная лаборатория не уместилась в школе и часть её была вынесена на дом. Спасибо нашим ассистентам – родителям, которые помогли учёным в исследовании буквы «Е».

6. Домашнее задание:

  • Есть ли в России города, начинающиеся на букву «Е»?

  • Имена мальчиков на букву Е.

  • Имена девочек на букву Е.

  • Загадка: Что находиться посередине Киева?

  • Стихи

Это интересно!

— Значение и происхождение наших «классных» имен.

След имени в истории.

М. Н. Ербанов — великий сын бурятского народа, видный руководитель. Именем нашего земляка названа улица села Хадахан.

.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Наше исследование подходит к концу. Закройте глаза, раз, два, три, откройте глаза.

— Понравился ли вам урок – проект? (Да, в нас проснулся дух исследователей)

— Что нового, юные исследователи и наблюдатели, вы сегодня открыли для себя?

— Хотели бы вы исследовать так каждую букву?

А сейчас подойдите к доске и возьмите ту букву ю, которая соответствует вашему настроению. Если вам всё понравилось, вы чувствовали себя комфортно, узнали много нового, то прикрепите на доску букву Е красного цвета, если что-то для вас осталось неясным или непонятным, то прикрепите на доску букву Е синего цвета.

Всем спасибо за урок. Мне было интересно с вами работать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here