МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 53»
города Курска
МКОУ «Межшкольный учебный комбинат» города Курска
Рабочая программа
элективного учебного предмета «Профессия Лаборант – эколог»
(10 – 11 классы)
Разработана учителем химии и биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №53» города Курска Афанасьевой Маргаритой Николаевной
Курск 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного учебного предмета «Профессия Лаборант — эколог» ориентирована на обучающихся 10 – 11 классов средних общеобразовательных школ. Курс рассчитан на 2 года, общая продолжительность — 256 часов, из них – 136 часов аудиторных занятий (по 2 академических часа в неделю) и производственная практика (120 часов). Производственная практика предполагается в течение одного летнего месяца (по окончании 10 класса) на одном из предприятий города (по согласованию).
Содержание программы разработано на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования; Стандарта среднего (полного) общего образования по химии и биологии; Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 240100.02 Лаборант – эколог, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2009 г. № 364; учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 53» города Курска. Согласно Федеральных учебных планов среднего (полного) общего образования компонент образовательного учреждения в 10 и 11 классах составляет по 8 часов ежегодно. Большая часть из них предполагается на исследовательскую деятельность и элективные учебные предметы. Обычно это одночасовые курсы, но в этом случае они не оцениваются отметкой и не ставятся в аттестат выпускнику (минимально необходимое количество часов должно быть – 68). Данный элективный учебный предмет предполагается изучать 2 года, он оценивается и согласно договора с МКОУ «Межшкольный учебный комбинат» города Курска обучающемуся выдается свидетельство об освоении курса и получении профессии.
Общая характеристика профессии: лаборант — эколог – это специалист, который ведет наблюдение за окружающей средой в свете влияния на неё человеческой деятельности и техногенных факторов; изучает состояние природных ресурсов (водных, земельных, воздушных) и их влияние на общее здоровье населения; изучает состояние воды, земли, воздуха, растений, животных, а также влияние продуктов питания на здоровье людей; занимается отбором проб и их анализом: определение состава вещества и его свойств, ведет регистрацию полученных данных; проводит анализ веществ: устанавливает химический состав вещества, определяет свойства вещества; по итогам исследований проводит расчеты; результаты заносит в журнал; в составе комиссий, участвует в экологических рейдах, проводимых с целью оценки деятельности предприятий на предмет соблюдения ими природоохранных норм.
Назначение профессии — выполнение работ, связанных с наблюдением за состоянием окружающей среды и осуществлением экологического контроля готовой продукции, отходов производства, работы очистных сооружений в
различных отраслях экономики.
Характеристика профессиональной деятельности выпускников
-
Область профессиональной деятельности выпускников: анализ состава и свойств материалов с использованием химических и физико – химических методов анализа; анализ химических и биологических материалов и веществ (воздуха, воды, бытовых и производственных отходов, топлива, металла, почвы, химических веществ), контроль качества пищевых продуктов и предоставление информации о состоянии и загрязнении окружающей среды.
-
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
-
природные и промышленные материалы;
-
лабораторное оборудование;
-
посуда и реактивы;
-
природные и техногенные материалы;
-
процессы в области микробиологии и химии;
-
нормативная, техническая документация.
-
Обучающиеся по профессии Лаборант- эколог готовятся к следующим видам деятельности:
-
подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования к проведению анализа;
-
приготовление проб и растворов различной концентрации;
-
выполнение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико – химических методов анализа;
-
осуществление экологического контроля производства и технологического процесса;
-
обработка и оформление результатов анализа;
-
соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.
Требования к результатам освоения профессиональной
образовательной программы
-
Общие компетенции, включающие в себя способность:
-
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
-
организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
-
анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за результаты своей работы;
-
осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития;
-
использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
-
работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
-
Профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
-
Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования:
-
-
пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа;
-
выбирать приборы и оборудование для проведения анализов;
-
подготавливать для анализа приборы и оборудование.
-
Приготовление проб и растворов различной концентрации:
-
готовить растворы точной и приблизительной концентрации;
-
определять концентрации растворов различными способами;
-
отбирать и готовить пробы к проведению анализов;
-
определять химические и физические свойства веществ.
-
Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса:
-
подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ;
-
проводить качественный и количественный анализ веществ;
-
осуществлять дозиметрический и радиометрический контроль внешней среды;
-
оценивать экологические показатели сырья и экологическую пригодность выпускаемой продукции;
-
осуществлять контроль безопасности отходов производства;
-
контролировать работу очистных, газоочистных и пылеулавливающих установок.
-
Обработка и оформление результатов анализа:
-
снимать показания приборов;
-
рассчитывать результаты измерений;
-
участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды;
-
оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.
-
Соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности:
-
владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов;
-
пользоваться первичными средствами пожаротушения;
-
оказывать первую помощь пострадавшему.
Программа курса «Профессия Лаборант — эколог» включает изучение следующих дисциплин: «Введение в профессию», «Основы аналитической, физической и коллоидной химии», «Промышленная экология», «Биологическая химия. Микробиология. Экология продуктов питания», а также производственную практику (по окончании 10 класса – 120 часов).
Обучающиеся должны
знать/понимать:
-
правила подготовки рабочего места, лабораторного оборудования и реактивов;
-
назначение и методику производства анализов;
-
разрешенные показатели выбросов промышленных предприятий и методику их контроля;
-
влияние вредных факторов на организм человека;
-
положения нормативных документов по охране окружающей среды.
уметь:
-
отбирать пробы;
-
готовить аналитические растворы;
-
проводить их исследование с занесением результатов в регистрационный журнал;
-
пользоваться измерительными приборами для определения концентрации вредных веществ в различных природных средах;
-
налаживать и подготавливать к работе лабораторное оборудование;
-
проводить исследование химических и физико-химических свойств вещества;
-
оформлять лабораторную документацию.
При проведении контрольных мероприятий рекомендуется ориентироваться на требования к уровню подготовки обучающихся, обозначенных в программе.
Так как профессия «Лаборант — эколог» востребована на рынке труда, то обучающиеся могут продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН подготовки по профессии «Лаборант — эколог»
срок обучения 2 года, 256 учебных часов, по годам обучения
(10 – 11 классы)
Наименование дисциплин и междисциплинарных курсов | Всего часов | ||
10 класс | 11 класс | ||
I | ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ | 6 |
|
1.1. | Природопользование и охрана окружающей среды | 4 |
|
1.2. | Основы стандартизации и технические измерения | 1 |
|
1.3. | Охрана труда | 1 |
|
II
| ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ, ФИЗИЧЕСКОЙ И КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ | 42 | 16 |
2.1.
| Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования | 4 |
|
2.2. | Аналитическая химия | 26 |
|
2.3. | Качественный анализ | 12 |
|
2.4. | Количественный анализ |
| 16 |
III | ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ | 12 | 33 |
3.1.
| Основы приготовления проб и растворов различной концентрации | 12 | 6 |
3.2. | Основы промышленной экологии |
| 10 |
3.3.
| Основы экологического контроля производства и технологического процесса |
| 15 |
3.4.
| Обработка и учет результатов химического анализа |
| 2 |
IV
| БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. МИКРОБИОЛОГИЯ. ЭКОЛОГИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ. | 8 | 13 |
| ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА | 120 |
|
| ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ |
| 6 |
| Итого | 188 | 68 |
Рабочая программа курса «Профессия Лаборант – эколог»
-
Модуль. Введение в профессию – 6 часов
-
Природопользование и охрана окружающей среды – 4 часа.
-
Виды и классификация природных ресурсов и задачи охраны окружающей среды.
Методы и принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств.
Основные группы промышленных сточных вод и методы их очистки. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду. Основные источники и масштабы образования отходов производства.
Основные способы предотвращения и улавливания выбросов.
Экологическая пригодность выпускаемой продукции. Правила и нормы экологической безопасности. Принципы и организация производственного экологического контроля. Действие токсичных веществ на организм человека.
Состав промышленных выбросов в атмосферу от различных производств.
Основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов.
Нормативные документы по охране труда и здоровья, пожаробезопасности.
1.2. Основы стандартизации и технические измерения – 1 час.
Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации. Основы государственного метрологического контроля и надзора. Основы метрологии и принципы технических измерений.
Обозначения посадок в Единой системе допусков и посадок (ЕСДП).
Виды измерительных средств. Методы определения погрешностей измерений. Устройство, условия и правила применения контрольно – измерительных приборов, инструментов и испытательной аппаратуры.
1.3. Охрана труда – 1 час.
Виды и правила проведения инструктажей по охране труда. Возможные опасные и вредные факторы и средства защиты.
Действие токсичных веществ на организм человека.
Меры предупреждения пожаров и взрывов.
Нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности.
Общие требования безопасности на территориях предприятии и производственных помещениях.
Основные причины возникновения пожаров и взрывов.
Правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, система мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии.
Права и обязанности работников в области охраны труда.
Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях.
Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.
-
Модуль. Основы аналитической, физической и коллоидной химии – 58 часов.
2.1.Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования – 4 часов.
Требования к организации рабочего места. Назначение и классификация химической посуды. Правила обращения, хранения, сушки химической посуды.
Назначение и устройство лабораторного оборудования. Правила сборки и наладки лабораторных установок и приборов. Правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования.
Практические работы:
1.Лаборатории, их назначение, классификация, требования. Техника лабораторных работ. Санитарно – технологическое оборудование лаборатории: назначение, виды, характеристики. Требования, правила обращения.
2.Лабораторная посуда, металлическое оборудование и лабораторный инструментарий. Техника работы с посудой и пробками. Весы: назначение, классификация, устройство, правила обращения. Взвешивание: методы, способы, техника.
2.2.Аналитическая химия – 26 часов
Теоретические основы аналитической химии: основные положения, значение, область применения. Теория растворов. Концентрация: виды, методика расчета.
Закон действующих масс. Константы равновесия, их типы. Балансовые уравнения равновесных состояний. Понятие о pH. Буферные растворы.
Растворимость осадков. Гидролиз солей. Амфотерные соединения. Окислительно-восстановительные реакции. Коллоидные растворы. Двойные и комплексные соли.
Практические работы:
1.Основные лабораторные операции: назначение, методы, способы, техника проведения, применяемое оборудование, безопасность труда. Измельчение и смешивание.
2.Растворение: расчеты, определение концентрации. Экстракция и высаливание. Фильтрование. Центрифугирование. Дистилляция. Возгонка.
3.Выпаривание и упаривание. Нагревание и прокаливание. Сушка. Кристаллизация. Охлаждение.
4.Определение физических констант: назначение, методы, способы и техника проведения, применяемое оборудование, безопасность труда.
5.Определение рН раствора с помощью универсальной индикаторной бумаги.
6.Буферный метод определения рН.
7.Явления, наблюдаемые при растворении веществ.
8.Реакция среды растворов солей при гидролизе.
9.Химические свойства гидроксидов цинка и алюминия.
10.Получение хлорной (белильной) извести и ее свойства.
11.Получение растворимых силикатов.
12.Образование и диссоциация соединений с комплексным катионом.
2.3.Качественный анализ – 12 часов
Качественный анализ: предмет, задачи, методы, системы. Аналитическая реакция: характеристика, признаки, условия, чувствительность, способы проведения.
Аналитическая классификация ионов: принцип, виды и характеристики.
Качественный анализ ионов: классификация ионов, групповой реагент, частные реакции, условия и техника проведения, оборудование, реактивы, безопасность труда.
Качественный анализ катионов. Качественный анализ анионов. Анализ неизвестного вещества.
Практические работы:
1.Частные реакции катионов I – III групп.
2.Электрическая проводимость растворов кислот и щелочей.
3.Движение ионов под действием электрического тока.
4. Окрашивание пламени солями щелочных и щелочноземельных металлов.
5. Частные реакции анионов.
6. Состав воздуха.
2.4.Количественный анализ – 16 часов
Количественный анализ: методы, классификация, реактивы, оборудование, техника выполнения, расчеты результатов определений, безопасность труда.
Гравиметрический анализ, методы. Титриметрический анализ, методы. Методы: нейтрализации, окисления, восстановления, осаждения, комплексонометрии.
Анализ органических соединений: принципы, виды, область применения, оборудование, реактивы, техника выполнения, безопасность труда.
Элементный анализ органических соединений: качественный и количественный.
Функциональный анализ органических соединений: органических кислот, альдегидов, кетонов, оксисоединений, амино- и нитросоединений
Физические методы анализа: назначение, классификация, определяемые физические параметры, оборудование, техника выполнения, безопасность труда.
Практические работы:
1.Установление молекулярного состава исследуемого вещества.
2. Определение химического состава веществ с помощью аналитических весов.
3. Измерение объема раствора реактива известной концентрации, расходуемого для реакции с определяемым веществом.
4. Определение содержания различных веществ комплексонометрическим методом.
5. Определение некоторых органических веществ методом распределительной хроматографии.
6. Качественный и количественный анализ органического вещества.
7. Химические свойства кислородсодержащих органических соединений.
8. Измерение скоростей химических реакций в зависимости от условий.
-
Модуль. Промышленная экология – 43 часа.
3.1.Основы приготовления проб и растворов различной концентрации – 16 часов.
Требования, предъявляемые к реактивам, классификация и маркировка реактивов. Правила обращения и хранения реактивов.
Свойства пробируемых материалов, сырья и готовой продукции. Правила и способы отбора, транспортирования и хранения проб в различных условиях. Требования, предъявляемые к качеству проб. Устройство оборудования для отбора проб. Способы и техника разделки проб.
Понятие о растворах и процессах растворения. Классификация растворов. Способы выражения концентрации растворов. Техника приготовления растворов. Установление концентрации растворов.
Технология проведения качественного анализа веществ химическими, физическими, физико – химическими, биохимическими, микробиологическими методами.
Практические работы:
1.Правила безопасной работы с определенными группами реактивов.
2. Подготовка, хранение проб твердых, жидких и газообразных веществ с учетом их свойств и действия на организм.
3. Растворимость воздуха в воде и других растворителях.
4. Приготовление растворов различной концентрации.
5. Приготовление растворов определенной молярной и нормальной концентрации.
6. Смешивание двух растворов различной концентрации.
7. Отбор и консервация проб воды и жидких сред: способы, оборудование, реактивы, основные операции, техника выполнения, безопасность труда.
8. Контроль качества воды: правила, контролируемые параметры, методы, оборудование, техника выполнения, безопасность труда.
9. Анализ питьевой, технической воды.
3.2.Основы промышленной экологии. – 10 часов
Основы промышленной экологии.
Контроль состояния окружающей среды: задачи, цели, средства, методы. Экологический мониторинг: понятие, задачи, схема, классификация, организация. Глобальная система мониторинга окружающей среды.
Контроль уровня загрязнения воздушного бассейна: контролируемые параметры, методы. Контроль уровня загрязнения водного бассейна: виды, методы, контролируемые параметры. Контроль уровня загрязнения почвы: контролируемые параметры, методы.
Качественная и количественная оценка экологических показателей производства и технологического процесса: назначение, экологические показатели, контрольные точки производства, методы, оборудование, реактивы, техника выполнения. Безопасность труда.
Практические работы:
1.Качественная и количественная оценка экологической обстановки микрорайона.
2. Контроль качества воздуха: способы, методы, оборудование, реактивы, техника выполнения, расчет, безопасность труда. Анализ атмосферного воздуха и воздуха производственных помещений.
3. Контроль сточных вод: виды, методы, контролируемые параметры, оборудование, техника выполнения, безопасность труда. Анализ сточных вод.
4. Контроль качества почвы: контролируемые параметры, методы, оборудование, техника выполнения, безопасность труда.
3.3.Основы экологического контроля производства и технологического процесса – 15 часов.
Назначение экологического контроля производства и технологического процесса. Основные экологические показатели загрязнения помещений, технологического оборудования, коммуникаций.
Перечень контрольных точек производства. Периодичность контроля и его методы. Способы и приборы экологического контроля производства.
Экологические характеристики сырья и готовой продукции. Требования ГОСТа и ТУ к качеству сырья и готовой продукции. Нормативные выбросы. Классификация отходов. Способы использования и переработки отходов.
Основы экологии. Основы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Меры по охране окружающей среды. Организация контроля над природопользованием и состоянием окружающей среды.
Способы регенерации химических реактивов.
Практические работы:
1.Очистка оксида углерода (IV).
2.Пыль: химический и дисперсный состав.
3. Аналитические методы и приборы экологического контроля.
4. Анализ сырья, полупродуктов, воды, воздуха и отходов производства различными методами.
5. Нейтрализация и регенерация сливов химических реактивов.
3.4.Обработка и учет результатов химического анализа – 2 часа.
ГОСТы и нормативная документация по охране окружающей среды.
Критерии оценки степени загрязнения воды, воздуха и почвы. Понятие о биолого – химическом фоне и о биолого – химических аномалиях.
Практические работы:
1. Анализ сырья, полупродуктов, воды, воздуха и отходов производства различными методами.
2. Общие приемы работы с газами.
4 Модуль. Биологическая химия. Микробиология. Экология продуктов питания –21 час
Биологическая химия: задачи, цели, средства, методы, область применения.
Основы микробиологии.
Практические работы:
1.Исследование химического состава продуктов питания.
2. Проектная деятельность
Планирование занятий
10 класс
Теоретические вопросы | Практическая часть | |
1. | 1.1.Виды и классификация природ-ных ресурсов и задачи охраны окружаю-щей среды. Нормативные документы по охране труда и здоровья, пожаробезопасности. (2 часа) |
|
2. | Экологическая пригодность выпус-каемой продукции. Правила и нормы экологической безопасности. Нормативные документы по охране труда и здоровья, пожаробезопасности. (2 часа) |
|
3. | Действие токсичных веществ на организм человека. Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертифи-кации. Виды измерительных средств. (2 часа) |
|
4. | Требования к организации рабочего места. Назначение и классификация химической посуды. Правила обращения, хранения, сушки химической посуды. Назначение и устройство лабораторного оборудования. Правила сборки и наладки лабораторных установок и приборов. Правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования. (1 час) | Лаборатории, их назначение, классификация, требования. Техника лабораторных работ. Санитарно – технологическое оборудование лаборатории: назначение, виды, характеристики. Требования, правила обращения. (1 час) |
5. |
| Лабораторная посуда, металличес-кое оборудование и лабораторный инструментарий. Техника работы с посудой и пробками. Весы: назначение, классификация, устройство, правила обращения. Взвешивание: методы, способы, техника. (2 часа) |
6. | Теоретические основы аналитической химии: основные положения, значение, область применения. (1 час) | Основные лабораторные операции: назначение, методы, способы, техника проведения, применяемое оборудование, безопасность труда. Измельчение и смешивание. (1 час) |
7. | Теория растворов. (1 час) | Растворение: расчеты, определение концентрации. Экстракция и выса-ливание. Фильтрование. Центри-фугирование. Дистилляция. Возгон-ка. (1 час) |
8. | Концентрация: виды, методика расчета. (1 час) | Растворение: расчеты, определение концентрации. Экстракция и выса-ливание. Фильтрование. Центри-фугирование. Дистилляция. Возгон-ка. (1 час) |
9. | Закон действующих масс. (1 час) | Выпаривание и упаривание. Нагре-вание и прокаливание. Сушка. Кри-сталлизация. Охлаждение. (1 час) |
10. | Константы равновесия, их типы. (1 час) | Определение физических конс-тант: назначение, методы, способы и техника проведения, применяе-мое оборудование, безопасность труда. (1 час) |
11. | Балансовые уравнения равновесных состояний. Понятие о pH. (1 час) | Определение рН раствора с помо-щью универсальной индикаторной бумаги (1 час). |
12. | Буферные растворы. (1 час) | Буферный метод определения рН. (1 час) |
13. | Растворимость осадков. (1 час)
| Явления, наблюдаемые при растворении веществ. (1 час) |
14. | Гидролиз солей. (1 час) | Реакция среды растворов солей при гидролизе. (1 час) |
15. | Амфотерные соединения. (1 час) | Химические свойства гидроксидов цинка и алюминия. (1 час) |
16. | Окислительно-восстановительные реакции. (1 час) | Получение хлорной (белильной) извести и ее свойства. (1 час) |
17. | Коллоидные растворы. (1 час) | Получение растворимых силикатов. (1 час) |
18. | Двойные и комплексные соли. (1 час) | Образование и диссоциация соеди-нений с комплексным катионом. (1 час) |
19. | Требования, предъявляемые к реактивам, классификация и маркировка реактивов. Правила обращения и хранения реакти-вов. (1 час) | Правила безопасной работы с определенными группами реактивов. (1 час) |
20. | Качественный анализ: предмет, задачи, методы, системы. Аналитическая реак-ция: характеристика, признаки, условия, чувствительность, способы проведения. (1 час) | Частные реакции катионов I – III групп. (1 час) |
21. | Аналитическая классификация ионов: принцип, виды и характеристики. (1 час) | Электрическая проводимость растворов кислот и щелочей. (1 час) |
22. | Качественный анализ ионов: классифи-кация ионов, групповой реагент, частные реакции, условия и техника проведения, оборудование, реактивы, безопасность труда. (1 час) | Движение ионов под действием электрического тока. (1 час) |
23. | Качественный анализ катионов. (1 час) | Окрашивание пламени солями ще-лочных и щелочноземельных ме-таллов. (1 час) |
24. | Качественный анализ анионов. (1 час) | Частные реакции анионов. (1 час) |
25. | Анализ неизвестного вещества. (1 час) | Состав воздуха. (1 час) |
26. | Свойства пробируемых материалов, сы-рья и готовой продукции. Правила и спо-собы отбора, транспортирования и хране-ния проб в различных условиях. Требо-вания, предъявляемые к качеству проб. (1 час) | Подготовка, хранение проб твердых, жидких и газообразных веществ с учетом их свойств и действия на организм (1 час) |
27. | Понятие о растворах и процессах раство-рения. Классификация растворов. (1 час) | Растворимость воздуха в воде и других растворителях. (1 час) |
28. | Способы выражения концентрации растворов. (1 час) | Приготовление растворов раз-личной концентрации. (1 час) |
29. | Техника приготовления растворов. (1 час) | Приготовление растворов опреде-ленной молярной и нормальной концентрации (1 час) |
30. | Установление концентрации растворов. (1 час) | Смешивание двух растворов различной концентрации (1 час) |
31-33. | Экология продуктов питания | Исследование продуктов питания (химический состав) |
34. | Подведение итогов года |
|
11 класс
Теоретические вопросы | Практическая часть | |
1. | Основы промышленной экологии. Назначение экологического контроля производства и технологического процесса. (1 час) | Отбор и консервация проб воды и жидких сред: способы, оборудова-ние, реактивы, основные операции, техника выполнения, безопасность труда. (1 час) |
2. | Устройство оборудования для отбора проб. Способы и техника разделки проб. (1 час) | Отбор и консервация проб воды и жидких сред: способы, оборудова-ние, реактивы, основные операции, техника выполнения, безопасность труда. (1 час) |
3. | Основные экологические показатели за-грязнения помещений, технологического оборудования, коммуникаций. (1 час) | Пыль: химический и дисперсный состав. (1 час)
|
4. | Технология проведения качественного анализа веществ химическими, физичес-кими, физико – химическими, биохими-ческими, микробиологическими метода-ми. (1 час) | Контроль качества воды: правила, контролируемые параметры, методы, оборудование, техника выполнения, безопасность труда. (1 час) |
5. | Технология проведения качественного анализа веществ химическими, физичес-кими, физико – химическими, биохими-ческими, микробиологическими метода-ми. (1 час) | Анализ питьевой, технической воды. (1 час) |
6. | Перечень контрольных точек производс-тва. Периодичность контроля и его мето-ды. Способы и приборы экологического контроля производства. (1 час) | Аналитические методы и приборы экологического контроля. (1 час) |
7. | Экологические характеристики сырья и готовой продукции. Требования ГОСТа и ТУ к качеству сырья и готовой продукции. (1 час) | Анализ сырья, полупродуктов, воды, воздуха и отходов производства различными методами. (1 час) |
8. | Нормативные выбросы. Классификация отходов. Способы использования и переработки отходов. (1 час) | Очистка оксида углерода (IV). (1 час) |
9. | Основы экологии. Основы охраны окру-жающей среды и рационального приро-допользования. Меры по охране окружа-ющей среды. Организация контроля над природопользованием и состоянием окружающей среды. (1 час) | Анализ сырья, полупродуктов, воды, воздуха и отходов производства различными методами. (1 час) |
10. | ГОСТы и нормативная документация по охране окружающей среды. (1 час) | Анализ сырья, полупродуктов, во-ды, воздуха и отходов производства различными методами. (1 час) |
11. | Критерии оценки степени загрязнения воды, воздуха и почвы. Понятие о биолого – химическом фоне и о биолого – химических аномалиях. (1 час) | Общие приемы работы с газами (1 час) |
12. | Способы регенерации химических реактивов. (1 час) | Нейтрализация и регенерация сли-вов химических реактивов. (1 час) |
13. | Количественный анализ: методы, класс-сификация, реактивы, оборудование, техника выполнения, расчеты результатов определений, безопасность труда. (1 час) | Установление молекулярного состава исследуемого вещества. (1 час) |
14. | Гравиметрический анализ, методы. (1 час) | Определение химического состава веществ с помощью аналитических весов. (1 час) |
15. | Титриметрический анализ, методы. (1 час) | Измерение объема раствора реактива известной концентрации, расходуемого для реакции с определяемым веществом. (1 час) |
16-17. | Методы: нейтрализации, окисления, восстановления, осаждения, комплексонометрии. (2 часа) | Определение содержания раз-личных веществ комплексоно-метрическим методом. (2 часа) |
18. | Анализ органических соединений: прин-ципы, виды, область применения, обору-дование, реактивы, техника выполнения, безопасность труда. (1 час) | Определение некоторых органи-ческих веществ методом распреде-лительной хроматографии. (1 час) |
19. | Элементный анализ органических соединений: качественный и количественный. (1 час) | Качественный и количественный анализ органического вещества. (1 час) |
20. | Функциональный анализ органических соединений: органических кислот, альде-гидов, кетонов, оксисоединений, амино- и нитросоединений. (1 час) | Химические свойства кисло-родсодержащих органических соединений. (1 час) |
21. | Физические методы анализа: назначение, классификация, определяемые физичес-кие параметры, оборудование, техника выполнения, безопасность труда. (1 час) | Измерение скоростей химических реакций в зависимости от условий. (1 час) |
22-24. | Биологическая химия: задачи, цели, сред-ства, методы, область применения. (1 час) | Исследование химического состава продуктов питания. (5 часов) |
25. | Основы микробиологии. (1 час) | Проектная деятельность. (1 час) |
26. | Основы промышленной экологии. (1 час) | Проектная деятельность. (1 час) |
27. | Контроль состояния окружающей среды: задачи, цели, средства, методы. (1 час) | Качественная и количественная оценка экологической обстановки микрорайона (1 час) |
28. | Экологический мониторинг: понятие, за-дачи, схема, классификация, организация. Глобальная система мониторинга окру-жающей среды. Качественная и коли-чественная оценка экологических пока-зателей производства и технологического процесса: назначение, экологические показатели, контрольные точки произ-водства, методы, оборудование, реактивы, техника выполнения. Безопасность труда. (1час) | Качественная и количественная оценка экологической обстановки микрорайона (1 час) |
29. | Контроль уровня загрязнения воздушного бассейна: контролируемые параметры, методы. (1 час) | Контроль качества воздуха: спо-собы, методы, оборудование, реак-тивы, техника выполнения, расчет, безопасность труда. Анализ атмос-ферного воздуха и воздуха про-изводственных помещений. (1 час) |
30. | Контроль уровня загрязнения водного бассейна: виды, методы, контролируемые параметры. (1 час) | Контроль сточных вод: виды, мето-ды, контролируемые параметры, оборудование, техника выполнения, безопасность труда. Анализ сточных вод. (1 час) |
31. | Контроль уровня загрязнения почвы: контролируемые параметры, методы. (1 час) | Контроль качества почвы: конт-ролируемые параметры, методы, оборудование, техника выполнения, безопасность труда. (1 час) |
32-34. | Итоговая аттестация. |
|
Перечень вопросов проектной деятельности обучающихся 10 класса (тема «Экология продуктов питания»)
-
Исследование и сравнение различных сортов чая.
-
Исследование и сравнение различных сортов кофе.
-
Изучение состава и качества шоколада.
-
Чипсы: за и против?
-
Влияние энергетических напитков на организм школьника.
-
Определение качества йогуртов.
План исследования:
-
История появления исследуемого продукта.
-
Состав продукта (анализ информации этикетов, затем работа с информационными источниками).
-
Составление плана исследования продукта на основе информации, полученной в процессе работы с информационными источниками.
-
Практическая часть (подтверждение теоретических данных работы).
-
Выводы.
Литература:
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования; Стандарта среднего (полного) общего образования по химии и биологии;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 240100.02 Лаборант – эколог, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2009 г. № 364;