Муниципальное общеобразовательное учреждение Пролетарская средняя общеобразовательная
школа № 4 имени Нисанова Х.Д.
Рабочая программа
по биологии – 11 класс
для домашнего обучения.
Подготовила
учитель биологии высшей категории
Полтавцева Олеся Анатольевна
2009 – 2010 учебный год.
Содержание.
1. Объяснительная записка…………………………3 стр.
2. Цели и задачи программы…………………….3-4 стр.
3. Календарно-тематическое планирование……4-6 стр.
4. Уровень подготовки выпускника…………..6-7 стр.
5. Контрольно-измерительные материалы………7 стр.
6. Список используемой литературы……………7 стр.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа по биологии (9 класс) составлена в соответствии с авторской программой под руководством профессора И.Н. Пономарёвой
(М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2005). Для обучения используется учебник И.Н. Пономарёва, «Общая биология», 11 класс. – М.: «Вентана-Граф».
Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования в средней школе и требований к уровню подготовки выпускников по биологии.
Эта программа рассчитана на 34 часов в год, т.е. 1 час в неделю.
Часы распределяются следующим образом:
«Общая биология /2часть/» – 11 класс.
Часов – 34 (1 ч/н); контрольных работ – 7; лабораторных работ – 3;
практических работ – 3; зачётов — 4.
ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | КОЛИЧЕСТВО РАБОТ | ||||
лабораторные | практические | зачёты | контрольные | |||
| ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ. | 17 ч. | 1 | 3 | -//- | 3 |
| КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ. | 10 ч. | 2 | -//- | 3 | 2 |
| МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНИ. | 7 ч. | -//- | -//- | 1 | 2 |
ИТОГО |
| 34 ч. | 3 | 3 | 4 | 7 |
Для контроля /А/ и промежуточной аттестации учащихся /Б/ предусмотрены следующие формы:
-
— зачёты;
— практические работы.
-
— лабораторные работы;
— контрольные работы.
Данная программа направлена на реализацию следующих целей и решение определённых задач.
Цели:
-
Освоение знаний о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной картины мира; методах научного познания.
-
Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитие современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах.
-
Развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации.
-
Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.
Задачи: углубить и закрепить знания, полученные при изучении биологии; применить полученные знания на практике (при сдаче ЕГЭ); научиться работать с различными источниками информации; научить обобщать и оценивать полученные результаты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
ТЕМА. СОДЕРЖАНИЕ. | КОНТРОЛЬ. | кол-во часов. | Д. З. | |
| ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ. |
| 17ч. |
|
1. | Организменный уровень организации жизни и его роль в природе. |
| 1ч. | & 1. |
2. | Организм как биосистема. |
| 1ч. | & 2. |
3. | Лабораторное занятие: «Наблюдение за поведением животных. Выявление поведенческих реакций на факторы внешней среды». | Л. р. № 1. | 1ч. | рабочая карта. |
4. | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). |
| 1ч. | & 6. |
5. | Размножение организмов. |
| 1ч. | & 8. Подготовить сообщение «Значение размножения в органическом мире» |
6. | Контрольно-обобщающий урок по теме. | К. р. № 1. | 1ч. | Повтор. & 1 — 8 |
7. | Основные понятия генетики. |
| 1ч. | & 9. |
8. | Изменчивость признаков организма и её типы. |
| 1ч. | & 10. |
9. | Генетические закономерности, открытые Г. Менделем при моногибридном скрещивании. |
| 1ч. | & 11 (1 ч.). |
10. | Проявление генетических закономерностей при дигибридном скрещивании. |
| 1ч. | & 11 (2 ч.). |
11. | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. |
| 1ч. | & 13. |
12. | Практическая работа: «Решение генетических задач». | П. р. № 1. | 1ч. | задачи |
13. | Контрольно-обобщающий урок по теме. | К. р. № 2. | 1ч. | Повтор. & 9 – 13. |
14. | Этические аспекты применения генных технологий. |
| 1ч. | & 15. |
15. | Факторы, определяющие здоровье человека. |
| 1ч. | & 17. Подготовить сообщение «Что значит — здоровый человек?» |
16. | Вирусные заболевания и меры борьбы с ними. |
| 1ч. | & 21. |
17. | Контрольно-обобщающий урок по главе 5. | К. р. № 3. | 1ч. | Повтор. & 14 – 22. |
| КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ. |
| 10ч. |
|
18. | Клеточный уровень организации живой материи: значение и роль в природе. |
| 1ч. | & 23. |
19. | Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. |
| 1ч. | & 24. |
20. | Структура клеток. Функции клеток и внутриклеточных образований. |
| 1ч. | & 26 (1 ч.). |
21. | Функции клеток и внутриклеточных образований. |
| 1ч. | & 26 (2 ч.). |
22. | Лабораторное занятие: «Сравнение строения клеток прокариот и эукариот», «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня». | Л. р. № 2, № 3. | 1ч. | рабочая карта. |
23. | Деление клетки – митоз и мейоз. |
| 1ч. | & 29. |
24. | Хромосомы их структура и функции. |
| 1ч. | & 31. |
25. | Достижение медицинской генетики. |
| 1ч. | & 32. |
26. | История развития науки о клетке. |
| 1ч. | & 40. Подготовить сообщение «Р. Гук. Его заслуги в развитии Цитологии» |
27. | Контрольно-обобщающий урок по главе 5. | К. р. № 4. | 1ч. | Повтор. & 23 – 32. |
| МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНИ. |
| 7ч. |
|
28. | Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. |
| 1ч. | & 43. |
29. | Основные биополимерные молекулы живой материи. |
| 1ч. | & 44. |
30. | Процессы синтеза молекулы в живых системах молекулярного уровня. |
| 1ч. | & 45. |
31. | Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах. |
| 1ч. | & 46. |
32. | Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. |
| 1ч. | & 50. Подготовить сообщение «Глобальные экологические проблемы» |
33. | Структурные уровни организации живой природы. |
| 1ч. | & 52 |
34. | Контрольно-обобщающий урок по главе 5. | К. р. № 5. | 1ч. | Повтор. & 40 – 47. |
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
Знать/понимать:
-
Основные положения биологических теорий; учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости.
-
Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.
-
Вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки.
-
Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем.
-
Биологическую терминологию и символику.
Уметь:
-
Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрении; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; причины Эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.
-
Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.
-
Описывать особей видов по морфологическому критерию.
-
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах.
-
Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения.
-
Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах.
-
Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.
-
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически их оценивать.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Дидактический материал прилагается к программе «Общая биология» — 11 класс /папка дидактического материала № 6/.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Авторская программа под руководством профессора И.Н. Пономарёвой. — М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2005.
2. И.Н. Пономарёва, «Общая биология»: 11 класс. – М.: «Вентана-Граф».
3. Сборник нормативных документов. Биология. /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2008.